IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций
Как фактор диагностикии коррекции девиантного
Поведения подростков
С момента возникновения критической ситуации человек вступает в динамические отношения с ней, что представляется как
процесс переживания (Ф.Е.Василюк). Следовательно, переживание критических ситуаций есть работа личности — деятельность направленная на их преодоление.
Рассматривая трансформацию личности как процесс, в ходе которого осуществляется психическая работа по преобразованию исходного содержания в трансформированную предметность можно предположить, что трансформация выступает как переживание-преодоление критической ситуации. В процессе переживания-преодоления критической ситуации следует особо выделить феномен совпадающего поведения.
Совпадающее поведение — совладание-переживание,' цель которого — достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему, позволяющее ему удовлетворить свои потребности.
Таким образом, переживание-преодоление критических ситуаций — это деятельность, внутренняя интеллектуально-волевая работа по установлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования и «производство» нового смысла. Переживание критической ситуации можно диагностировать по параметру «психические состояния», включающему в себя: 1) субдепрессивные состояния; 2) состояния фобического круга; 3) состояния нервно-психического (эмоционального)" напряжения. О наличии критической ситуации могут также свидетельствовать изменения в психологическом времени — фиксация на психологическом прошлом, его дискретность/континуальность и напряженность/ненапряженность.
Анализ результатов проведенного нами исследования показывает, что для 79,9% испытуемых субдепрессивные состояния являются выраженными, для 13,8 % — низко выраженными, отсутствие данных состояний отмечается у 6,15 % подростков.
Корреляционный анализ свидетельствует о наличии положительных связей субдепрессивного состояния с ситуационными реакциями: отрицательного баланса(у 47,6 % испытуемых), демобилизации (у 52,2 % испытуемых)" ведущей к развитию реакции дезорганизации (у 64,5 % испытуемых).
Обнаружена также связь между реакциями демобилизации, дезорганизации и состоянием нервно-психического (эмоционального) напряжения. Данное состояние является выраженным у 75,3%, низковыраженным у 10,7% и не выраженным вообще у 15,3 % испытуемых. Состояние нервно-психического напряжения сопровождается ситуационными реакциями:,эмоционального дисбаланса (у 72,2 % подростков), пессимистической (у 44,5 % подростков). Наличие отрицательной связи между данным состоянием и социально-желательным поведением может свидетельствовать о том, что с увеличением «напряжения» происходит снижение установки на такое поведение.
Кроме того, имеется положительная связь, указывающая на зависимость нервно-психического напряжения от состояний фобического круга (неуверенность, тревожность, беспокойство, опасение, страх). Ярко выражено это состояние у 62,9%, слабо — у 23,0 % и не наблюдается у 13,8 % подростков. Состояние фобического круга определяет снижение установок на социально-желаемое поведение (отрицательная связь), а также детерминирует появление реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистической, которая связана с показателем устойчивости/неустойчивости личности, имеющим связи с отклоняющимся поведением (аддиктивностью и делинквентностью).
Резюмируя, отметим, что состояния фобического крута детерминированы нервно-психическим (эмоциональным) напряжением и субдепрессивными состояниями. Опосредующим звеном при этом выступают ситуационные реакции. Состояния фобического круга ведут к снижению установки на социально-желаемое поведение и переходу на защитно-средовую диспозицию, которая развивается по мере нарастания фрустрационного напряжения, что соответствует развитию состояний нервно-психического (эмоционального) напряжения. На фоне этого появляются: реакция дезорганизации, негативно влияющая на учебную деятельность подростка; реакция демобилизации, характеризующаяся изменениями в сфере контактов подростка значительным их сужением или отказом вообще, что формирует чувства одиночества, беспомощности, безнадежности. Это ведет к пессимизму как ситуационной реакции.
Состояния фобического круга зависят от личностной тревожности (положительная связь), которая имеет высокий уровень у 41,8%, умеренный (средний) — у 43,6% и низкий — только у 14,5 % подростков. Личностная тревожность связана с агрессивным, суицидальным поведением подростков и ситуационной тревожностью, которая высоко выражена у 23,6%, умеренно — у 50,9 % и слабо — у 25,4 % подростков данной группы.
Тревожность, отражаясь в субъективном плане в психологическом времени, связана с психологическим прошлым подростков и с ненапряженностью их настоящего. Фиксация на прошлом отмечается у 11,1 %, напряженность настоящего — у 18,5% подростков. Напряженность прошлого имеет положительную связь с | его дискретностью (отмечена у 42,5 % подростков), а также связана с появлением реакции оппозиции, которая выявлена у 58,3 % подростков.
