Формирование сплоченной группы
Что же такое трудовой коллектив, в чем его сущность? Прежде всего — это социальная группа, представляющая собой элемент социальной структуры, первичную ячейку общества.
Основы теории психологии коллектива и управления им разработал известный русский педагог и психолог А.С. Макаренко. 1 Макаренко А.С. Соч. в 7 т. Т. 7. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - С. 16.
Его теоретические положения основаны на осуществленных им экспериментах по формированию коллектива и воспитанию нового типа личности. По определению Макаренко, «коллектив — это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности»1.
Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда.
Первичный трудовой коллектив характеризуется соответствующими структурами и выполняет определенные функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологическими процессами групповой динамики,основными из которых являются:
• общение работников;
• сплоченность коллектива;
• трудовые конфликты;
• руководство и лидерство и т.д.
Трудовые коллективы могут классифицироваться по:
а) месту в общественном разделении труда: сфера материального производства, обслуживания, наука, культура и т.п.;
б) отраслевому признаку: промышленное строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.;
в) численности работающих в коллективе: большие, средние, малые (первичные);
г) месту в системе управления: коллектив бригады отдела, цеха, предприятия.
Трудовой коллектив выполняет следующие функции:
1) целевая — основная функция, ради которой организован коллектив;
2) интегративная — процесс объединения сотрудников, их разрозненных действий в единый сплоченный коллектив;
функция развития личности — одна из важнейших задач коллектива, которая заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей преподавателей и сотрудников;
3) воспитательная — создание условий для усвоения каждым преподавателем групповых норм поведения.
Первичный трудовой коллектив — это структура, не имеющая дальнейшего административного деления, часть трудового коллектива организации (например, на заводе или стройке первичным трудовым коллективом является бригада рабочих).
В первичном трудовом коллективе процессы достижения производственных и воспитательных целей конкретизируются, связь личных, групповых (коллективных) и государственных интересов выражается непосредственно, осуществляются наиболее частые и устойчивые межличностные контакты, складываются отношения коллективизма.
Члены первичного трудового коллектива работают в непосредственном контакте и взаимодействии, непосредственно контактирует с каждым из подчиненных и руководитель данного коллектива.
В первичном трудовом коллективе формируются социально-психологические характеристики данного коллектива: ценностные ориентации, нормы, установки, настроения, традиции, морально-психологический климат.
Ценностная ориентация группы — социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая общественную и групповую значимость, выражающуюся в предпочтительности отношений к тем или иным объектам.
Социальная установка — готовность коллектива к определенной оценке ситуации и способу деятельности в ней, предрасположенности к тем или иным событиям, людям, предметам.
Традиция — способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, коллективных привычек и убеждений.
Морально-психологический климат — преобладающий в коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в который включаются настроения людей, их эмоциональные переживания и волнения, отношения друг к другу, окружающим событиям.
В социальной психологии различают понятия формального и неформального лидера коллектива. Формальный лидер — это официальный руководитель коллектива, неформальный лидер — это человек, не наделенный формальными полномочиями руководителя, но в значимых ситуациях способный оказывать существенное влияние на поведение остальных членов группы.
Любая организация, как уже говорилось, формируется из различных людей, различающихся возрастом, полом, уровнем образования, типом темперамента, профессией, квалификацией, способностями, другими типологическими признаками и личными качествами.
Проблема руководителя коллектива — организовать из этих разных людей коллектив единомышленников, способный слаженно, дружно и эффективно решать сложные производственные и социальные задачи. Таким образом, речь идет о формировании сплоченного коллектива.
