Зигмунд Фрейд (1856-1939)
1. В качестве движущих сил поведения человека выступает два основных инстинкта: а) инстинкт жизни, продолжения рода, направленный на переживание удовольствия – «либидо»; б) инстинкт смерти, разрушения, преодоления препятствий, связанный с переживанием гнева и стремлением к энтропии – «танатос», который может быть направлен на внешние объекты или на самого субъекта.
· Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и стремлением к ее удовлетворению (редукции); б) объектами, которые потенциально обеспечивают редукцию потребности; г) количеством энергии, необходимой для удовлетворения потребности.
2. Структура личности включает три составляющих компонента, которые находятся в постоянном конфликте:
· «Ид» («Оно») – врожденные инстинктивные компоненты личности (либидо и танатос), вызывающие напряжение и требующие немедленного удовлетворения, а также вытесненные в течение жизни социально-запрещенные переживания и желания. (Подчиняется «принципу удовольствия».)
· «Эго» («Я») – сознательные компоненты личности, обеспечивающие адаптацию (приспособление) субъекта к условиям внешнего мира и социальной среды путем отсрочки удовлетворения инстинктов. (Подчиняется «принципу реальности».)
· «Супер-Эго» (Сверх-Я) – частично осознаваемые компоненты личности, формирующиеся на основе родительских и социальных ожиданий, ограничений и контроля, которые преобразуются во внутренний самоконтроль. Включают две подсистемы: а) запреты и ограничения, которые переживаются как совесть и чувство вины; б) эго-идеал – внутренние стандарты поведения. (Подчиняется «принципу необходимости».)
3. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека:
· Уровень актуально осознаваемого – все то, на что в данный момент направлено внимание человека, и в чем он себе отдает самоотчет.
· Уровень предсознательного – опыт, который при необходимости может быть актуализирован субъектом в памяти.
· Уровень бессознательного, которое включает: а) инстинктивные побуждения (либидо, танатос); б) вытесненные из сознания социально-запрещенные или социально-постыдные побуждения, стремления, переживания, которые сохраняют эмоциональную и мотивационную напряженность.
4. «Эго» выполняет несколько важнейших функций в жизни человека:
Предупреждение о возможной угрозе путем переживания разных форм тревоги.
· Реалистической тревоги – реалистичной оценки опасностей внешнего мира.
· Моральной тревоги – эмоционального ответа на угрозу со стороны «Супер-Эго», которая может перерастать в социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия.
· Невротической тревоги – эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «Ид» станут осознанными.
Реализация защитных механизмов с целью устранить переживание тревоги и адаптироваться к условиям внешней среды. Основные характеристики защитных механизмов: неосознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя. Содержание некоторых защитных механизмов:
· Вытеснение (подавление) – избегание внутреннего конфликта путем удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.
· Отрицание игнорирование в процессах восприятия и взаимодействия (устранение из личного опыта восприятия и представлений) с внешним миром каких-либо травматических событий или угроз.
· Проекция – приписывание своих собственных неприемлемых мыслей, чувств, поведения другим людям или социальному окружению.
· Замещение – переадресовка инстинктивного импульса от более угрожающего объекта на менее угрожающий.
· Перенос – замещение действия с недоступным объектом на действия с объектом доступным.
· Рационализация – ложное обоснование, псевдоразумное объяснение субъектом причин своих чувств, желаний, своего поведения, которые в действительности вызваны причинами, признание которых ведет к снижению самоуважения.
· Реактивное образование – защита от запретных импульсов путем выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
· Регрессия – возврат к более примитивным (детским) моделям мышления и поведения.
· Сублимация – конструктивная стратегия перевода энергии инстинктов на другие объекты и виды деятельности.
5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.
Человек рождается с определенным количеством энергии «либидо», которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий.
· Оральная стадия: рождение – 18 месяцев. Зона сосредоточения либидо – рот. Основная задача – отделение от материнского тела, отвыкание от груди.
· Анальная стадия: 18 месяцев – 3 года. Зона сосредоточения либидо – анус. Основная задача – приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения.
· Фаллическая стадия: 3 – 6 лет. Зона сосредоточения либидо – собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация с взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одноименного пола («эдипов» комплекс и комплекс «электры»).
· Латентная стадия: 6 – 12 лет. Зона сосредоточения либидо отсутствует. Основная задача – расширение социальных контактов со сверстниками.
· Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо – половые органы. Основные задачи: половое созревание и установление интимных отношений на основе любви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудовой вклад в общество.
Переживания и опыт, полученный в раннем детстве и дошкольном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности, и предопределяет различные черты характера.
Возрастной период и зона сосредоточения либидо. | Задачи периода и приобретаемый опыт. | Возникновение патологических симптомов. |
Рождение - 18 месяцев. Оральная стадия - рот. | Отделение от материнского тела, отвыкание от груди. | Неудовлетворенность до 6 месяцев ведет к формированию орально-пассивного типа: доверчивость, пассивность и зависимость, оптимизм. После 6 месяцев - орально-агрессивный тип: пессимизм, саркастичность, цинизм, любовь к спорам, стремление к эксплуатации и доминированию. |
18 месяцев - 3 года. Анальная стадия - анус. | Удаление и задержание фекалий, приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения. | Анально-удерживающий тип: упрямство, скупость, методичность, пунктуальность. Анально-выталкивающий тип: склонность к разрушению, неопрятность, беспокойство, импульсивность, садистическая жестокость. |
3 - 6 лет. Фаллическая стадия - половые органы (мастурбация). | Идентификация с взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания. Формирование «Супер-Эго». Преодоление желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одноименного пола («эдипов» комплекс и комплекс «электры»). | У мужчин фиксация проявляется в дерзости, хвастливости, опрометчивости, стремлении доказать свою мужественность и половую зрелость. У женщин фиксация проявляется в склонности к флирту, обольщению, беспорядочным половым связям при внешней наивности. |
6 - 12 лет. Латентный период - отсутствует зона сосредоточения либидо. | Расширение социальных контактов со сверстниками. | |
12 лет и далее. Генитальная стадия - половые органы. | Половое созревание и способность к гетеросексуальным отношениям, установление интимных отношений на основе любви, трудовой вклад в общество. |
Бессознательные психические явления могут проявлять себя в содержании сновидений, в ошибочных действиях, а также в неконтролируемых субъектом ассоциациях
К.-Г.Юнг(1875-1961)