Провинциальный торговец, который смог
Как только не называли Сэма Уолтона, основателя сети универсальных торговых центров Wal-Mart. Он побывал и врагом провинциальной Америки, и губителем владельцев небольших магазинчиков на Мэйн-стрит. Некоторые мелкие магазины закрылись и ушли из бизнеса за время роста сети Wal-Mart, — соглашался Уолтон. — Тем не менее была сделана попытка превратить сей рядовой факт в большую полемику, эдакую кампанию "Спасем торговцев в маленьких городках", как будто речь идет о китах, редких американских журавлях или ком-то еще в этом роде". В действительности же правда такова, что как раз сам Уолтон и был провинциальным торговцем с Мэйн-стрит, одним из тех, за вытеснение которых с рынка его так бурно критиковали. Единственное различие между Уолтоном и его менее удачливыми коллегами состоит в том, что он оказался превосходным лидером, который был способен решать проблемы и своевременно изменяться, вместо того чтобы уходить из бизнеса.
Сэм Уолтон родился в городке Кингфиш, штат Оклахома, и рос в Колумбии, штат Миссури. Он демонстрировал свои лидерские качества уже в средней школе, где его избрали президентом ученического совета и где в качестве разыгрывающего полузащитника он привел команду по американскому футболу к беспроигрышному сезону и званию чемпиона штата, а затем повторил тот же самый подвиг со школьной баскетбольной командой как ее лидер и распасовщик — и это при росте 175 см.
Уолтон закончил колледж и проработал несколько лет, затем во время второй мировой войны служил в армии. После демобилизации он занялся розничной торговлей — тем делом, которое любил, — и вместе с женой переехал в маленький городок Бентонвилл в штате Арканзас. Именно там чета открыла магазин "Уолтон: всякая всячина за пятак и гривенник".
Бизнес шел хорошо благодаря не только напористости Уолтона, но и его умению предвидеть развитие событий. Так, он организовал свой магазин по принципу самообслуживания, что было в то время новизной. Сэм упорно трудился и продолжал расширяться. К 1960 году у него имелось уже 15 магазинов. Но как раз в это самое время его конкурент Херб Гибсон стал создавать в северозападном Арканзасе магазины, продающие товары по сниженным ценам. Они напрямую конкурировали с магазинами Уолтона, где торговали мелкими товарами, придерживаясь стандартной шкалы цен.
"Реально у нас имелось только 2 варианта выбора, — рассказывал позднее Уолтон, — либо оставаться в бизнесе магазинов мелких товаров со стандартными ценами и оказаться захлестнутыми волной скидок, либо самим создавать магазины, торгующие со скидками. В итоге я начал разъезжать по всей стране, изучая указанный подход... И вот 2 июля 1962 года, сделав это в Роджерсе, штат Арканзас, прямо на шоссе, ведущем из Бентонвилла, мы открыли торговый центр Wal-Mart номер 1".
Вскоре Уолтон добавил к нему новые магазины. Его сеть универмагов Wal-Mart была небольшой по сравнению с некоторыми другими, которые начали организовываться примерно в то же время (Kmart, Target и Wooico), но росла намного быстрее. Это порождало очередную проблему. Уолтон понял, что ему нужно улучшить в своих магазинах систему планирования и распределения. Вместе со своими людьми он решил данную проблему, создав базовые центры распределения. Этот шаг, сопровождавшийся компьютеризацией, позволил им заказывать товары крупным оптом, отслеживать потребности каждого магазина и поставлять им нужные позиции быстро и эффективно. А когда издержки на новое оборудование и сами здания вновь созданных центров распределения стали причиной тяжелого долгового бремени, указанная ситуация рассматривалась просто как еще одна проблема, подлежащая решению. И Уолтон нашел его, сделав в 1970 году свою фирму публичной.
Когда в 1992 году он умер, его компания владела более чем 1700 магазинами в 42 штатах и Мексике. Сэм Уолтон, владелец магазина мелкой торговли в провинциальном городке, в Америке стал розничным продавцом номер один. Да и после его смерти компания продолжает стремительно расти: лидерство Уолтона все еще обеспечивает решение проблем по мере их возникновения и позволяет сети магазинов Wal-Mart и второй его сети розничной торговли под названием Sam's Club расти и продвигаться вперед.