Напряженность психологического прошлого имеет отрицательную связь с волевым контролем эмоциональных реакций. Следовательно, при повышении напряжения происходит снижение волевого контроля. Он, в свою очередь, определяет аддиктивное поведение (положительная связь). В то же время имеется отрицательная связь между аддиктивным поведением и неустойчивостью
личности; между неустойчивостью личности и ее концентричностью. Исходя из этого, при повышении концентричности идет снижение неустойчивости, при этом «тормозится» развитие аддик-тивного и делинквентного поведения. Отметим, что концентричность выражена у 58,18% подростков, а неустойчивый личностный баланс — у 61,8 %. Увеличение личностной тревожности ведет к понижению напряжения психологического настоящего посредством роста ситуационной тревожности. Тревожность связана с состоянием фобического круга, агрессивностью и суйцидальностью. Внутреннее суицидальное поведение отмечается у 50,0 % подростков, а агрессивность как оппозиционные реакции — у 58,3 %.
На формирование девиантного поведения оказывает влияние тревожность, порождающая состояния фобического круга, пессимистические и оппозиционные реакции. При этом отрицательные связи между пессимистической реакцией и неустойчивостью личностного баланса, делинквентным и аддиктивным поведением могут свидетельствовать о том, что через состояния фобического круга посредством пессимизма неустойчивость личности находит выход в суицидальном и агрессивном поведении. Происходит это на фоне напряженности, дискретности психологического прошлого, фиксации на Нем.
Механизм возникновения девиантного поведения у подростков можно представить следующим образом: взаимодействие подростка с критической ситуацией как совокупностью событий ведет к появлению ситуационной тревожности, провоцирующей состояния нервно-психического (эмоционального) напряжения, фобического круга, а также субдепрессивные состояния, которые сопровождаются такими ситуационными реакциями, как дезорганизация, демобилизация, пессимизм и оппозиция. Наряду с этим происходит переход ситуационной тревожности как состояния в личностную тревожность как черту. В индивидуальной концепции психологического времени это выражается в фиксации на прошлом, его напряжении и дискретности. Это ведет к снижению волевого контроля эмоциональной реакции, неустойчивости личностного баланса, концентричности, что провоцирует переход подростка на «защитно-средовую» диспозицию и феномен средового отчуждения. Результатом является развитие девиантного поведения по определенному типу, в данном случае это агрессивное и суицидальное поведение.
ПАКЕТ МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ, ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
/. Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков
Инструкция. Для заполнения анкеты вам необходимо ответить на все вопросы.Помните, что здесь не может быть правильных или неправиль-
I ных ответов. Участие в исследовании является добровольным, и лишь от нашего желания зависит, будете вы подписывать анкету или нет. Самос главное — ваши ответы, которые окажут нам большую помощь.
1. Предположим, к вам обратились ваши родные, друзья или одно-1'классники с просьбой в трудной для них ситуации (ссоры, конфликты, ' споры, разногласия) помочь найти выход из нее.
Как бы вы поступили?________________________________________
2. В вашей жизни были случаи, когда возникало несколько неприятных для вас событий в одно и то же время, а вы были их участниками или очевидцами. Отметьте крестиком, какие это были события. Начи-
I найте свой ответ словами «У меня были...», «Я переживал...». Постарай-I тесь выбрать:
ссоры, конфликты с друзьями; - конфликты, споры, разногласия с одноклассниками;
ссоры, конфликты,между родителями; между родителями и родствен-I никами;
неприятности во взаимоотношениях с учителями;
разногласия между родителями и учителями;
неприятные переживания (сожаление) из-за того, что совершил, сделал или собираюсь сделать;
неприятности в учебе — неуспеваемость;
конфликты с братом или сестрой;
конфликты с милицией;
конфликты с родителями;
неприятные внутренние переживания — одиночество, «что-то тревожит»;
если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите:____________________
3. Знаком «х» с левой стороны шкалы укажите, как давно произошли К неприятные для вас события, а с правой — вероятность их повторения в | будущем.
