Исторические предпосылки зарождения науки
Современная теория менеджмента наука относительно молодая, и её история охватывает порядка 100 лет. Практика же менеджмента насчитывает тысячелетия, так как уже в древних культурах обнаруживаются отдельные элементы современного управления. История менеджмента прошла несколько этапов своего развития.
Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, её планирования, контроля результатов. Это было связано со строительством пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими использование труда множества людей.
Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности.
Ассирийский царь Навуходоносор II (604-562 до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах. Её инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались ежедневно поступающие партии сырья. Это позволяло определить сроки их нахождения в производстве или на складе.
В 500 г. До н.э. в произведении китайского учёного Сан Цу «Искусство войны» признаётся необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования.
Известный древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда, отмечая, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности.
Великий Сократ (469-399 до н.э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об универсальном характере управления.
В 1513 г. Н. Макиавелли в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями».
Во второй половине XIX столетия наряду с эмпирическими рекомендациями в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспериментов. В 1800-1828 гг. английский учёный Р.Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик, провёл широкомасштабный социальный эксперимент. Его суть состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам, в рабочих посёлках открыли школы. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального стимулирования и, не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не прибегая к угрозам, добился повышения производительности труда. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею социального партнёрства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столетия.
Но целостной науки об управлении к концу XIX столетия ещё не сложилось – эта задача была решена уже в XX столетии. Со времени становления теории менеджмента можно отметить несколько школ менеджмента:
– Школа научного менеджмента;
– Рационалистическая школа;
– Школа административного менеджмента;
– Школа бюрократического управления организацией;
– Школа человеческих отношений;
– Школа количественных методов;
– Эмпирическая школа;
– Школа новых человеческих отношений.