Социальная психология и экономика
Экономика также стала областью широкого применения социально-психологических знаний и методов работы. В ней с помощью соответствующих знаний и методов решаются следующие основные вопросы:
• организация эффективного управления;
• психологическое обеспечение принятия оптимальных решений;
• изучение рынка сбыта выпускаемых товаров (покупательского спроса);
• реклама выпускаемых товаров;
• подготовка управленческих кадров в сфере экономики.
Под организацией эффективного управления предполагается решение с помощью социальной психологии следующих частных вопросов, имеющих отношение к экономике:
1) подбор управленческих кадров;
2) организация и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей управленцев;
3) подготовка управленческих кадров, руководителей разного уровня к практической работе с людьми.
Важной сферой приложения социально-психологических знаний в экономике является обеспечение эффективной деятельности управленческих и производственных групп и коллективов. Здесь весьма полезными могут оказаться знания из области научных исследований эффективности групповой деятельности, включая определение оптимальной величины, композиции, каналов коммуникаций в группе, установление распределения ролей, стиля руководства и регуляции межличностных отношений. По всем этим и другим вопросам социальная психология эффективной групповой деятельности располагает конкретными рекомендациями, которые могут быть использованы в управленческой практике.
Немало социально-психологических проблем и вопросов возникает в области принятия экономических решений. Данная тема волнует экономистов, начиная с XVIII века, однако социально-психологические знания в этой области стали использоваться только с двадцатого столетия. Еще в первой половине этого века были предложены основанные на социально-психологических знаниях способы организации групповой работы, рассчитанные на принятие оптимальных решений. Это, прежде всего, техника брейнсторминга и синектика. Здесь напрямую применяются знания, касающиеся социальной психологии личности и малых групп. С их учетом осуществляется подбор специалистов в дискуссионные группы и проведение их практической работы. Жизнь показывает, что экономическая отдача от такой работы достаточно большая.
Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров, в частности покупательского спроса, также предполагает использование социально-психологических знаний. Это прежде всего знания, касающиеся мотивации социального поведения людей, так как приобретение тех или иных товаров, пользование теми или иными услугами в обществе выступает как одна из форм социального поведения человека. Здесь также могут оказаться полезными сведения из области общения и восприятия людьми друг друга, а также касающиеся научных исследований психологии масс, включая процессы взаимовлияния людей, такие, например, как заражение, подражание и внушение. Наконец, известно, что по мере роста или психологического развития человека меняются его духовные интересы и материальные запросы. С их учетом должно строиться производство тех или иных товаров, разрабатываться область научных исследований, которые касаются социально-экономического прогнозирования.
Одной из основных сфер использования социально-психологических знаний в современной экономике является реклама. Здесь за последние годы даже выделилась особая прикладная сфера социально-психологических знаний – психология рекламы. Более чем половина психологических знаний, применяемых в этой области, – именно социально-психологические знания. Они используются при решении следующих связанных с рекламой вопросов:
• изучение особенностей реагирования разных групп людей на коммерческую рекламу;
• выработка рекомендаций рекламодателям и рекламистам по учету этих особенностей в производстве рекламы;
• выбор времени представления и места размещения рекламы;
• использование в рекламе таких средств воздействия на людей, как внушение, подражание и убеждение;
• обсуждение и решение вместе с рекламодателями и рекламистами морально-этических и других вопросов, связанных с рекламой.
Что касается подготовки управленческих кадров в сфере экономики, то здесь социально-психологические знания и методы используются следующим образом.
Во-первых, будущие руководители экономики получают определенные социально-психологические знания еще в то время, когда они обучаются в высших учебных заведениях.
Во-вторых, значительный объем дополнительных психологических знаний они приобретают в процессе повышения своей профессиональной квалификации будучи руководителями.
В-третьих, для управленческих кадров написано немало научно-популярной литературы, позволяющей им повышать уровень психологической подготовки.
В-четвертых, с ними проводится немало социально-психологических тренингов, в ходе которых их обучают правильному восприятию людей, общению с ними и многим другим вещам, предполагающим знание социальной психологии.