Прошлое л ■ Будущее
I _1___2___3_4___5.___6^_ Настоящее ___6___5___4___3___2___1_
(сейчас)
1. Очень-очень давно 6. Очень скоро
2. Очень давно 5. Скоро
v 3. Давно 4. Не очень скоро
4. Не очень давно 3. Нескоро
5. Недавно 2.Очень нескоро
■ 6. Совсем недавно 1. Очень-очень нескоро
4. Вспомните случаи, когда вы были участником неприятных для вас и событий. Отметьте, что вы чувствовали после этого. Начинайте свой от-[ вет словами: «После неприятных событий, которые я видел, в которых «участвовал или о которых слышал и думал, я чувствовал...»:
удовлетворение 3 — 2—1—0—1—2 — 3 неудовлетворение
веселье 3 — 2—1 — 0 *- 1 — 2 — 3 тоску
возбуждение 3 — 2—1 —0—1—2 — 3 подавленность
\ отсутствие страха, 3 — 2— I —0—1—2 — 3 страх, опасение опасений
спокойствие 3 — 2— 1—0—1—2 — 3 беспокойство
уверенность 3 — 2 — 1— 0— 1— 2 — 3 неуверенность
самостоятельность 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 беспомощность успокоение 3-2—1—0—1-2-3 легкую тревожность
расслабление 3-2 — 1—0-1-2-3 напряжение
бодрость 3 — 2—1—0—1—2 — 3 усталость
беззаботность 3 — 2—1—0—1—2-3 озабоченность
свободу 3-2—1—0—1—2 — 3 занятость
5. Отметьте (х), какие мысли, желания вы испытывали после неприятных для вас событий, случившихся почти в одно и то же время. (Вы были их очевидцем или участником.) Начинайте "свой ответ со слов «После неприятных для меня событий, я чаще всего...»:
испытывал чувство гнева, злости на себя или на окружающих;
возникало желание что-нибудь пнуть, сломать, разрушить, ударить кого-нибудь;
возникало желание «выплеснуть» эмоции, зло;
оценивал людей и их работу только с худшей стороны, «придирался к ним»;
оценивал, «оглядывался», на прожитые, годы, на свое прошлое;
оценивал перспективы будущего — строил планы на будущее;
подводил итог тому, что я сделал в прошлом, подводил итог своей жизни, прожитых лет;
появлялись мысли типа «заснуть и не проснуться», «если бы со мной произошло что-нибудь, и я умер...» и т.д.
6. После того как вы пережили несколько неприятных для вас событий, случившихся одновременно, отметьте крестиком (х), как вы чувствовали себя после этого. Начинайте свой ответ словами «После неприятных событий, которые я пережил, я испытывал,.,»:
комфорт 3-2 — 1—0—1—2-3 дискомфорт
удовольствие 3 — 2 — 1— 0— 1— 2 — 3 неудовольствие
спокойствие 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 тревожность
радость 3 — 2—1—0—1—2 — 3 уныние
что все изменится 3 — 2—1—0—1—2 — 3 безысходность,
в лучшую сторону безвыходность
уверенность в себе 3 — 2—1—0—1—2 — 3 неуверенность в себе
мир вокруг меня 3 — 2—1—0—1^2 — 3 окружающий мир
не изменился стал «мрачным»
что бывает и хуже 3-2—1—0—1—2 — 3 хуже уже некуда
чувство, что не один 3 — 2—'1—0— 1—2 — 3 одиночество
самостоятельность 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 -беспомощность
надежду на измене- 3 — 2—1—0—1—2—^ безнадежность
ния
удовлетворение от 3 — 2 —. 1— 0— 1— 2— 3 неудовлетворение
того, что делаю
расслабление 3 — 2 — 1 -— 0 — 1 — 2-— 3 напряжение
спокойствие 3 — 2 — 1 — 0— 1 — 2 — 3 возбуждение
что мое самочувст- 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 ухудшение
вие не изменилось самочувствия
хороший сон 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 плохой сон
7. Нарисуйте на обороте листа ту неприятную ситуацию, которую вы Ивспоминали (представляли), когда отвечали на вопросы.
Обработка результатов
Вопрос 2 — показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.
Вопрос 3 — лексическая шкала удаленности критической ситуации в психологическое прошлое подростка и ее ожидание в будущем.
Вопрос 4 — диагностирует состояния, свидетельствующие о наличии ■ переживания критической ситуации:
к субдепрессивным состояниям относятся: неудовлетворение, тоска, | подавленность;
к состояниям фобического круга относятся: страх, опасение, беспо-I койство, неуверенность, беспомощность, легкая тревожность;
к состояниям нервно-психического {эмоционального) напряжения отно-щ сятся: усталость, озабоченность, напряжение, занятость.
Вопрос 5 — диагностирует ситуационные реакции: оппозиции и отрицательною баланса, а также внутреннее суицидальное поведение.
Вопрос 6 — диагностирует ситуационные реакции:
эмоционального дисбаланса: дискомфорт, неудовольствие, тревожность, I уныние; ■>
пессимизма: безысходность, безвыходность, незначительность своих воз-I можностей, «мрачное» мировосприятие, чувство, что «хуже уже некуда»;
демобилизации: одиночество, беспомощность, безнадежность, неудовлетворение от деятельности;
дезорганизации: напряжение, возбуждение; ухудшение самочувствия, ■плохой сон.
