Блок II. Притязание на социальное признание
Задачи:
1) привить ребенку новые формы поведения;
2) научить самому принимать верные решения;
3) дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;
4) коррекция аффективного поведения;
5) приобретение навыков саморасслабления.
Занятие 1
1. Игра «День рождения».
2. Игра «Ассоциации».
3. Игра «Необитаемый остров».
4. Игра «Страшные сказки».
5. Игра «Фанты».
6. Этюд «Клоун смеется и дразнит слона» (тренинг желательного поведения).
7. Гимнастика.
Занятие 2
1. Этюд «Вот он какой» (пантомимика).
2. Этюд «Тень».
3. Этюд «Робкий ребенок».
4. Этюд «Капитан» (смелость, уверенностью себе).
5. Этюд «Два маленьких ревнивца».
6. Этюд «Так будет справедливо».
7. Инсценировка отдельных Моментов.
8. Рисование на тему «Наш дружный класс».
9. Этюд «Штанга».
10. Игра «Спящая царевна» (расслабление мышц).
Занятие 3
1. Игра «Передай клубочек».
2. Этюд «У оленя дом большой».
3. Этюд «Кукушонок».
4. Этюд «Винт».
5. Этюд «Молчок» (тренинг желательного поведения).
6. Этюд «Правильное решение» (смелость).
7. Этюд «Деньги на мороженое» (тренинг желательного поведения).
8. Этюд «Солнышко и туча».
9. Этюд «В уши попала вода».
10. Этюд «Игра с песком» (расслабление мышц).
Блок Ш. Коррекция непринятия ребенком самого себя
Задачи:
1) воспитание в ребенке уверенности в себе;
2) коррекция поведения с помощью ролевых игр;
3) создание условий для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя;
4) формирование у детей моральных представлений;
5) тренировка психомоторных функций.
Занятие 1
1. Игра «Разведчики».
2. Игра «Дружная семья».
3. Игра «Чунга-Чанга».
4. Игра «Зеркало».
5. Игра «Два друга».
6. Этюд «Три характера».
7. Этюд «Разные настроения».
8. Игра «Холодно — жарко».
Занятие 2
1. Игра «Жучок».
2. Игра «Жму руки».
3. Этюд «Вкусные конфеты».
4. Этюд «Любящие родители».
5. Этюд «Ой, ой, живот болит».
6. Этюд «Так будет справедливо» (отображение положительных черт характера).
7. Этюд «Притвора» (тренинг желательного поведения).
8. Рисование на тему «Как бы я поступил».
9. Обсуждение рисунков.
10. Отдых. «Сон на берегу моря» (комплекс на ауторелаксацию).
Блок IV. Снятие конфликтности
Задачи:
1) коррекция поведения с помощью ролевых игр;
2) формирование адекватных форм поведения;
3) снятие напряжения у детей;
4) нравственное воспитание;
5) регулировка поведения в коллективе;
6) обучение приемам ауторелаксации.
Занятие 1
1. Этюд «Карлсон».
2. Этюд «Очень худой ребенок».
3. Игра «Кто пришел».
4. Графическое отреагирование.
5. Игра «Кляксы».
6. Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление).
Занятие 2
1. Игра «Угадай, что спрятано>>,
2. Игра «Что изменилось/.
3. Игра «Отгадай, кто мы?».
4. Игра «Кораблик».
5. Игра «Три характера».
6. Игра «В магазине зеркал».
7. Минута шалости.
8. Игра «Разъяренная обезьянка».
9. Игра «Кто за кем».
10. «Хитрец».
11. Полька «Старый добрый жук».
Блок V. Коррекция депривации притязания на признание
Задачи:
1) снятие депривации притязания;
2) уменьшение тревожности;
3) преодоление негативных переживаний, которые препятствуют нор-
1альному самочувствию детей;
4) воспитание уверенности в себе.
Занятие 1
1. Этюд «Робкий ребенок».
2. Этюд «Смелый ребенок».
3. Беседа «Кто чего или кого боится».
4. Этюд «Как я устал».
5. Рисование на тему «Я больше тебя не боюсь».
6. Беседа по рисункам.
7. Комплекс «Налесной полянке».
Занятие 2
1. Игра «Кляксы».
2. Этюд «Остров плакс».
3. Этюд «Ночные страхи» (тренинг желательного поведения).
4. Этюд «Смелый Ваня».
5. Игра «В темной норе».
6. Игра «Запомни свою позу».
