Формы самостоятельной работы студентов и их учебно-методическое, программно-информационное и материально-техническое обеспечение

Самостоятельная работа учащихся может протекать как добавление к классическим формам образования (работа на практических и лабораторных занятиях по темам и источникам, рекомендуемым преподавателем и рабочими программами, коллективные обсуждения докладов на разные темы, сами доклады, контрольные работы, самостоятельная подготовка к зачету или экзамену), так и в более новых.

Последние могут включать в себя проведение исследований и обработка полученных данных, самостоятельный поиск тем и современных направлений развития и изучения науки, поиск источников литературы, (особенно самых новых и актуальных), в т.ч. с использованием электронных ресурсов, размещенных на них книг, хрестоматий, учебно-методических пособий, научных и научно-популярных журналов и статей, сборников тестов и других методик, информационных сайтов, блогов, социальных сетей и электронной почты.

Еще одной формой самостоятельной работы, перспективной для развития различных компетенций учащихся, может быть разработка и модификация определенных компьютерных программ и их приложений, например, выполнение электронной презентации на указанные или выбранные самостоятельно темы, использование средств расчета и формул в электронных таблицах, самостоятельный подсчет статистики с помощью различных компьютерных программ и технологий (Microsoft Power Point, Excel, SPSS, Word, др.).

В ходе обучения и самостоятельной работы студент также приобретает знания, умения и навыки в области программных продуктов, связанных с созданием и поддержанием работы сайтов, личных кабинетов, сбором и обработкой результатов, вычислением статистики (Excel, SPSS, др.), обеспечением Интернет-рекламы, высокоскоростной, надежной и защищенной работы в Интернете (включая особенности работы с различными Интернет-провайдерами), и общей информационной защиты компьютеров, планшетов и смартфонов, каналов выхода в Интернет. Другие конкретные названия программ и приложений, электронных ресурсов, некоторых методик и изданий будут приведены чуть ниже.

За использование вышеперечисленных технологий и методов студентам начисляются определенные баллы, так же как и за более привычные формы самостоятельной и коллективной работы. Если студент активно работал на протяжении всего семестра, имел высокие оценки за БРС, то его самостоятельная работа может стать основой для выставления оценки на экзамене или зачете.

Периодические издания и их Интернет-ресурсы:

1. Вестник Московского университета (МГУ). Серия 14. Психология. М., Издат. МГУ.

2. Вестник Удмуртского Университета, сер. «Философия. Психология. Педагогика», Ижевск: Издат. ГОУВПО УдГУ.

3. Психологический журнал РАН. М., Издат. РАН.

4. Вопросы психологии РАО. М.

5. Мир психологии. М.

6. Русский Репортер. Еженедельный журнал. М., до 96 (120) с.

7. Мир ПК. Ежемесячный журнал. М., до 96 с. + DVD.

8. Chip Россия. Ежемесячный журнал информацион. технологий, в т.ч. спецвыпуски. М., до 146 (98) с. + DVD.

9. Computer Bild (Россия). Еженедельный журнал, в т.ч. спецвыпуски. М., до 96 с. + DVD.

http://www.voppsy.ru/

http://voppsy.ru - журнал «Вопросы психологии»

http://psychol.ras.ru - «Психологический журнал»

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/ - «Вестник Московского университета», Серия 14. Психология

http://window.edu.ru/window/library

http://imaton.spb.ru (Институт практической психологии ИМАТОН)

http://www.psychology.ru/whoswho - Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС) и другие образоват. Ресурсы, свободное и лицензионное программное обеспечение:

http://lib.udsu.ru УдГУ библиотека

http://e.lanbook.com «Лань» (Ланбук) библиотека

http://ibooks.ru «Айбукс» библиотека

http://www.twirpx.com «Твирпикс» библиотека

http://univertv.ru «Универтиви» библиотека

http://edu-lider.ru универсальная библиотека образовательных ресурсов и информационных технологий

http://www.fljgiston.ru библиотека

http://www/i-u.ru Библиотека Интернет-университета

http://virtualexs.ru сайт экспериментальных и виртуальных исследований

http://udsu.adobeconnect.com - система дистанционного образования и Интернет-конференций (в т.ч. платная Adobe-connect)

http://elibrary.ru/

Таблица. Примеры изданий и электронных ресурсов с возможностью свободного доступа (для всех студентов, магистрантов, аспирантов УдГУ) к фондам учебно-методической, научной и научно-популярной литературы.

