Схема психолого-педагогической характеристики
Данные по истории развития личности (анамнез).
1. Физическое и психическое развитие в раннем детстве.
2. Материальный и культурный уровень семьи.
3. Требования к ребёнку в семье, его отношение к родителям.
4. Какие события оказали сильное влияние на ученика.
5. Успеваемость и дисциплина в прошлом.
Направленность личности
1. Взгляды и убеждения.
2. Идеалы.
3. Интересы (учебные и внеучебные).
4. Уровень притязаний (в оценках и в области материальных потребностей).
5. Вывод о направленности личности (общественная и эгоистическая).
Темперамент
1. Возбудимость эмоций и быстрота их смены.
2. Возбудимость внимания.
3. Активность.
4. Темп деятельности.
5. Экстравертированность – интровертированность
6. Ригидность – пластичность.
7. Вывод о типе темперамента.
Характер
1. Отношение к людям (к коллективу, товарищам, учителям).
2. Отношение к деятельности (учебной, трудовой, общественной).
3. Отношение к себе.
4. Отношение к вещая, общественной собственности.
5. Выделить стержневые черты характера.
6. Установить связь черт характера с направленностью личности.
7. Установить связь характера и темперамента.
Способности
1. Определить уровень способностей в учебной, трудовой и общественной работе (какие предметы усваиваются легче, быстрее, творчески; к каким сферам внеклассной деятельности проявляются интересы и склонности).
2. Условия, благоприятствующие развитию способностей ученика.
3. Связь между способностями и выбором профессии.
Задание 8. Психологическое просвещение
1. Подготовьте информационные сообщения на актуальные для практической психологии темы в фонд базы практики.
Примерны темы:
«Школьная дезадаптация, ее основные причины и проявления».
«Адаптация ребенка к первому классу».
«Адаптация младшего школьника при переходе в среднюю школу».
Психологические причины школьной неуспеваемости.
Свободная тема по заказу психолога.
2. Разместите подготовленные материалы на специальном стенде или в тематических папках.
Рекомендации
Материалы должны быть грамотно и аккуратно напечатаны на стандартных листах, с использованием схем, рисунков, фотографий и т.д.
Отчетная документация
Эскиз оформленного стенда или подборка методических материалов.
Задание 9. Самоотчет о работе в ходе практики
В этой части отчетных материалов студент должен описать свою работу по следующему плану:
1. За счёт чего состоялся ваш контакт с учащимися. Смогли ли вы расположить к себе ребёнка. Как Вам это удалось. Опишите, что способствовало Вашему контакту.
2. В чём именно заключался индивидуальный подход к этому ученику, какие средства воздействия были использованы (создание эмоционального комфорта, снятие напряжения, школьной тревоги, помощь при индивидуальном анализе психотравмирующих моментов в обучении и в отношениях со сверстниками, психологическая поддержка при эмоциональной отчуждённости, замкнутости, застенчивости и т.д.).
3. Нужно описать, насколько успешно проходила ваша работа. Соответствовала ли она тем целям, которые Вы первоначально поставили. Какие особенности Вы открыли в себе при индивидуальной работе с учеником. Что для Вас оказалось наиболее сложным.
4. Сформулируйте задачи профессионального и личностного самосовершенствования.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
В установленный срок, не позднее 3 дней после окончания практики, материалы практики обобщаются и формируются в специальную папку, которая представляется на кафедру (в комиссию по защите практики).