Сплоченность — одно из наиболее важных качеств, определяющих эффективность групповой деятельности. Детерминантами сплоченности являются:
1) время существования группы: слишком короткий срок не позволяет достигнуть высокого уровня сплоченности, а слишком долгий может привести к снижению достигнутого уровня;
2) численность группы: увеличение количества членов группы (свыше девяти человек) может повлечь за собой снижение сплоченности;
3) возраст членов группы: более сплоченными считаются коллективы, члены которых являются ровесниками;
4) внешняя угроза: руководитель часто не учитывает, что исчезновение внешней угрозы часто приводит к нарушению сплоченности;
5) предшествующий успех: гордость за совместные достижения усиливает сплоченность, а неудачи, напротив, снижают ее. Общие установки и ценностные ориентации (например, религия и этика) также способствуют сплочению группы.
Нельзя забывать, что высокие требования к вхождению в группу, сложные ритуалы и престижность группы делают ее более сплоченной. Изоляция от других людей усиливает взаимодействие и взаимозависимость членов группы. Росту сплоченности способствуют демократичность процедур, участие членов группы в принятии решений.
Эффективность совместной деятельности связана: с эмоциональной близостью участников совместной деятельности, которая, однако, не должна переходить определенные границы;
• с участием членов группы в установлении целей совместной деятельности;
• с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждого участника для группы и выполнения общей задачи;
• со своевременным и умелым разрешением конфликта;
• с отказом от сокрытия конфликтов, откровенным обменом мнениями при их разборе, поиском решений истинного согласия;
• с особенностями руководства группой, которые предполагают способность лидера отказаться от лишних амбиций, служить примером для других, соблюдать определенную дистанцию с подчиненными;
•со сплоченностью группы.
Сплоченный коллектив отличают прежде всего общность чувств и желаний его членов; стремление быть вместе, трудиться совместно; наличие общегрупповых норм, ценностей и общей положительности цели; способность воспитательного воздействия на членов коллектива, слаженность в любой обстановке, чувство взаимной ответственности и взаимопомощи. Следовательно, задача руководителя заключается не столько в том, чтобы укомплектовать организацию необходимым количеством людей, сколько в том, чтобы она стала сплоченным коллективом, способным решать высокие задачи. При этом следует иметь в виду, что коллектив — это не просто совокупность разных людей, обладающих индивидуальными способностями. В каждом коллективе вырабатываются собственные нормы, установки, ценности, традиции, поэтому управление коллективом — особая и более сложная задача, чем управление каждым подчиненным в отдельности.
Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности организации является правильный подбор ее состава: чем выше квалификация, образование, профессиональная куль-, тура членов коллектива, тем выше социальные потребности, ак-I тивность, уровень развития коллектива в целом, тем более развито I стремление каждого члена организации активно влиять на дела своего коллектива.
Эффективность работы организации во многом зависит от уровня подготовки, квалификации, специальных и профессиональных навыков менеджера, его умения формировать благоприятный морально-психологический климат, организовать производственный процесс и от многих других его качеств как руководителя.
Основная задача руководителя — организация слаженной и ритмичной работы на основе равномерной загрузки всех работников, взаимопомощи и взаимозаменяемости, соблюдения режима труда и отдыха и обеспечения на этой основе выполнения производственных заданий.
Если руководитель избран коллективом организации, соответствует предъявляемым к нему со стороны коллектива требованиям и оправдывает ожидания подчиненных, то сотрудники организации охотно будут выполнять его советы и распоряжения.
Оптимальная численность коллектива должна определяться нормами управляемости, возможностью руководителя держать в поле зрения внутренние взаимосвязи между членами коллектива и управлять людьми, обеспечивая решение производственных и социальных задач.
Сплоченность и совместимость людей в коллективе, морально-психологический климат определяются и правильным подходом к формированию коллектива с учетом социально-психологических факторов: численности, возраста, пола, уровня образования, типа темперамента и др.
В первую очередь, определенный предел должна иметь не только максимальная, но и минимальная численность коллектива. Замечено, что каждый член коллектива обычно стремится иметь в своем коллективе два-три особо близких человека, с которыми можно было бы откровенно поделиться личными заботами. Возможность такого выбора, по мнению А.С. Макаренко, обеспечивает минимальная численность коллектива в 7—8 человек. При большей или меньшей численности люди будут искать друзей вне коллектива, а это уже центробежные силы, ослабляющие коллектив.