Все занятия проводятся в группе, в которую входит несколько запущенных и нормальных детей (7 — 8 человек). Время проведения занятия ограничено количеством игр, этюдов и упражнений. При отсутствии желаемого результата задания можно повторять; увеличив общее количество занятий.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАПУЩЕННОГО
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прежде чем предлагать практические советы и рекомендации, напомним, что восстанавливать и развивать младшего школьника нужно в следующих направлениях: формировать мотивацию учения как побудительную силу; развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу познавательной активности; повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней. Эмоциональное отвержение запущенных детей, отсутствие взаимопонимания с учителем связаны с выбором мотивов, неадекватных учению (игровой мотив), или мотивов, которые не могут обеспечить успешность учебной деятельности на длительное время (внешний, позиционный мотивы). Изменение отношения к запущенному ребенку, проявление истинной заинтересованности к его школьным делам со стороны окружающих будут способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на самоуважении, вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же последнего будет способствовать формированию познавательного мотива.
Структура учебной мотивации младшего школьника зависит также от его статуса в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации имеют и самый низкий статус в классе (как правило, это неуспевающие ученики). Общественная позиция сказывается на деятельности ребенка на уроке. Дети, имеющие трудности в учебе, при недоброжелательном отношении к ним в классе показывают низкие результаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс у них связан в основном с негативными эмоциями. Необходимо сначала повысить социальный статус запущенного ученика: его успехи, пусть даже и незначительные, поощрять, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.
Вес младшие школьники весьма чувствительны к тому, как оцениваются их знания и умения. Отрицательная отметка способна изменить отношение ученика к учителю. Учителю следует помнить, что отметка для ребенка имеет прежде всего эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а, наоборот, блокирует его. В отношениях «ученик —учитель», так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребенка.
Для запущенных младших школьников характерно обостренное чувство справедливости, они хотят быть социально независимыми и более успешными, для них важна адекватная реалистическая оценка. Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких-то нормативов. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки'о позиций совершенства. Это избавляет ребенка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.
Развивая у младшего школьника чувство компетентности в любой деятельности, следует как можно чаще подчеркивать все, чему он уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве.
У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если он в чем-то неуспешен, задача учителя — внушить ему, что Успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика будет отвергнута или искажена.
Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приво-Дят к формированию позитивной самооценки и соответствующей
Я-концепции. Доминирование положительного представления о себе — «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования познавательного мотива у младшего школьника.
Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с положительным отношением ребенка к учителю, что предопределяет ценность сохранения такого отношения.
В зависимости от содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность" чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения.
I эт а п. Возникновение мотивации.
Зафиксировать мотивы предыдущих достижений — «Мы хорошо поработали над предыдущей темой»; вызвать мотивы относительной неудовлетворенности — «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность — «А между тем для вашей будущей .жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».
II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Здесь используется чередование разных видов деятельности,
материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции —'удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поиск самих учащихся, подключать их к еамоконтролю и самооценке.
III этап. Мотивация завершения.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап — это специфическая по своему мотивационному содержанию психологиче-
ская ситуация. Для успешного вхождения младшего школьника в учебную деятельность необходимо целенаправленное формирование трех компонентов последней: интеллектуального, эмоционального и волевого — на протяжении всех лет начального обучения. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два других. Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов. Для развития интеллектуального компонента необходимо:
1) давать учащимся знания о различных знаковых системах и способах перевода из одной системы в другую (для кодирования);
2) давать знания о том, что такое прогноз, о соответствии причины и следствия, знакомить с возможными вариантами решения одной и той же задачи (для прогнозирования);
3) формировать определенный уровень понятий, правил; расширять знания, позволяющие увидеть общее в предметах, явлениях, действиях.
Для развития эмоционального компонента необходимо:
1) формировать осознанное отношение к прогнозированию, кодированию, переносу для достижения интересующей ученика цели;
2) поддерживать положитсльньги эмоциональный настрой, создавая для этого необходимые условия учебной деятельности (занимательные задания, введение мотивов их выполнения и др.);
3) учить прогнозированию результата деятельности, увеличивать число учащихся, использующих несколько вариантов. Для этого надо сначала ставить цель, а потом уже давать задание.
Для развития волевого компонента необходимо:
1) учить детей осознанно принимать предложенную цель задания или самостоятельно ее ставить;
2) варьировать объем заданий,- степень их сложности, время выполнения, меру и ферму помощи со стороны.