Наименов. дисциплины Ссылка на информацион. Ресурс Наименов. разработки (учебников, учебно-методических, методических пособий) в электрон. форме (с 2007-08 гг.)  
Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Экспериментальная психология. / Т.В. Корнилова. – 2-е издан. – «Юрайт», 2012. – 640 с.  
2. Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Дифференциальная психология: учебное пособие. / С.К. Нартова-Бочавер. – 3-е издан. – «Флинта», 2008. – 280 с.  
3. Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Психология познавательных процессов. / Л.П. Баданина. – 2-е издан. – «Флинта», 2012. – 240 с.  
4. психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии. / Л.П. Баданина. – «Флинта», 2012.  
5. Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Анатомия и возрастная физиология. / А.О. Дробинская. – «Юрайт», 2012. – 527 с.  
    http://ibooks.ru/    
    http://lib.udsu.ru    

Доступ к электронно-библиотечным системам «Лань» (Ланбук) и «Айбукс» осуществляется после первой регистрации в системе (только с IP- адреса УдГУ) с помощью личного кабинета, интернет-сети (компьютера или смартфона) с любого IP- адреса. Подтверждения статуса преподавателя, иного работника, студента или аспиранта УдГУ с помощью документов не требуется. Через полгода требуется продление или перерегистрация.

http://cnews.ru сайт новостей из мира информационных систем, компьютеров, образования и поиска работы.

Вопросы к контрольным работам по экспериментальной психологии.

№ 1.

1. Безупречный эксперимент, его виды, его практическая значимость.

2. Гипотезы в исследованиях, их виды, целесообразность.

3. Корреляционные исследования, планы «ex - post - facto», их отличия от плана безупречного эксперимента.

4. «Доэкспериментальные» планы, примеры, отличия от плана безупречного эксперимента и других планов.

5. Квазиэкспериментальные планы, примеры, отличия от плана безупречного эксперимента и других планов.

6. Внутренняя валидность исследования, критерии оценки, факторы угрожающие внутренней валидности.

7. Внешняя валидность исследования, критерии оценки, факторы угрожающие внешней валидности.

8. Явление «несистематического смешения» экспериментальных переменных, примеры, способы борьбы с этим.

9. Явление «систематического смешения» экспериментальных переменных, примеры, способы борьбы с этим.

10. Основные схемы позиционного уравнивания переменных, ограничения их использования и оценки валидности.

11. Требования к испытуемым в эксперимент. исследованиях.

12. Требования к экспериментатору в эксперимент. исследованиях.

13. Последовательные эксперименты на одной группе испытуемых, практическая целесообразность и применимость.

14. Эксперименты на представительных выборках с межгрупповым сравнением, целесообразность применения; Чем определяется количество сравнений групп?

15. Причины межиндивидуальных различий и внутрииндивидуальных изменений и их учет в исследованиях с межгрупповым сравнением.

Работа № 2.

1. Шкалы наименований, порядка, основные признаки и отличия их от других, места применения, примеры.

2. Шкалы интервалов, «квазиинтервалов», примеры, основные признаки и отличия их от других, места применения, примеры.

3. Шкалы отношений, «квазиотношений», примеры, основные признаки и отличия их от других, применение и примеры.

4. Экспериментальные гипотезы об абсолютно-абсолютных сопоставлениях, места применения, примеры.

5. Экспериментальные гипотезы об абсолютно-относительных сопоставлениях, места применения, примеры.

6. Экспериментальные гипотезы об относительно-абсолютных сопоставлениях, применение и примеры.

7. Виды количественного представления данных в корреляционных и экспериментальных исследованиях.

8.Альфа- и бета-уровни, ошибки разного рода при отвержении- неотвержении «Нуль-гипотезы».

9. Виды преобразования шкал (количественных переменных), примеры применения в научных исследованиях и в тестах.

10. Схемы исследований в психогенетике, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

11. Схемы исследований в этнопсихологии и культурологии, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

12. Схемы исследований в психофизиологии и психофизике, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

Вопросы к экзамену по «Эксперимент. психологии»для психологов.

1. Гипотезы в исследованиях, целесообразность, их виды, классификации.

2. «Безупречный эксперимент», его виды и практическое значение. Планирование эксперимента, отчет об эксперименте, его формы.

3. Внутренняя валидность исследования, критерии оценки, факторы, угрожающие внутренней валидности.

4. Внешняя валидность исследования, критерии оценки, факторы, угрожающие внешней валидности.

5. «Корреляционные» планы, исследования «ex - post - facto», их отличия от плана «безупречного эксперимента».

6. «Доэкспериментальные» и «квазиэкспериментальные» планы исследований, их отличия от плана «безупречного эксперимента».

7. Явления «Систематического» и «Несистематического» смешения экспериментальных переменных, примеры их влияния на валидность, способы борьбы с ними.