Вопрос 7 — рисунок способствует выявлению и осознанию трудно-Е вербализуемых проблем и переживаний подростков. Уточняющие вопро-Е сы по рисунку: «Что происходит?»; «Кто изображен?»; «Чем занимаются 1 люди?»; «О чем они думают?»; «"Что они чувствуют?»
Сферы возникновения критических ситуаций у подростков (на приме-ре исследования подростков с отклоняющимся поведением)
Ссоры, конфликты с друзьями 74%
Конфликты, ссоры, разногласия с одноклассниками 60%
Ссоры между родителями, родственниками 52 %
Неприятности с учителями 50%
Разногласия между родителями и учителями 28%
Переживание (сожаление) из-за того, что сделал 58%
Неуспеваемость 60 %
Конфликты с братом, сестрой 56%
Конфликты с милицией 54%
Конфликты с родителями 52 %
Неприятные внутренние переживания 32%
Ссоры моих подруг, друзей с родителями 2 %
II. Диагностика психологического времени
Оценка временных ориентации осуществляется с помощью трех би-I полярных шкал.
Инструкция. Если вы в наибольшей степени согласны с утверждением, то обведите крайние X; если согласны с обоими утверждениями, то поместите вашу отметку посередине шкалы. Промежуточные между крайней и срединной оценки соответствуют большему или меньшему согласию с тем или иным утверждением.
Я часто вспоминаю Я живу буду-
события, которые X — X — X — X — X — X — X щими плана-со мной происходили ми и надеж-
дами
Я часто вспоминаю
события, которые X — X — X — X — X — X — X Я живунастоя-со мной происходили щим
Я живу настоящим X — X — X — X — X — X — X Я живу будущими планами и надеждами
Обработка результатов
Ориентация на прошлое — я часто вспоминаю события, которые со мной происходили.
Ориентация на настоящее — я живу настоящим.
Ориентация на будущее — я живу будущими планами и надеждами.
///. Диагностика переживаний временных ориентации
Инструкция 1. Оцените переживания событий прошлого. После этого обведите кружком выбранный вами ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «О».
3 — совершенно верно
2 — верно
1 — пожалуй, так
О — согласен с обоими утверждениями
Мое прошлое кажется мне:
медленным | 3-2-1-0-1-2-3 | быстрым |
пустым | 3-2-1-0-1-2-3 | насыщенным |
плавным | 3-2-1-0-1-2-3 | скачкообразным |
приятным | 3-2-1-0-1-2.— 3. | неприятным |
непрерывным | 3-2-1-0-1-2-3 | прерывистым |
сжатым | Ч у I n __ 1 ? Ч | растянутым |
однообразным | 3-2-1-0-1-2-3 | разнообразным |
организованным | 3-2-1-0-1-2-3 | неорганизованным |
цельным | 3-2-1-0-1-2-3 | раздробленным |
беспредельным | 3-2-1-0-1-2-3 | организованным |
Инструкция 2. Оцените свои переживания жизни в настоящий период. После этого обведите кружком выбранный ват]ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «0».
3 — совершенно верно
2 — верно
1 — пожалуй, так
0 — согласен с обоими утверждениями
В настоящий момент моя жизнь: | ||
течет медленно | 3-2-1-0-1-2-3 | течет быстро |
пустая | 3-2-1-0-1-2-3 | насыщенная |
плавная | 3-2-1-0-1-2-3 | скачкообразная |
приятная | 3-2-1-0-1-2-3 | неприятная |
непрерывная | 3-2-1-0-1-2-3 | прерывистая |
сжатая | 3-2-1-0-1-2-3 | растянутая |
однообразная | 3-2-1-0-1-2-3 | разнообразная |
организованная | 3-2-1-0-1-2-3 | неорган изованная |
цельная | 3-2-1-0-1-2-3 | раздробленная |
беспредельная | 3-2-1-0-1-2-3 | ограниченная |
Инструкция 3. Оцените события будущего. После этого обведите кружком выбранный вами ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «0».
3 — совершенно ве'рно
2 — верно
1 — пожалуй, так
0 — согласен с обоими утверждениями
Мое будущее кажется мне:
медленным | 3-2-1-0-1-2-3 | быстрым |
пустым | 3-2-1-0-1-2-3 | насыщенным |
плавным | 3-2-1-0-1-2-3 | скачкообразным |
приятным - | 3-2-1-0-1-2-3 | неприятным |
непрерывным | 3-2-1-0-1-2-3 | прерывистым |
сжатым | 3-2-1-0-1-2-3 | растянутым |
однообразным | 3-2-1-0-1-2-3 | разнообразным |
организованным | 3-2-1-0-1-2-3 | неорганизованным |
цельным | 3-2-1-0-1-2-3 | раздробленным |
беспредельным | 3_2-1-О-1.-2-3 | ограниченным |
Обработка результатов^
Анализ проводится по следующим факторам.