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности познавательных процессов и осуществлять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным или рефлексивным). Для импульсивных детей рекомендуется замедление темпа учебного процесса, проговари-вание учебных действий и операций. Для рефлексивных — дозирование учебной информации, особый характер заданий и т.д.
Можно предложить специальную методику развития названных компонентов учебной деятельности у младших школьников.
ЗАДАНИЯ I ТИПА (ФОРМИРОВАНИЕ ОДНОГО СВОЙСТВА)
Интеллектуальный компонент. Для^развития интеллектуального компонента на уровне кодирования следует варьировать форму предъявляемой в Задании информации и форму, в которую требуется ее перекодировать (слово, картина, чертеж, схема, таблица и т.д.). Своя специфика будет и при определении степени новизны, сложности предъявляемой информации.
На материале уроков по развитию речи и уроков чтения
1. Материал: серия из 2 (3, 4, 5, 6) сюжетных картинок. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и письменно (устно) составь по ним
рассказ».
2. Материал: рассказ, сказка, стихотворение. Инструкция: «Прочитай самостоятельно рассказ (сказку...). Представь себя режиссером кинокартины (художником-иллюстратором) и изобрази этот рассказ (сказку...) в картинках». Вариант: предложить составить диафильм.
3. Материал: рассказ, сказка, стихотворение, басня. Инструкция: «Послушай рассказ (читает учитель или ученик) и-изобрази содержание в одной картинке (двух, трех)».
На материале уроков русского языка
1. Материал: предложение (в зависимости от степени сложности). Инструкция: «Прочитай предложение и составь его схему».
2. Материал: схема предложения. Инструкция: «Посмотри внимательно на схему и составь по ней предложение». Вариант: дать тему, на которую необходимо составить предложение.
3. Материал: предложение. Инструкция: «Разбери предложение по членам предложения».
4. Материал: слово. Инструкция: «Разбери слово по составу».
5. Материал: схема слова,- Инструкция: «Подбери (придумай) слово по данной схеме».
На материале уроков математики
1. Материал: задача: «Две девочки измеряли длину дорожки с двух концов, идя навстречу друг другу. Одна прошла до встречи 24 м, а другая — на 11 м больше. Какова длина дорожки?» Инструкция: «Прочитай задачу и изобрази ее условие при помощи чертежа».
2. Материал: чертеж к задаче:
Инструкция: «Составь по чертежу задачу и реши ее».
Примечание: тексты задач, чертежи можно изменять по степени сложности; вместо чертежа можно предложить составить задачу по таблице, например: •
Скорость | Время | Расстояние |
60 км/ч | 2ч | |
60 км/ч | ? | 120 км |
2ч | 120 км |
Для развития интеллектуального компонента на уровне переноса необходимо помнить о том, что здесь особое значение имеет круг объектов
переноса (правила, определения, способы действий), а также возможности использования внешнего сходства. На материале уроков математики
1. После изучения особенностей решения задач, где прослеживается зависимость цены, количества и стоимости, предложить без всяких пояснений решить задачу «на движение» (скорость, время, расстояние).
2. Сначала объяснить детям, как решаются задачи «на движение», а затем предложить задачу на зависимость цены, количества, стоимости. Можно дать несколько вариантов, меняя последовательно известное и неизвестное, например:
«Туристы шли со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние они пройдут за 3 ч?» «Ручка стоит 3000 руб. Сколько стоят 6 таких ручек?» «С какой скоростью бежал лыжник, если известно, что, проходя в каждый час одинаковое расстояние, он за 4 ч пробежал 72 км?» . «За 5 кг картофеля заплатили 5000 руб. Какова цена 1 кг?»
«Катер прошел расстояние 96 км со скоростью 24 км/ч. За сколько часов он преодолел это расстояние?»
«1 кг сахара стоит 4000 руб. Сколько килограммов сахара можно купить на 2000 руб.?»
3. После изучения задач «на движение» предложить детям придумать похожую задачу, но чтобы речь шла о покупках.
4. Материал: запись следующих примеров
5 + 3 - 8; 21 + 13 = 34; 400 + 500 = 900; 3 + 5 = 8; 13 + 21 = ...; 500 + 400 - ... .
Инструкция: «Посмотри на эти примеры и скажи: как ты думаешь, какой ответ будет в пятом (шестом) примере? Почему ты так решил? Когда мы используем переместительное свойство сложения?»