Структура и содержание папки с отчетными документами
Структурная часть папки | Содержание | Примечание | |
1. | Титульный лист папки | ||
2. | Дневник практиканта | ü График работы ü Календарно-тематический план прохождения практики ü Самоанализ (рефлексия) ü Предложения | Описание в свободной форме |
3. | Первичные материалы по диагностике | ü Протоколы ü Результаты обработки ü Интерпретация полученных данных ü Психологическое заключение | Таблицы, профили, графики |
4. | Материалы по консультированию | ü План-конспект самостоятельно разработанной консультации ü Психологический анализ наблюдаемой консультации ü Тематическая подборка методических материалов к консультации ü Список использованных источников | По результатам диагностики |
5. | Материалы по просветительской работе | ü План-конспект самостоятельно проведенной лекции (тематического сообщения) ü Тематическая подборка методических материалов по проблеме (запросу) ü Список использованных источников | Темы просветительских мероприятий согласовываются с руководителем практики от базы |
6. | Материалы по коррекционно-развивающей работе | ü Программа коррекционно-развивающей работы по результатам диагностики ü Дидактические материалы к занятиям ü Список использованных источников | По результатам диагностики |
7. | Материалы по профилактической работе | ü Программа психопрофилактической работы в учреждении ü Тематическая подборка методических материалов по проблеме (запросу) ü Список использованных источников | По заданию руководителя практики от базы |
8. | Отзыв руководителя практики | ü От базы практики ü От кафедры |
Критерии оценивания результативности практики
Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, который:
ü выполнил весь объём работы, предусмотренный программой практики,
ü получил отличные оценки за все мероприятия, указанные в рабочей программе практики,
ü ответственно и с интересом относился к работе на базе практики,
ü показал глубокую теоретическую и практическую подготовку,
ü проявил исследовательскую и профессиональную культуру при оформлении отчётной документации,
ü соблюдал профессионально-этические нормы психологической деятельности и правила внутреннего распорядка учреждения,
ü качественно и в установленные сроки написал отчёт о практике.
Оценка ХОРОШО выставляется студенту, который:
ü выполнил весь объём работы, предусмотренный программой практики,
ü хорошо подготовил и выполнил все мероприятия, указанные в рабочей программе практики,
ü допустил незначительные ошибки при выполнении заданий,
ü проявил заинтересованность и самостоятельность в работе,
ü соблюдал профессионально-этические нормы психологической деятельности и правила внутреннего распорядка учреждения,
ü в установленные сроки написал отчёт о практике.
Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, который:
ü выполнил программу практики,
ü допускал существенные ошибки в проведении мероприятий, предусмотренных программой,
ü не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности в выполнении заданий практики,
ü при выполнении заданий практики продемонстрировал недостаточный уровень исследовательской и профессиональной культуры,
ü сдал отчет с большим опозданием.
Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, который:
ü не выполнил программу практики,
ü безответственно относился к своим обязанностям,
ü отсутствовал на базе практики без уважительной причины,
ü не представил отчетную документацию.
список рекомендуемой литературы
1. Абрамова Г.С.Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студ. Вузов. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.
3. Адаптація дитини до школи /Упоряд. С.Максименко, К. Максименко, О.Главник. – К.:Мікрос-СВС, 2003. – 111 с.
4. Белобрыкина О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 160 с.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Сфера, 1993. – 240 с.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996. – 240 с.
10. Практикум по возрастной психологии /Под ред.Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
11. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
12. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2-х кн. – М., 1999.
14. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – С.329-334.)
15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. – 291 с.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель практики Заведующий кафедрой
от профильной организации ______________________________
_________________________________ ______________________________
___________ _____________________ __________ ___________________
(И.О. Фамилия) (И.О. Фамилия)
«____» ______________ 20___ г. «____» ______________ 20___ г.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
НА ________________________ (______________________) ПРАКТИКУ
(вид практики) (тип практики)
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество обучающегося)
Направление подготовки (специальность) __________________________________
Институт ______________________________________________________________
Кафедра _______________________________________________________________
Наименование организации, в которой проводится практика ___________________
_______
Сроки практики _________________________________________________________
Содержание и рабочий график (план) практики
_______
_______
Срок предоставления отчета ______________________________________________
Руководитель практики от Университета _____________________ /Фамилия И.О./
(подпись)
Задание получил ____________________________ /Фамилия И.О. обучающегося/
(подпись)
«_____» _____________20___г.