Европейский российский профессиональный этикет
Во второй половине XVIII века в Англии начался промышленный переворот. Это
привело к развитию предпринимательства и развитию буржуазии. Именно тогда,
чтобы обозначить свою принадлежность к новому классу, новые торговцы,
банкиры и владельцы мануфактур стали вводить нормы поведения, одежды,
впоследствии составившие современный европейский деловой стиль. В
XIX и XX веке европейские и американские бизнесмены играли доминирующую
роль на мировой арене. Вместе со своим капиталом, товарами и технологиями
они принесли всему миру и правила поведения в деловой среде.
Великобритания
Деловой мир Великобритании неоднороден не только в социальном плане, но и
по своей цеховой специализации, что в принципе отличает его от деловых
кругов других стран. Для английского бизнеса характерна кастовость,
которая, с одной стороны, определяет его высокий профессиональный уровень,
а с другой – препятствует притоку “свежей крови”.
Финансовый сектор британского бизнеса является идеологом проведения тех или
иных нововведений.Английский бизнесмен очень наблюдателен, является хорошим психологом, и не приемлет, как фальши, так и сокрытия слабой профессиональной подготовки. В связи с этим лучше выдвинуть тезис о том, что у англичан есть чему
поучиться, и что вы с радостью попросите своего английского коллегу о
практической помощи. Тем более, что делятся они своими знаниями и опытом
весьма охотно, часто раскрывают секреты своего ремесла и умело вводят вас в
тонкости того или иного рынка.
Переговоры в Великобритании
Для общения английский бизнес выработал особый ритуал, которого стараются
строго придерживаться.
Начинать переговоры следует не с предмета обсуждения, а с чисто
человеческих проблем – погода, спорт, дети. Постарайтесь расположить к себе
английского партнера, покажите ему, что для вас общечеловеческие ценности
если не выше ваших коммерческих интересов, то по крайней мере равны им.
Подчеркивайте ваше доброе расположение к британскому народу и идеям,
которые этот народ разделяет.
Одежда в Англии отличается строгостью. Женщины на службе носят костюмы и платья. Мужчины - костюмы и галстуки. Говорить о делах после окончания рабочего дня ни только не принято, а считается дурным тоном. Англичане научили мир, как корректно вести себя за столом, поэтому они очень серьезно соблюдают эти правила. При этом не обращаются к людям, если им не были представлены.
Германия
Широко известна немецкая аккуратность и пунктуальность. Это качество
непременно следует учитывать нашим, не всегда обязательным деловым людям.
В Германии является вполне естественным закрывать на ключ
телефонный аппарат или ксерокс, но это не следует воспринимать как
проявление недоверия или неуважения к вам лично. Немец вполне может не
поделиться с вами завтраком, захваченным из дома, пригласив вас в ресторан,
он вполне вероятно будет ожидать, что вы заплатите за себя. Это проявление
другого воспитания, приверженности другим традициям.
Переговоры не проводятся до 10 часов утра и после 16 часов вечера. До настоящих
переговоров немного беседуют об общих вопросах. Немецкий бизнесмен не любит терять время.
Когда говорят о бизнесе, сразу переходят к делу. На переговорах ко всем обращаются на «вы», даже к тем, кого в повседневной жизни называли на «ты». В Германии решения принимает высшее руководство предприятия. Немцы часто прибегают к помощи юриста.
Стиль руководства – авторитарный и иерархический. До вершин руководства нужно
пройти длинный путь. На руководящих постах много пожилых людей. У них не принято приглашать деловых партнеров домой. Но если пригласили в гости в немецкий дом с собой берут букет цветов, исключая розы, так как подарок роз означает, что гость
влюблен в хозяйку. Чтобы подарить вино хозяину, нужно знать его вкус. По этой причине вино не следует дарить. Немцы одеваются строго. От мужчин не требуется непременно темный костюм. Для женщин исключаются брюки. Традиционный темный костюм по-прежнему наиболее подходящая одежда для деловых встреч, хотя и наблюдается изменение в сторону более свободной одежды.
Швеция
К характерным чертам шведской этики относятся прежде всего прилежность, пунктуальность,аккуратность, серьезность, основательность, порядочность и надежность в отношениях.
Как одеваться в Швеции
Шведы предпочитают классический стиль. Для мужчин это темный, обычно синий
в мелкую полоску, или серый костюм. В летнее время можно надеть светлый
костюм. В отношении гардероба деловой женщины шведские каноны гораздо
лояльнее и дают необозримый простор для фантазии. Прекрасный вид имеют
более или менее строгий, не очень яркий костюм модных длины и силуэта, не
слишком вычурное платье. Современные женщины широко используют строгие
брючные костюмы. Шведские деловые женщины не боятся пользоваться
косметикой. В зимнее время, как днем, так и вечером, шведские женщины носят
одежду из меха или с меховой отделкой.
Переговоры в Швеции
О встрече договариваются предварительно. На переговоры являются точно в
назначенное время, отклонение от которого не должно превышать 3-5 минут, в
исключительных случаях – до
15 минут. Не положено приходить на переговоры и
задолго до согласованного времени.
На шведских фирмах переговоры чаще всего происходят в помещении,
специально предназначенном для этой цели. Согласно этикету, служащий фирмы,
встречающий посетителей, провожает их в помещение, где будет проходить
переговоры. В течение всех переговоров следует поддерживать непринужденную
обстановку, однако жизнерадостное настроение и непринужденность ни в коем
случае нельзя доводить до развязности и панибратства. Переговоры, как
правило, не начинаются с деловых вопросов, тем самым создается
благоприятная атмосфера для дальнейшей работы. Каждый участник переговоров
имеет право на собственное мнение, которое высказывает, когда ему будет
предоставлено слово. Шведы сдержаны и обычно не выражают ярко своих эмоций.
