Иисуса Христа. «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному» (Воскресная песнь после Евангелия)
«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному» (Воскресная песнь после Евангелия).
Безгрешность Спасителя понимается как отсутствие у Него, по человеческому естеству при зачатии и рождении, определенных последствий первородного греха — укоризненных страстей, а также отсутствие личных грехов и внутренних искушений[113] в процессе земной жизни. При этом другие последствия первородного греха — безукоризненные (естественные, беспорочные) немощи (страсти)[114] в человеческом естестве Иисуса Христа присутствовали. Отметим, что наличие у Иисуса Христа по человеческому естеству безукоризненных немощей исходит из Священного Писания, в котором, в частности, говорится, что Его тело: было подвержено утомлению (Ин. 4: 6); требовало успокоения и сна (Мк. 4: 38; Лк. 8: 23); имело нужду в пище и питие (Мф. 4: 2; Лк. 4: 2; Ин. 19: 28); было способно к страданию (Лк. 22: 41-44). Кроме того, если тело Адама до грехопадения находилось в состоянии возможности не умирать и эта возможность, при отсутствии греха, как известно, превратилась бы в невозможность умереть (смерти), то Иисус Христос по человечеству принял крестную смерть (Мф. 27: 50; Мк. 15: 37) и Его тело было предано погребению (Мф. 27: 57-61; Мк. 15: 43-47). Иными словами, человеческое естество Спасителя восприняло физические последствия первородного греха, включая смертность, то есть восприняло безукоризненные немощи.
Иеромонах Симеон (Гаврильчик) говорит: «Итак, человеческая природа Спасителя была отлична от первозданного Адама наличием человеческих немощей — страстности, тленности, смертности, а от падшего Адама: безгрешным рождением, душевно – нравственным совершенством, всецело свободным, добровольным стремлением человеческой воли к исполнению Божественной воли, отсутствием наклонности ко греху и укоризненных страстей» (123: 117 со ссылкой на святого Иоанна Дамаскина).
Отметим, что зачатие человеческого естества Иисуса Христа имеет две характерные особенности:
·зачатие произошло при отсутствии (без) чувственной похоти и мужского семени[115];
·при зачатии человеческому естеству Иисуса Христа не передались укоризненные страсти, являющиеся следствием первородного греха и переходящие на всех людей, независимо от способа их зарождения.
Поскольку, до определенного времени единственным способом размножения людей являлось естественное зачатие, необходимо связанное с чувством физического влечения и удовлетворения (называемого чувственной похотью) и семенем, то было вполне логичным считать, что приведенные особенности соотносятся между собой как причина и следствие. Так, например, свт. Лев Великий пишет: «Итак, возлюбленные, Спаситель рождается не из семени плоти, но от Святого Духа, поэтому Его не коснулось проклятие первородного греха» (цит. по 69: 53); «Ибо где не было излияния отцовского семени, там рождение не смешалось с грехом» (цит. по 47: 116); «Непорочное девство не познало похоти и, между тем, доставило вещество плоти. Итак, Господь принял от Матери естество, но не грех» (цит. по 69: 53).
Однако, поскольку с развитием биомедицинских технологий появилась принципиальная возможность как беспохотливого семенного, так и беспохотливого бессеменного зарождения (клонирования) человека, данное мнение, необходимо пересмотреть. Это обусловлено тем, что в противном случае, как уже выше говорилось, необходимо будет признать отсутствие последствий первородного греха и у клонов, как рожденных вне семени и похоти. А это, в свою очередь, будет противоречить словам святого апостола Павла овсеобщности распространения последствий первородного греха (Рим. 5: 12, 18).
Поэтому,отсутствие укоризненных страстей в человеческом естестве Иисуса Христа является следствием не собственно отсутствия похоти и отцовского семени при зачатии, а следствием чудесного воплощения (то есть, образования человеческого естества) Сына Божиего от Духа Свята и Марии Девы (Символ Веры), включающего отсутствие (не требующего наличия) отцовского семени.
Другими словами, отсутствие похоти и семени является не причиной отсутствия укоризненных страстей в человеческом естестве Иисуса Христа, а является следствием чудесного воплощения Сына Божиего. Именно поэтому (из-за чудесного воплощения) человеческое естество Иисуса Христа, с одной стороны, обладало, от плоти Богородицы, безукоризненными немощами, а с другой — у Него отсутствовали, от воздействия Святого Духа, укоризненные страсти.