8. Эффекты «Симметричного» («однородного») и «Несимметричного» («неоднородного») переноса в экспериментах на одной группе испытуемых, примеры их влияния на валидность.

9. Основные схемы позиционного уравнивания переменных в экспериментах на одной группе испытуемых, ограничения их использования.

10. Причины межиндивидуальных различий и внутрииндивидуальных изменений, методы распределения испытуемых в группы (в исследованиях с межгрупповым сравнением).

11. Виды количественного представления и первичной обработки результатов в научных исследованиях и в тестах.

12. Шкалы интервалов, «квазиинтервалов», особенности «точки отсчета», их отличия от «слабых» шкал, примеры, области применения.

13. Шкалы отношений, «квазиотношений», особенности «точки отсчета», их отличия от «слабых» шкал, примеры, области применения.

14. Виды преобразования шкал (количественных переменных), примеры применения в научных исследованиях и в тестах.

15. Экспериментальные гипотезы об абсолютно-абсолютных и относительно-абсолютных сопоставлениях, области применения, примеры.

16. Экспериментальные гипотезы об абсолютно-относительных и относительно-относительных сопоставлениях, области применения, примеры.

17. Альфа- и бета- уровни, ошибки разного рода при отвержении- неотвержении «Нуль-гипотезы».

18. Экспериментальная психофизика процессов ощущения и восприятия: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

19. Проблемы психофизиологии функциональных и эмоциональных состояний в исследованиях межполушарных отношений: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

20. Проблемы психологии и психофизиологии интеллектуальных процессов в исследованиях с применением тестов на время реакции, анализа ЭЭГ и «Вызванных потенциалов»: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

21. Проблемы психологии и психофизиологии «здоровья и спорта» на пересечении изучения функциональных и эмоциональных состояний и анализа ритмов и их фаз: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

22. Проблемы дифференциальной психологии и психофизиологии в исследованиях особенностей развития интеллекта и структуры способностей, «сцепленных с полом»: Методы и схемы исследований, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

23. Проблемы дифференциальной психогенетики при изучении «сцепленных с полом» наследственных факторов развития интеллекта и способностей: Схемы исследований, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

24. Проблемы этнопсихологии при изучении расовых и социально-культурных различий и факторов развития интеллекта и способностей: Методы и схемы исследований, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

25. Исследования на пересечении дифференциальной психофизиологии и психологии «межличностных и партнерских отношений»: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

26. Исследования на пересечении когнитивной психофизиологии и «психологии истории», «нейроистории»: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

Список литературы по «Экспериментал. психологии»,

Основная литература.

1. Айзенк Г. Ю. (совм. с Сарджент К., Кэмин Л.). Психология паранормального (в т.ч.: Измерьте свои экстрасенсорные способности. Природа интеллекта. Битва за разум). М., «Эксмо-Пресс», 2005, 640 с.

2. Бреслав Г.М. Основы психологического исследования: учебное пособие для вузов… / – М.: Смысл: Академия, 2010. – 492 с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982 и более поздние издания.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов …/ – 2-е издан. – СПб.: Питер, 2008. – 318 с.

5. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. М., «Проспект». 2005, 208 с.

6. Фефилов А.В. Введение в психофизиологию и экспериментальную психологию: основные парадигмы и методы исследования: учебно-методическое пособие. /- ГОУВПО «УдГУ». – Ижевск, 2009. – 85 с.

Дополнительная литер.

7. Айзенк Г.Ю. Супертесты Ай-Кью. М., «Эксмо», 2004, 207 с.

8. Анастази А. Дифференциальная психология. (Индивидуальные и групповые различия в поведении). М., «Эксмо-Пресс», 2001, 747 с.

9. Аракелов Г.Г., Фефилов А.В. Особенности изменения узкочастотных ЭЭГ- показателей при арифметическом счете у младших школьников. // Психологический журнал, 2003, № 5, с. 81-88.

10. Баранов А.А., Фефилов А.В. Дифференциальная психология личности. Ижевск, Издат. УдГУ, 2002.

11. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб, М., «Питер», 2006, 362 с.

12. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., «Мир», 1988, 248 с.

13. Богданов Н.Н. Типология индивидуальности. М., Инстит. Общегуманитарн. исследований, 2004, 366 с.

14. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., «Речь». 2000, 440 с.

15. Великие психологи. Составл. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Ростов-н/Дону, «Феникс». 2000, 575 с.

16. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

17. Гоклен М. Досье космических влияний. (Характеры и темпераменты). М., «Крон-Пресс», 1998, 345 с.

18. Гэймон Д., Брэгдон А. Игры, в которые играет мозг. М., «Эксмо». 2005, 349 с.

