Законы организации 1-го порядка, и их влияние на функционирование организации

Законы организации 1-го порядка:

1. Закон синергии

2. Закон самосохранения

3. Закон развития

Закон синергии:

В любой организации имеется помещение, технологическое оборудование, персонал, материалы и т. д. эти ресурсы составляют потенциал организации, её способность к деятельности (потенциал- это источники, возможности, средства, ресурсы, запасы, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения какой либо задачи).

Каждый ресурс организации обладает своими количественными и качественными характеристиками: объем, масса, производительность и т.д. совокупность ключевых характеристик определяет потенциал конкретного ресурса организации. В реальной деятельности организации важен потенциал совокупности ресурсов. Используемые ресурсы существенно усиливают или ослабляют потенциал друг друга. Общий потенциал организации будет либо существенно меньше, либо существенно больше суммы потенциалов, составляющих деятельность ресурсов – эффект синергии. Различные сочетания, используемых в организации ресурсов могут создать разный уровень возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Эффект синергии аналогичен резонансу, т.е. резкому росту или снижению производительности. Синергия бывает положительная (совпадение набора ресурсов и оптимального сочетания их характеристик) и отрицательная(непрофессиональный подход к профессиональной деятельности). Руководителей организации в большей степени интересует эффект синергии. Механизмом его действия является объективный закон теории организации – закон синергии.

Закон синергии гласит: для любой системы (технической, биологической, социальной) существует такой набор ресурсов, при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в неё ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т. д.), либо существенно меньше.

Таким образом, закон синергии указывает на то, что в процессе формирования и развития структуры как объекта, так и субъекта организации необходимо оценивать две его составляющие: положительную – созидательную, организующую и отрицательную – разрушительную, дезорганизующую. Суммирование сил может и снизить потенциал – примером может быть вмешательство в деятельность спасательных служб некомпетентных руководителей. Другим примером может быть участие в решении одной проблемы представителей разных ведомств. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов (ресурсов), при котором синергия носила бы созидательный, а не разрушительный характер.

Закон синергии действует не зависимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от руководителя, подчиненных и внешней среды по отношению к закону синергии. Закон синергии проявляется в приросте энергии превышающей сумму индивидуальных усилий членной организации.

Закон синергии может быть реализован в 3 вариантах:

1. Руководитель и подчиненный ничего не знают о законе, в этом случае заботясь о процветании компании при приеме на работу будут учитываться личные, профессиональные качества специалистов, технические характеристики оборудования. Однако человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньшей – синергия будет отрицательной.

2. Руководитель знает о законе а подчиненный нет. Руководитель будет стараться приобрести и расставить ресурсы для получения положительной синергетического эффекта, а при подборе персонала он должен иметь досье на каждого работника, чтобы оценить совместимость с ним нового работника. Однако работники зачастую будут давать недостоверную и неполную информацию о себе – синергия будет отрицательной.

3. Когда руководитель и подчиненный знают о законе. Понимание со стороны подчиненных действий руководителя по гармонизации деятельности и использовании ресурсов. Кроме того подчиненные сами будут проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общих целей – синергия будет положительной.

Закон самосохранения:

Каждый руководитель должен правильно оценивать общее положение в организации и ситуацию складывающуюся вокруг неё, чтобы принять решение о её дальнейшей судьбе. Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения.

Закон самосохранения гласит: каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал.

Закон реализуется в 3 направлениях:

1. При благоприятной ситуации организация функционирует успешно. При нарастании неблагоприятных воздействий организация начинает сопротивляться (наращивать потенциал созидания) однако стремление быстро нарастить потенциал созидания приводит к невосполнимым затратам. Действия закона приведет к снижению потенциала созидания.

2. При благоприятной ситуации руководитель своими решениями стабилизирует требуемый уровень самосохранения. Персонал ощущает стабильность и уверенность и не думает о долгосрочных ресурсах выживания. Действия руководителя по упреждающим мероприятиям будут восприниматься как расточительность и не профессионализм.

При нарастании неблагоприятных воздействий персонал поделится на 2 части: часть его покинет компанию, а другая часть будет предлагать сомнительные варианты наращивания потенциала созидания.

3. При благоприятной ситуации руководитель и подчиненные формируют необходимые ресурсы для стабилизации компании в случае наступления форс-мажорных разрушительных обстоятельств.

Для того чтобы повысить потенциал компании необходимо:

- иметь в запасе новые технологии

- постоянно повышать профессионализм сотрудников

- иметь и поддерживать связи с внешней средой

- иметь своих информаторов в конкурентной среде и гос. чиновников

- создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями

- иметь дополнительный источник страхования.

Достижение или сохранение требуемых условий самосохранения компании можно обеспечить с помощью организационных (направлены на формирование эффективной системы управления компанией и согласование её со структурой и составом внешней среды) и экономических методов (призваны обеспечить необходимые показатели в финансово-хозяйственной деятельности организации в том числе страхование ресурсов и рисков)

Закон развития:

Развитие - это необратимое, закономерное, необратимое изменение организации.

Выделяют 2 типа развития:

1. Прогрессивное – переход от низшего к высшему, от совершенного к более совершенному

2. Регрессивное – деградация – переход к изжившим формам и структурам.

Выделяют 2 формы развития:

1) Эволюционная, связанна с постепенными количественными и качественными изменениями

2) Революционная, скачкообразные изменения

Развитие организации обусловлено субъективными и объективными факторами:

- потребностями и интересами человека и коллектива

- изменение внешней и внутренней среды

- научно-технический прогресс

- состояние глобальной экономики и экологии

- старение различных элементов организации

Закон развития гласит: каждая материальная система стремится достичь наиболее суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на ряд принципов:

1) Принцип инерции (запаздывания), состоит в том, что изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений внешней или внутренней среды и продолжается некоторое время после их окончания.

2) Принцип эластичности, скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала и измеряется углом подъема или спада изменения ресурса в зоне эластичности. Если угол большой то система обладает высокой эластичностью, если угол малый, то малой эластичностью, т. е. система на восприимчива к воздействию

3) Принцип непрерывности, состоит в том, что изменение потенциала системы идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак изменения

4) Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы.

Закон может быть реализован в 3 вариантах:

1. В любой компании постоянно ощущается стремление расширить её влияние, повысить доход и.т.д., поэтому персонал будет стремится к интенсивному расширению производств, привлечению новых инвестиций, но не всегда это будет соответствовать потребностям рынка и возможностям компании. Израсходовав или не эффективно использовав имеющиеся ресурсы, компания может прекратить свое существование, стремление быстро развиваться может привести к синдрому «большого бизнеса», для которого характерно:

- рост числа совещаний

- передача решений и ответственности из одного отдела в другой

-всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных решений

- разбухший аппарат управления

2. формой реализацией закона будет являться бизнес план. С учетом этого незапланированных запасов практически не должно быт, однако подчиненные не знают о бизнес плане и характере развития компании, поэтому отсутствие запасов будет восприниматься болезненно подчиненные будут искать пути создания запасов. Убедить подчиненных в том, что запасы не нужны очень сложно.

3. будут реализованы мероприятия, разработанные в бизнес плане с помощью согласованных средств и методов. Ключевые решения руководителя всегда будут находить поддержку и одобрение со стороны персонала.

Наши рекомендации