Фактор континуальности — дискретности времени
Дискретное время — скачкообразное, прерывистое, раздробленное, 'разнообразное.
Континуальное время — плавное, непрерывное, цельное, с тенденцией к однообразию.
Фактор напряженности — ненапряженности времени
Напряженное время — сжатое, насыщенное, организованное, достаточно быстрое.
Ненапряженное время — растянутое, пустое, неорганизованное, медленное.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА
Цель программы— формирование адаптивных копинг-стратсгий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
Задачи программы
1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания и активного участия в работе группы.
2. Информирование о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем — их псевдопреодоление, ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.
3. Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования.
4. Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.
Программа состоит из двух разделов:
арттерапевтического — на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции;
психодраматического — преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.
Особенность программы заключается в том, что ее можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков, входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определенной коррекци-онной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями — акцент делается на доминировании кйкой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).
Тематический план групповых занятий с подростками
I. Арттерапевтический блок.Цель — коррекция эмоционально-мотивационной сферы.
Группа 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром.
Цель — отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.
Занятие 1
Введение. Упражнения с цветами: используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте ихсмысловые значения.
Исполнение темы. Упражнение-знакомство: представьте себя группе. не прибегая к словам и пользуясь только рисунком.
Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш
образ жизни; в рисунке отразите свои интересы, ценности, семью,
друзей, род занятий.
Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего
мироощущения.
Занятие 2
Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения.
Исполнение темы. «Автопортрет*: нарисуйте свое реалистичное изображение; нарисуйте, как вам хотелось бы, чтобы вас воспринимали; изобразите, как вас видит ваши друг и недруг.
«Метафорический автопортрет»: нарисуйте себя в виде какого-нибудь предмета или животного (можно изобразить фон).
После создания образа расскажите о нем от первого лица.
Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть.
Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в
данный момент.
Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития.
Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым
процессом роста растения.
Занятие 3
Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, «нейтрализующие»
ваши негативные переживания, и, используя их, создайте какой-нибудь
образ.
Исполнение темы. «Грани моего Я»: изобразите себя в центре листа и
разместите вокруг образы, отражающие разные грани вашей личности.
Обратите особое внимание на расположение образов, их размер.
Разместите вокруг себя предметы и людей, отражающих ваши взаимоотношения.
Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я».
Нарисуйте четыре «Я** 1) реальное, 2) воспринимаемое с внешней стороны (социальное), 3) идеальное — то, каким хочу быть, 4) будущее.
Занятие 4
Введение. Упражнения с цветами: используя два цвета (приятный и неприятный для вас), создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ.
Исполнение темы. «Хорошее и плохое»: изобразите то, что ввас есть хорошего иплохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки.
Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и
отрицательные стороны.
Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините разговор между ними.
Занятие 5
Введение. Упражнения с цветами: создайте два рисунка: один — из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка. Придумайте разговор между ними.
Исполнение темы. Мои секреты:
изобразите себя в одиночестве и на людях; в абстрактно-символической форме нарисуйте, что вы чувствовали, когда были одни и в окружении людей;
изобразите свое социальное «Я» и приватное «Я» — то, которое никто никогда или почти никогда не видел и не увидит; нарисуйте маску самого себя, изображающую вас в состоянии: а) тревоги, б) тоски, печали, отчаяния, в) напряжения, г) в веселом, приподнятом настроении. Придумайте историю, в которой эти состояния выступают в роли действующих лиц.
Занятие 6
Введение. «Вырезанные формы»: начертите какую-нибудь фигуру, затем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура.
Исполнение темы. «Желания»: изобразите реалистически или абстрактно несколько ваших желаний:
что вы хотите, что является для вас привлекательным; что вы хотели бы уметь; каким вы хотели бы быть;
нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться; нарисуйте то, с чем связаны ваши надежды;
представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу;
представьте, что вы — подрастающее растение; изобразите окружающий вас пейзаж;
изобразите себя в безопасном, приятном месте, а также людей, животных или предметы, которые находятся рядом с вами.
Группа 2. Я и моя жизнь.
Цель — осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.
Занятие 7
Введение. «Правая и левая рука»: выберите разные цвета для правой
и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв
глаза, сформируйте образы и опишите их. Объясните выбранные вами
цвета.
