Билет 16.2. Профессиональные типологии личности
Классификации профессий, как правило, базируются на объективных основаниях, определяемых необходимым качеством продукта и особенностями деятельности, приводящей к созданию этого продукта. При этом остальные качества субъекта, не имеющие прямого отношения к профессиональному труду, в рассмотрение не включаются. Что же касается профессиональных типологий, то они направлены на выделение устойчивых психологических комплексов, присущих представителям той или иной профессиональной группы. Среди качеств, входящих в этот комплекс, отмечаются и те, что не существенны для успешной работы, но устойчиво появляются вместе с другими, профессионально значимыми характеристиками. Профессиональные типологии опираются на типы личности вообще, они полезны при решении задач выявления области риска для психического здоровья, для прогноза развития личности профессионала. Кроме того, они выделяют и типы, объединенные общностью профессионального реагирования на те или иные ситуации, т.е. типы профессионалов.
Создание профессиональных типологий оказалось возможным, потому что между профессиональными интересами и особенностями личности существует соответствие. Так, для человека теоретической (например, математической) профессии характерна склонность недооценивать себя, интересоваться духовными и философскими проблемами, заниматься самоанализом. Математик часто неуступчив, не склонен к личным контактом, несмотря на слабую чувствительность к стрессам, бесполезен как лидер, однако при этом одновременно сострадателен и готов оказать помощь. Если же обратиться к анализу представителя практической профессии, например, продавца недвижимости, то мы встретим комплекс совсем других качеств: хитрость, снисходительность к себе, склонность к компромиссам, способность убеждать других людей, при необходимости проявляя агрессивность; стремление находиться в центре внимания, высокая самооценка и нечувствительность к проблемам философского содержания (Акимова М.К., 1980; Анастази А., 1982).
В основу профессиональных типологий можно положить самые разные психологические качества: способность к творчеству, особенности темперамента, способ реагирования на профессиональную неудачу; однако, так или иначе, эти типологии позволяют описать сферу бытия человека, связанную с его профессией. Большинство этих типологий имеют эмпирический характер; их теоретическое обоснование – задача пока еще не решенная, однако для практической диагностики они могут оказаться полезными.
Так, например, разработана классификация стилей принятия решения, основанная на типологии К.Г. Юнга. Согласно этой классификации:
1. Представители интуитивноготипа больше любят решать новые, а не привычные проблемы, настойчивы в сложных ситуациях и не настойчивы в рутинных делах, быстро делают вывод, допускают фактические ошибки, не любят уточнять информацию, слабо организуют свою деятельность, работая на энергии эмоций и импровизируя.
2. Представители мыслительноготипа малоэмоциональны, им чужды человеческие переживания, нередко они кажутся жесткими, потому что в своих решениях способны обходить интересы отдельных людей.
3. Представители сензитивного типа избегают решения новых проблем, если они не имеют готового решения, любят установленный порядок, упорны в рутинных делах, хорошо организуют свою деятельность и редко испытывают вдохновение. Отмечается высокая корреляция между сензитивным типом и склонностью принимать решения коллегиально, тем самым разделяя ответственность с другими.
4. Наконец, представители эмоциональноготипа подвержены влиянию своего настроения, хорошо понимают людей, в своих решениях стремятся учитывать интересы других (Машков В.Н., 1998).
В области интеллектуальных профессий выделяют два типа мыслителей:
· первый склонен к анализу, строгим выводам, логичности, формальности;
· второй – к синтезу, свободе мысли, образности, интуитивным решениям.
При этом ни один из типов не является более продуктивным по сравнению с другим, они могут работать, дополняя друг друга, что объясняется особенностями церебрального доминирования.
Сочетание абстрактного-конкретного мышления с доминированием полушария приводит к выделению четырех типов профессионалов, использующих различные стратегии принятия решения:
1. Правополушарные конкретные, которые, по данным американских исследователей, представлены в большинстве, интуитивно ориентированы на общество, опираются на непосредственный опыт и стремятся принимать решение на основе общих впечатлений, а не отдельных фактов.
2. Правополушарные абстрактные предпочитают решать глобальные проблемы без детализации.
3. Левополушарные конкретные решают проблемы логически, исходя из объективных фактов.
4. Левополушарные абстрактные – это теоретики, способные решать глобальные проблемы детальным образом.
Другая классификация людей умственного труда также основана на дихотомиях синтез – анализ и интуиция – воспроизведение и включает пять следующих типов:
· прометеи (творчески мыслящие личности, генераторы идей);
· эрудиты (хранители информации, тактические противники прометеев);
· систематизаторы фактов (анализирующие и упорядочивающие информацию);
· регистраторы фактов (собиратели информации, мастера описания);
· рядовые исполнители (работники, использующие готовые инструкции и методики).
Эти типы расположены в соответствии с убыванием творческого мыслительного содержания труда и одновременным возрастанием опоры на память и внимание (Машков В.Н., 1998; Пряжников Н.С., 1997).
Еще один подход акцентирует качества, в основном индивидные, важные для поведения в экстремальных ситуациях, если таковые предполагаются в рамках данной профессии. Если торможение преобладает над возбуждением, то у человека, как правило, внимание ограничено значимыми объектами, а восприятие других объектов отличается повышенным порогом. Если же преобладает возбуждение, то человек склонен к лишним телодвижениям и избыточным действиям. Можно выделить пять типов реагирования на сложную ситуацию.
· Человек с напряженным типом поведения отличается скованностью, общей заторможенностью и напряженностью в выполнении работы.
· Человек трусливого типа действует эмоционально и неадекватно, стремясь либо оградить себя от ответственности, либо использовать хотя и неверный, но проверенный способ действия.
· Тормозной тип характеризуется полным ступором, остановкой в активности при необычных обстоятельствах.
· Агрессивно-бесконтрольный тип характеризуется аффективными вспышками, которые бессмысленны и бесполезны.
· Наконец, прогрессивный тип в условиях экстремальных повышает показатели своей работы, оптимизирует затраты сил и проявляет повышенную работоспособность.
Если же подняться над отдельными ситуациями и обратиться к реакциям на несложившуюся профессиональную судьбу (что очень актуально для постперестроечного периода развития нашей страны), то здесь обнаружено два типичных психологических ответа. В первом случае неудача успешно компенсируется за счет внепрофессиональных мотивов, в результате чего человек поддерживает хорошие отношения с окружающими и свободен от внутреннего конфликта. Во втором случае неудача приводит к возникновению глубокого личностного конфликта, вызванного несовпадением притязаний и достижений, выражаясь, среди прочего, в общей неудовлетворенности жизнью, раздраженности и стремлении объяснять неуспех внешними причинами, что уводит человека от возможности активно влиять на ситуацию (Машков В.Н., 1998).
Краткое рассмотрение профессиональных типологий позволяет скорее отметить их недостаточность и фрагментарность, которая может быть преодолена лишь путем интеграции и систематизации профессионально значимых свойств в соответствии со структурой индивидуальности. Кроме того, очевидно, что способы поведения в профессиональной деятельности вырабатываются в контексте общего стиля жизни человека, тем самым акцентируя целостность индивидуальности во всех ее проявлениях.