РОССИЯ
негативные черты в деятельности российских работников:
-полное отсутствие у работников сервиса традиции обслуживать исходя из нравственных принципов и гос.интересов.
-боязнь риска и надежда на улучшение экономического положения
-присутствие в отношениях агрессивности, нетерпимости и желания унизить других люд.
-опора на личные связи
-отсутствие имиджа делового человека, что проявляется в стиле общения и в одежде.
нормами этики должны стать: честность, порядочность, уважение к свободе(индивидуализм и взаимовыгодность эконм.деят), бесконфликтность общения, справедливость
Вопр.№34 Требования этикета в подготовке и организации делового приема.
Прием в деловой сфере – это прежде всего служебные обязанности, причем не только для того, кто принимает гостей; но и для тех, кто выполняет роль гостей.
Цель деловых приемов: заключение взаимовыгодных сделок.
Назначение: -возможность завязать полезные знакомства, -обсудить в целом будущие выгодные для участвующих партнеров контракты, -расширить и углубить уже имеющиеся контакты, - обменяться взглядами и мнениями, позволяющими узнать экономические, финансовые и прочие позиции и притязания будущих партнеров, их особенности в организации дела. Кроме того, для опытного бизнесмена наблюдение за поведением, поступками приглашенных на прием мб источником информации, которая может помочь при заключении сделки.
Непринужденная атмосфера может помочь ближе узнать партеров, облегчить проведение переговоров, способствовать заключению контрактов.
Кроме заключения договоров, мб и такие цели как: отпраздновать юбилей фирмы, достижения значительных финансовых результатов, расширения сферы деятельности фирмы.
На выставках, ярмарках и др.торговых мероприятиях деловые приемы с целью создания благоприятных неформальных условий для развития партнерства.
Однако, участие сотрудников приглашенной организации в деловом приеме – не просто приятное время препровождение, а исполнение служебных обязанностей (должен постараться поговорить с интересующими его фирму людьми, лучше узнать склонности, привычки; упрочить знакомство).
Виды приемов:
А) -проходящие сидя,
-стоя, т.е.без посадочных мест.
Б) дневные(носят менее торжественный и более деловой характер, одежда повседневная= деловой костюм, супруги не приглашаются):
-рабочий завтрак(30мин-1ч с 8.45-9.00 , не >5человек, нет алког. напитков, меню ограничего)
-завтрак(1-1,5ч с 12.00-12.30, стоя, холодн.закуски,1-2 горяч.блюда, десерт, кофе+ сухие вина,шампанское)
и вечерние -коктейль/бокал шампанского(1,5-2ч с 17.00, стоя, напитки+холодн.закуски разносятся официантами),
-а ля фуршет, т.е.«с вилкой» (1,5-2ч с 17.00, стоя,гости сами накладывают блюда, предлагаемые блюда не требуют наличие ножа, нужна только вилка),
-буфет-обед(2,5-3ч.с 18.00-20.00,сидя,самостоятельно выбираются закуски, тарелки в рукахгости могут переходить с одного место на др.),
-обед(самая торжествен.форма приемасмокинг/вечерн.платье. Могут приглашаться с супругами).
Беседа за столом = суть деловых приемов. Но принято говорить о делах, беседа должна носить общий характер. О делах будут говорить потом когда закончится застолье (1,5-2часа). За столом – общие темы: погода, культура, искусство…и не углубляться, иначе мб споры/конфликты.
Не принято говорить о: здоровье, з/п,хоходах, болезнях, семейных проблемах, конфликтах с руководством. Избегать длинных монологов. Не спрашивать о возрасте или должностном ранге. Нельзя говорить плохо об отсутствующих.
+ можно здесь рассмотреть ВОПРОСЫ №32(этика разговора), №33, №35.
Вопр.№10 Экономическая этика в условиях современной рыночной экономики.
Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем. (Его произведения "Этика", "Никомахова этика").
Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы , характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это - адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.
Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию . Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,
Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:
• он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;
• исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать,
• верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество,
• признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества,
• уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы,
• ценит образование, науку и технику.
Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.
Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется формированием рыночных отношений в нашей стране. Если вспомнить прошлые времена, и сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий лозунг "Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встало на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще не перестроились, точнее люди), тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь в выборе товаров. Это говорит о том, что все-таки экономическая этика в нашей стране развивается.
Вопр.№20 Этический курс, его содержание и назначение.
Этика(греч.-обычай, нрав, характер) – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль. Мораль-это нормы и правила поведения, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Оба слова и «Этика» и «мораль» означают – «нрав, обычай». В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.
В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрение или отчуждение).
Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового, т.е. добрый поступок и помысел далеки от прямой личной выгоды. А Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга.
Люди обладают некой свободой, с помощью которой способны осуществить выбор (добро или зло). (Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор).
Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: 1)теоретическое исследование (теоретич.этика) и нормативные разработки (нормативная этика).
Теоретич.этика - исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и морал.повед-е), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая часть выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалы морали (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы.
Нормативная этика – концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизирую, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом как должен поступать человек.
Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Этика описывает реальные отношения между людьми, стремиться создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного. (долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести).
Задача рационального обоснования морал.ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе.
Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы , которую можно решить раз и навсегда.
Задачи этики:
1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни".
Профессиональная этика.
Это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.
Задачи: -Выявление нравствен.норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Проф.Э. – вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Проф.Э. – должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п.. Проф.Э. – учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующие личностные качества.
Проф.Э. – призвана регулировать человеч.отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем отражается отношение к действующей системе ценностей.
Основа Профес.Э. в сфере сервиса = нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.