Исполнение темы. «Воспоминания детства»: проиллюстрируйте одно
из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний. Изобразите по одному из самых счастливых и-,несчастливых событий своего детства (или несколько связанных друг с другом событий). Нарисуйте в абстрактной форме свое детство и раскрасьте его каким-либо цветом. ■ .:г
Изобразите то, что вам запрещали или не давали делать в детстве. Обозначьте переживания, которые у вас возникли, каким-либо цветом. Изобразите одно из самых ранних воспоминаний, связанных с расставанием или разлукой. Какое отношение оно может иметь к ситуациям, связанным с расставанием в настоящий момент?
Занятие 8
Введение. «Каракули»: закрыв глаза, размашистыми движениями рук
I- создайте каракули. Посмотрев на полученное изображение с разных сторон, попытайтесь найти в нем образ и развить его.
Исполнение темы. «Линия жизни»: изобразите свою жизнь в виде ли-
I нии или пути на местности. Обозначьте символами илисловами наибо-
Веезначимые события (группу событий) своей жизни.
Изобразите жизненный путь в виде лабиринта или спирали с обозначениями, которые должны включать прошлый, настоящий и будущий периоды жизни. Раскрасьте свое прошлое, настоящее и будущее в разные цвета, в зависимости от характера событий, которые в них происходили. «Обзор жизненного пути»: нарисуйте сцены, связанные с наиболее
в яркими воспоминаниями вашей жизни.
Нарисуйте сцены из своего прошлого (детства) и настоящего периода жизни. Раскрасьте свое прошлое и настоящее в какой-либо цвет. С чем связан выбор вами цвета?
Нарисуйте сцены, связанные с хорошими иплохими воспоминаниями, ираскрасьте их в какой-либо цвет.
Нарисуйте сцены, связанные с наиболее важными событиями вашей жизни.
Нарисуйте сцены, связанные с «сильными»чувствами, испытанными вами в прошлом, — одиночество, покинутость; сильное внутреннее напряжение; тоска, подавленность; страх, опасение. Каждое чувство обозначьте определенным цветом и объясните его выбор. Выберите цвет, который нейтрализует ваши негативные переживания. Изобразите людей — представителей социальных сетей (учителей, друзей, знакомых) с которыми у вас связаны «незавершенные» дела или которым Вы не успели сказать и сделать то, что хотели бы сказать и сделать.
Занятие 9 °
Введение. «Каракули»: свободным движением руки нарисуйте слож-I ный «клубок» линий. Найдите в каракулях какой-нибудь образ и сочини-■тепро него рассказ.
Исполнение темы. «Прошлое, настоящее и будущее». Создайте три рисунка, изображающих вас в прошлом, настоящем и будущем.
Нарисуйте то, что наиболее важно для вас в настоящем, прошлом и будущем.
Нарисуйте отрицательные и положительные моменты вашего будущего.
Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения; каждое направление раскрасьте определенным цветом.
Изобразите трудные, критические ситуации вашего прошлого, настоящего и будущего. Каким-либо цветом обозначьте эмоции, которые вы испытывали, объясните ваш выбор цвета. Нарисуйте, откуда вы пришли, где находитесь икуда двигаетесь.
Нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоящем, и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется? Изобразите людей, наиболее значимых для вас в прошлом и настоящем
Группа 3. Переживание критических (трудных) ситуаций. Цель — выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.
Занятие 10
Индивидуальная работа — изображение критической ситуации (конфликта), служащее выявлению чувств, связанных с ней, и определению возможных вариантов ее разрешения.
Введение. «Каракули»: используя различные цвета, нарисуйте каракули. Постарайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.
Исполнение темы. «Проблемы»: изобразите наиболее значимую для вас проблему или ту, которая имеет устойчивый характер.
Изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.
Выберите цвет и изобразите ваши чувства, связанные с проблемой.
Занятие 11
Введение. «Кляксы»: используя отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки), создайте образ и опишите его. Цветом обозначьте, что вы чувствовали в процессе рисования.
Исполнение темы. «Критическая ситуация»: изобразите критическую, трудную для вас ситуацию в виде «рассказа в картинках», выделяющего стадии ее развития и события, из которых она состоит.
Создайте маски участникам критической, трудной ситуации.
Создайте композицию на одну из тем «Шторм», «Взрыв», «Огонь»,
«Чудовище» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с
критической, трудной ситуацией.
Зан ятие 12
Введение. Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.
Исполнение темы. «Утраты»: нарисуйте образ или символ потери (вещи, человека, ситуации) или нереализованного желания.
Выбрав какой-либо цвет, нарисуйте, что вы чувствовали в ситуации
утраты и в данный момент.
