Стратегии преодоления кризисов профессионального становления

Э. Ф. Зеер обозначает возможные пути профессиональной реабилитации:1)повышение социально-психологической компетентности и ауто-компетентности;2) диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;3) прохождение тренингов личностного и профессионального роста;4) анализ профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;5) профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;6) овладение приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;7) систематическое повышение квалификации, периодически переход на новую квалификационную категорию или должность.

Соотношение понятий «профессия», «специальность», «должность», «занятие».

Профессия — это группа родственных специальностей и в переводе с латинского означает “официально указанное занятие”, “объявляю своим делом”. Например, профессия: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще учителя, токаря или врача, а есть, например, учитель русского языка, учитель физики, учитель математики и т.д., мысленно относящиеся к группе “педагогической профессии”. Под “специальностью” понимается комплекс приобретённых путём соответствующей подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, учитель биолог и т.д.). Понятие “профессия” является родовым по отношению к понятию “специальность”. А разнообразные специальности – видовым по отношению к профессии. Особняком стоит понятие “должность”. Должность — служебное место (положение) в каком-либо государственном или общественном учреждении, на предприятии, связанное с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник или технолог производства), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальностям в определённой сфере деятельности. «Занятие» будем понимать как относительно широкое поня­тие, включающее и профессии, и специальности, и должности. А «должность» — это место, занимаемое трудящимся в той или иной организационной, производственной структуре.

Принципы классификации профессий: типы, классы, отделы, ярусы профессий.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. Первый ярус классификации. Типы профессий

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем можно выделить следующие типы профессий (обозначим их буквами):человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорга­низмами и условиями их существования., агроном, ветеринар, микробиолог;человек — техника и неживая природа (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. инженер-механик, электро­слесарь, инженер-электрик,;человек — человек (Ч). Предметом интереса, распознания, об­служивания, преобразования здесь являются социальные систе­мы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. парикмахер, врач, учитель;человек — знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы програм­мист, математик,;человек — художественный образ (X). Явления, факты художе­ственного отображения действительности художник-декора­тор, концертный исполнитель, артист балета, актер драматиче­ского театра.

Наши рекомендации