По возрастному признаку члены коллектива могут быть также разнообразны, и тогда они дополняют друг друга: так, молодежь более энергична, более работоспособна, но профессиональное мастерство ее явно невысокое; кадровые работники обеспечивают высокое качество работы за счет опыта и накопленных знаний, но зачастую менее инициативны.
Однако искусственное соединение в одном коллективе молодежи и кадровых работников, как правило, не приводит к успеху: образуются две группы людей, имеющие различные вкусы и взгляды на жизнь и своих неформальных лидеров.
Психологическую совместимость молодежи и кадровых работников может обеспечить наличие в организации людей промежуточных возрастов, играющих роль своеобразных психологических мостов.
Различен характер взаимоотношений в мужских и женских коллективах. В разнополом коллективе отношения товарищеской взаимопомощи развиваются благоприятней; в однополых коллективах ниже уровень дисциплины и производительность труда, выше потери рабочего времени. Естественно, что руководить смешанным коллективом легче.
Объединение в организации людей с разным уровнем образования стимулирует членов коллектива повышать профессиональное мастерство, делает их контакты более привлекательными, более интересными.
Большое значение при формировании коллектива имеет учет типов темперамента людей: как правило, людьми одного типа темперамента руководить очень сложно, между ними трудно обеспечить психологическую совместимость. Нужно так комплектовать коллектив, чтобы недостатки одного работника (в психологическом плане) компенсировать достоинствами другого: например, холерик может активизировать флегматика, а флегматик стабилизировать холерика.
У коллективов, как и у людей, есть свой характер, и их поведеие невозможно точно предсказать, но по мере развития коллективы обычно проходят определенные стадии[18, с. 250—253]:
1) «притирка». На первый взгляд, новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить свою степень заинтересованности в его создании.
Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Обсуждение целей и методов работы почти отсутствует. Люди зачастую не интересуются коллегами и почти не слушают друг друга, фактически не занимаясь творческой и воодушевленной коллективной работой;
2) «ближний бой». Многие коллективы проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы, группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают большое значение, проявляются сильные и слабые стороны отдельных индивидов. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство;
3) «экспериментирование». Потенциал коллектива возрастает, и он начинает решать, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто коллектив работает рывками, однако у него имеются энергия и стремление понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, принимаются меры по повышению производительности;
4) «эффективность». Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании ресурсов, времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице», к проблемам относятся реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому, в зависимости от конкретной задачи;
5) «зрелость». В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей оценивают по их достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества — команду и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.
Эффективный руководитель помогает членам коллектива в прохождении всех этих стадий развития: уточняет задачи, предлагает порядок действий, ставит ориентиры, поощряет сотрудников поближе познакомиться друг с другом. Иногда это приходится делать напористо и властно. Дальнейшее развитие коллектива включает рост открытости, обеспечение комплексного анализа, подготовку к распределению информации и элементов процесса принятия решений.
Лидер коллектива должен уметь предвидеть наступление очередного этапа развития коллектива и вести группу вперед. С повышением качества работы коллектива расширяются и возможности внедрения новшеств в процесс управления. Разные сотрудники могут курировать то или иное задание по очереди, в зависимости от своего опыта. Расширяется делегирование полномочий, и все больше людей участвуют в планировании и принятии решений. Лидер помогает коллективу пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал, используя для этого как личный пример, так и полномочия.
Формированию сплоченного и работоспособного трудового коллектива способствуют социальные, организационные и экономические факторы: высокий уровень организации труда; наличие мобилизующей высокой цели, наличие традиций; широкое привлечение членов коллектива к управлению; успехи коллектива в труде, спорте, художественной самодеятельности и тд.; хорошая организация трудовой состязательности; стабильность состава коллектива и др.