5. Материал: равенства:
5 км = ... м; 3 кг =... г; 1 ч 10 мин = ... мин; 4 м 3 дм =... см; 6 т 9 ц = ... кг;
9 сут - ... ч; 8 м 2 дм = ... мм;.8000 у — ... кг; 180 с ~ ... ч.
Инструкция: «Заполни пропуски так, чтобы равенства были верными».
На материале уроков русского языка
1. Материал: предложения:
На лугу паслись лошади. — На лугу паслась лошадь. В берлоге спят медведи. — .... На дорогу вышли лоси. — ....
Инструкция: «Измени второе и третье предложения так же, как первое, и запиши их».
Для формирования интеллектуального компонента на уровне прогнозирования целесообразно варьировать условия, например знакомые и незнакомые темы сочинений, задач. Кроме того, здесь следует варьировать полноту и достаточность содержащейся в задании информации, возможности для выявления и установления причинно-следственных связей, степень перспективности прогнозирования. В этом случае предлагались такие задания.
На материале уроков математики
1. Материал: задачи разной степени сложности. Инструкция: «Прочитай условия этой задачи. Скажи: ты сможешь ее решить? Почему ты так Думаешь?»
2. Материал: пример, уравнение. Инструкция: аналогичная. На материале уроков трудового обучения
1. Материал: поделки, выполненные детьми младшего возраста, сверстниками, детьми старшего возраста. Инструкция: «Ответь на вопросы: как ты думаешь, ты сможешь сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь?»
Для исследования интеллектуального компонента на уровне прогнозирования используются и варианты задания такого вида:
2. Материал: напечатанный незаконченный рассказ: «У Лены есть младший брат. Он начал делать домашнее задание по математике, но у него не получалась задача. Он очень старался, но так и не смог ее. решить. Тогда он пошел к сестре. Лена...» Инструкция: «Прочитай внимательно этот отрывок и скажи: что сделает Лена? Почему ты так решил? А если бы... {варианты вопросов в зависимости от ответов)».
Эмоциональный компонент.Для формирования данного компонента можно использовать аналогичные задания (см. выше), изменяя степень ихзанимательности, привлекательности, красочности; форму и содержание (игровая форма, строго учебное задание, содержание, интересное для мальчиков или для девочек,ви т.д.).
Можно также вводить в эти задания различные мотивы их выполнения (учитывая при этом возрастные особенности) — личные, познавательные и общественно значимые (работа на оценку, задание как контрольная работа, «кто лучше», «кто быстрее», «приз», «узнаешь для себя полезное», «пригодится на другом уроке» и т.д.).
Волевой компонент.Для выявления особенностей развития волевого компонента в аналогичных заданиях рассматриваются следующие переменные: объем выполнения заданий; степень иххложности; время выполнения; наличие (отсутствие) дополнительных трудностей; мера и форма помощи со стороны экспериментатора.
ЗАДАНИЯ II ТИПА (ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ ТРЕХ СВОЙСТВ)
1. После того как написано изложение (сочинение) на заданную (выбранную учеником) тему, предложить ответить на вопросы:
— А хотел бы ты к своему изложению (сочинению) нарисовать иллюстрацию? Почему (для чего)?
— Почему именно эту? Нарисуй.
2. После того как ученик написал контрольную работу (выполнил рисунок и т.д.), предложить вопросы:
— Как ты думаешь, какую оценку тебе поставят? Почему?
3. Спросить: «Как ты думаешь, почему нельзя не слушать на уроке?» Затем попросить изобразить невнимательного (внимательного) ученика.
4. Спросить: «Если бы ты был командиром команды и тебя бы попросили рассказать о каждом члене твоей команды, то как бы ты стал готовиться к этому рассказу? Почему именно так? Как ты думаешь, понравилось бы твое выступление классу? Почему? Как ты думаешь, понравилось бы твое выступление членам твоей команды? Почему?»
Постепенное усложнение и увеличение количества упражнений бу-| дет способствовать развитию таких психических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, и формированию основных способов учебных действий: кодирования, переноса, прогнозирования.
Контрольные вопросы
1. Какова диагностическая основа психологической помощи социаль-I но и педагогически запущенным детям?
2. Почему одним из главных аспектов психологической коррекции является работа с самосознанием запущенного ребенка?
3. Как лучше решать проблему педагогической запущенности ребенка?
4. Как учитывать в психокоррекционной работе взаимосвязь социальной и педагогической, запущенности ребенка?