«Ассоциации с цветами»: нарисуйте разными цветами «радость», «покой», «удовлетворенность». Это задание используется для снятия эмоционального напряжения.
Занятие 13
Введение. «Чернильные пятна и бабочки»: капните чернилами или жидкой краской на бумагу, сверните лист пополам, а затем разверните. Преобразуйте полученные пятна в образы и составьте на основе них рассказ.
Исполнение темы. «Страхи»: изобразите свой страх (или страхи), а также то, с чем он связан.
Представьте, что вы прячетесь. Где и от кого? Нарисуйте эту ситуацию.
Нарисуйте себя потерявшимся в диком лесу.
Представьте незнакомую дверь или ворота. Нарисуйте, что или кто находится за ними.
Занятие 14
Парная работа — невербальное взаимодействие, осуществляющееся в процессе изобразительной работы, способно генерировать конфликт, который затем обсуждается.
Введение. «Разговор»: каждый участник группы выбирает для себя цвет и подбирает партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор» цветов на одном листе бумаги. Каждый старается вести свою линию параллельно линии партнера или продолжая ее.
Предварительно распределив цвета, используйте разные формы и
пятна в ответ на формы и пятна, используемые партнером.
Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный разговор (спор,
конфликт).
Исполнение темы. «Критическая ситуация (проблема) и ее разрешение»: один подросток изображает проблему на одной части листа, другой — на второй половине.
Нарисуйте чувства, которые возникали у вас и вашего партнера.
«Опасное путешествие»: один рисует путь с препятствиями, другой — способы их преодоления. •>
Нарисуйте и обозначьте цветом чувства и переживания, которые у
вас возникали при встрече с препятствием, в процессе его преодоления и после того, как вы его преодолели.
Занятие 15
Групповая работа — дает возможность наблюдения за групповыми ролями и их динамикой, что позволяет выявить конфликт и найти подходы к его разрешению как в процессе работы, так и при ее обсуждении.
Введение. «Рисунок на влажной бумаге»: на влажную бумагу нанесите кистью или разбрызгайте водорастворимые краски. Обратите внимание на смешивание цветов и рвои ощущения, связанные с этим.
Пользуясь фломастером (карандашом), обведите или соедините отдельные цветовые пятна и дайте им названия.
Исполнение темы. Рисование историй возникновения критических ситуаций в подгруппах по два —пять человек с последующей их передачей другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участников, событий.
«Критическая ситуация»: каждая подгруппа изображает заданную психологом или выбранную самостоятельно критическую ситуацию и варианты ее разрешения. Затем обсуждаются взгляды на эту ситуацию; то, как она может повлиять или влияет на их жизнь; обсуждаются различия в оценках данной проблемы.
«Интерпретации»: каждый изображает какое-либо чувство, связанное с переживанием критической ситуации, и обозначает его на обороте листа. После этого рисунки перемешиваются и выбираются по одному для интерпретации и сравнения с обозначениями на обороте листа.
II. Психодраматический блок.Цель — коррекция дисфункциональных, неэффективных способов переживания-преодоления критических
ситуаций и выработка на этой основе адаптивных стратегий преодоления трудных, критических ситуаций, не нарушающих личностное развитие подростков.
В качестве тем ролевых игр, выступающих в качестве основного содержания психодраматических сессий, предлагаем использовать критические ситуации, выявленные нами в экспериментальном исследовании. Их можно разделить на три группы:
1. Сверстники, друзья:
конфликты, споры, любые «неудачные» отношения с друзьями, одноклассниками, после которых возникали неприятные переживания, а также необдуманные поступки и действия;
конфликтные отношения друзей (подруг) с вашими родителями, вызывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, одиночества, злости, безысходности (безвыходности).
2. Семья:
конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками;
напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой); напряженные, плохие отношения с. родителями.
3. Школа:
напряженные отношения цаежду родителями и учителями;
конфликты с учителями, с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом школы;
плохие взаимоотношения с одноклассниками.
Общей чертой при описании каждой ситуации является то, что в ней у подростков возникают состояния, свидетельствующие о наличии пси-хотравмирующего переживания, а также то, что в-качестве «выхода* из ситуации подростки выбирают определенный тип.отклоняющегося поведения. Это могут быть побеги из дома, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), совершение противоправных действий, ауто- и гетероагрессия.
При обсуждении каждой сессии необходимо делать упор на то, что девиантное поведение подростков является следствием неэффективного переживания-преодоления критических ситуаций, их псевдопреодоление, а также на поиск новых альтернативных стратегий преодоления трудностей без ущерба для личностного развития.