19. Данилова Н.Н. Психофизиология. (учебник для ВУЗов). М., «Аспект Пресс», 1999, 372 с.

20. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. Издат. МГУ. 1989, 206 с.

21. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб, «Питер», 2001.

22. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб, М. «Питер», 2005. 411 с.

23. Казанцева Г.Н., Сидоров К.Р. Психодиагностика мотивации. Ижевск, УдГУ, 2002.

24. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

25. Либин А.В. Дифференциальная психология. 2-е изд. М., «Смысл», «Пер Се». 1999, 2000, 534 с.

26. Лэмберг Л. Ритмы тела. М., «Вече», «АСТ». 1998, 412 с.

27. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, НПО «Модэк». 1993, 160 с.

28. Найт К., Батлер А. Мистерия Луны. М., «Эксмо». 2007, 303 с.

29. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

30. Пуанкаре А. О науке (в т.ч.: Наука и гипотеза. Наука и метод). М., «Наука». 1990, 735 с.

31. Ратанова Т.А. Психофизическое шкалирование и объективные физиологические реакции у взрослых и детей. М., Издат. МПСИ. Воронеж. 2002, 320 с.

32. Русалов В.М. Темперамент. Современная психология. Справочное руководство. Под ред. В.Н.Дружинина. М., 1999.

33. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000г.

34. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Выпуски 1, 2: СМИЛ, МЦВ Люшера. М., 1990.

35. Способности и склонности: комплексные исследования. Под редак. Э.А. Голубевой. М., «Педагогика», 1989.

36. Способности. К 100- лет. со дня рождения Б.М. Теплова. Ред. Э.А. Голубевой. Дубна, Центр «Феникс», 1997, 387 с.

37. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

38. Фефилов А.В. Механизмы, лежащие в основе определения силовых и скоростных свойств нервных процессов и структуры умственных способностей. //«Вестник Удмуртского Университета», сер. «Психология и педагогика», Ижевск, УдГУ, 2003-04, с. 127-136.

39. Фефилов А.В. Изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в зависимости от фаз биологических ритмов и уровня эмоциональности (на примере инженеров-проектировщиков). //Вестник Удмуртского Университета, сер. «Психология и педагогика», Ижевск, УдГУ, № 9. 2007, с. 167-176.

40. Цветовой личностный тест. Под ред. В.В. Драгунского, А.Е. Тараса. Минск, «Харвест», 2004, 444 с.

41. Шалвен М.Ж. Мозги, которые нами правят. М., «Рипол», 2004, 431 с.

42. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. (5-е изд.) СПб, «Питер», 2003, 924 с.

43. Штангл А. Маятник: От болезни к здоровью. СПб, «Питер», 1999, 250 с.

Дополнение к УМКД, рабочим программам по дисциплинам экспериментальная психология (в список основной литературы).

Таблица 1. Обеспеченность ООП основной учебно-методической литературой.

Наименов. дисциплины Наименов. учебников, учебно-методических, методических пособий (с 2007- гг.) Кол-во экземпляр. (в библиоте-ке УдГУ) Обеспеченность студентов учебной лит-рой (экз. на студента)
1. Экспериментальная психология. Экспериментальная психология: учебник для вузов …/ В.Н. Дружинин. – 2-е издан. – СПб.: Питер, 2008. – 318 с. 1 шт .  
2. Экспериментальная психология. Экспериментальная психология: учебник для вузов …/ В.Н. Дружинин. – 2-е издан. – СПб.: Питер, 2007. – 318 с. 21 шт  
3. Экспериментальная психология Основы психологического исследования: учебное пособие для вузов… / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 492 с. 2 шт.  
4. Экспериментальная психология Введение в психофизиологию и экспериментальную психологию: основные парадигмы и методы исследования: учебно-методическое пособие. / А.В. Фефилов, ГОУВПО «УдГУ». – Ижевск, 2009. – 85 с. 5 шт.  
5. Экспериментальная психология Введение в профессиональную консультацию и диагностику: основные парадигмы и методы исследования: учебно-методическое пособие. / А.В. Фефилов, ГОУВПО «УдГУ». – Ижевск, 2009. – 96 с. 5 шт.  
Экспериментальная психология Психологическая диагностика: учебник для психол. специал. Вузов. / Под ред М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2006. – 650 с. 35 экз.  
7. Экспериментальная психология Психологическая диагностика: учебник для психол. специал. Вузов. / Под ред М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – 650 с. 12 экз.  
8. Экспериментальная психология. Практикум по общей и экспериментальной психологии. / З.Я. Баранова, О.В. Кожевникова, ФГБОУ ВПО «УдГУ». – Ижевск, 2011. – 103 с. 48 шт.  

Наши рекомендации