Основные отрасли психологии
объектов для избирательного формирования и зависят от выбранной концепции анализа деятельности, оценки механизмов ее регуляции, критериев интегрирован-ности и профессиональной специализиро-ванности выделенных элементов и т.д. Другие проблемы связаны с созданием учебных задач для тренировок, моделированием «функциональных» ситуаций, обеспечением мотивации обучаемого, созданием процедур контроля и управления процессом тренировки, выбором (созданием) технических средств ее проведения.
Психология работоспособности человека
Понятие «работоспособность»
В соответствии с современными представлениями в области психологии труда и инженерной психологии работоспособность человека следует рассматривать как его системное свойство, которое образуется в результате включения субъекта в деятельность, проявляется и оценивается в процессе деятельности. Работоспособность определяется совокупностью взаимосвязанных, взаимообусловленных свойств, качеств человека и внешних факторов, компонентов деятельности. Системный характер данного свойства соответствует положению Б.Ф. Ломова о «разнопорядко-вости» свойств человека и необходимости выделения системных свойств, отражающих принадлежность индивида определенной системе [40].
Работоспособность следует рассматривать как одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемыми эффективностью и качеством. Работоспособность, ее уровень и степень устойчивости определяются комплексом, совокупностью профессиональных, психологических и физиологических компонентов, отражающих основные особенности субъекта деятельности: а) профессиональным опытом и подготовленностью — уровнем развития, пластичностью, устойчивостью специальных знаний, навыков,
умений; б) направленностью личности специалиста — характером и степенью выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; в) функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей — состоянием здоровья, наличием утомления (переутомления), нервно-психического напряжения, «трудных» психических состояний и т. п. Кроме того, работоспособность, в частности ее динамика, зависит от индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей субъекта деятельности, а также от инженерно-психологических, психофизиологических, антропометрических, гигиенических и других свойств объекта (средств), содержания (процессов), условий и организации деятельности Jj51._/
~~ТГо"нятие «работоспособность» используется, как правило, в связи с конкретными видами деятельности. Это находит свое выражение в частных показателях оценки уровня работоспособности, адекватных характеру данного вида труда. Однако в ряде случаев понятие употребляется в более общем, неспецифическом виде (например, умственная или физическая работоспособность, операторская рабОТОСПОСОб-
П-).
HQCIb
-JWc
.сходя из фактора продолжительности проявления определенного уровня работоспособности, можно различать ее долговременную и оперативную форму. Это различие определяется: а) характером общего или текущего функционального состояния; б) направленностью на конкретный вид профессиональной деятельности в широком смысле, т. е. в виде устойчивых мотивов, интересов, потребностей, или же установкой на выполнение поставленной рабочей задачи; в) устойчивым уровнем профессиональной подготовленности к выполнению конкретной трудовой деятельности или же повышенной подготовленностью, профессиональной готовностью к реализации специфических профессиональных задач в определенный момент времени.
Понятие «работоспособность» можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как ее уровень в текущий отрезок времени. В практике изучения и оценки
7.5. Психология профессиональной деятельности
конкретной профессиональной деятельности эта характеристика работоспособности является основной, а в качестве ее ведущих показателей используются показатели психофизиологической цены деятельности и главным образом — результат работы. С другой стороны, понятие «работоспособность» выступает как производное психологической категории «способность», и в этом плане оно означает потенциальную возможность человека вы-/ поднять конкретную работу с определен/ ной эффективностью и качествен