Необходимо отметить, что сценарий для ролевых игр не является жестко детерминированным. Иногда он определяется самим подростком, выступающим в качестве протагониста, по ходу психодраматической сессии. 4*
В качестве упражнений для «разогрева» как начального этапа психодраматической сессии предлагаем следующие:
«Встретились два существа»: участники получают' задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они должны представить каждое существо без слов, т.е. жестами, мимикой, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.
«Матрешка»: используется для облегчения самопрезентации подростка и стимуляции у него стремления к самопознанию, самораскрытию.
Инструкция: «Упражнение, которое ты сейчас будешь выполнять (если захочешь), дает возможность лучше узнать, кто ты такой и что скрывается за твоей внешней оболочкой. Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний — это тот образ, то лицо, которое человек демонстрирует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посторонних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними...
Я хочу, чтобы ты на время представил себя такой матрешкой, как бы стал ею. Сначала нужно описать себя таким, каким тебя видят другие люди. Затем — открыть матрешку и найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нем. Потом ты снимешь с матрешки еще одну оболочку и откроешь следующий, более глубокий пласт... Пожалуйста, рассказывай о себе до тех пор, пока не дойдешь до таких частей своего «Я», которые ты никому не хочешь показывать».
Этот прием помогает избежать дискомфорта и обеспечивает подростку, выполняющему упражнение, психологическую безопасность.
«Граница»: участники располагаются попарно на расстоянии десяти шагов друг от друга. Необходимо медленно продвигаться навстречу друг другу и постараться уловить момент, когда будет неприятно дальнейшее приближение партнера, одновременно следя за тем, когда этот момент возникнет у него.
«Психологическая дистанция»: изображение ближайшего окружения подростка (протагониста) через расстояние. При этом психологическая дистанция определяется как оценка отношений человека с конкретными людьми, представленная во внешних количественных (пространственных) характеристиках.
Инструкция: «Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быт* определена с помощью понятия "психологическая дистанция". Давайте попробуем выразить близость —дальность отношений друг с другом через расстояние в пространстве».
Доброволец должен встать лицом к стене, а все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически показывает близость их отношений с ним. При этом необходимо учитывать взаимное расположение относительно друг друга. Затем стоящие за спиной должны разойтись, запомнив при этом свои места. Пос-I ле этого доброволец поворачивается и расставляет участников так, как, по его мнению, они должны были встать.
В заключение, проводя обсуждение возникших переживаний, следует подумать над такими вопросами: сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда расставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами? Иди, напротив, вас это обрадовало? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?
«Волшебный магазин»: участникам необходимо представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются чудесные вещи — любовь,
мужество, мудрость, уважение и т.п. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-либо товар. Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет, сколько чего нужно, от кого получен товар и в связи с чем. Потом он просит что-нибудь взамен, по бартеру. Разработка этой темы приводит к тому, что покупатель начинает лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий.
В качестве психодраматических техник используются следующие.
Обмен ролями: протагонист (подросток) играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» (другой подросток из группы) берет на себя роль протагониста. В этом случае вспомогательное «Я» становится объектом проекций, поэтому при обмене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части собственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, скрытые мотивы. Техника используется для того, чтобы из другой роли подросток получил необходимые ему поведенческие образцы или качества. Применение техники позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар. С се помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия.
Зеркало: подросток, выступающий в роли вспомогательного «Я», должен как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия. В этой технике искусственно создается проекция для того, чтобы подросток обнаружил те аспекты поведения, а через них — желания и чувства, которые ранее отвергал.
Проекция на будущее: эта техника позволяет разыграть возможный вариант развития событий (сцену из будущего). Применение техники дает возможность апробировать новые поведенческие.стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.
Моделирование: демонстрация вспомогательным «Я» альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Происходит обучение подростка-новым поведенческим стратегиям.
Свеча: кратковременное, длящееся несколько минут пребывание каждого участника в роли протагониста.
Разговоры за спиной: протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
Таким образом, можно наметить следующие пути психологической помощи в критических ситуациях с использованием психологического времени личности:
1) перенос потенциального будущего в актуальное настоящее, чтобы мотивы и цели, ценимые сознанием, но вынесенные в некоторую временную перспективу, вошли в феноменологическое «теперь» и стали актуальной и действенной данностью;
2) перенос актуального настоящего в психологическое прошлое, в аффективном плане это представляется как отстранение эмоции, ее устранение из момента «теперь»;
3) уменьшение степени актуальности событий и отношений прошлого в настоящем. Это связано с увеличением реализованно-
сти и потенциальности событий прошлого и будущего в индивидуальной концепции психологического времени личности.