Контур, нажим, штриховка, расположение
Мало гнутых линий, много острых углов— агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии— женственность.
Комбинация уверенных, ярких и легких контуров— грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный— боязливость, робость.
Энергичные, уверенные штрихи— настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости— напряжение.
Тонкие продленные линии— напряжение.
Необрывающий, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.
Эскизный контур— тревога, робость.
Разрыв контура— сфера конфликтов.
Подчеркнутая линия— тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные линии— дерзость, враждебность.
Уверенные твердые линии— амбиции, рвение.
Яркая линия— грубость.
Сильный нажим— энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Легкие линии— недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
Линии с нажимом— агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим— циклоти-мичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим— эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.
Прямые штрихи— упрямство, настойчивость, упорство.
Короткие штрихи— импульсивное поведение.
Ритмичная штриховка— чувствительность, сочувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи— тревога, неуверенность.
Штрихи угловатые, скованные— напряженность, замкнутость.
Горизонтальные штрихи— подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи— незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
Вертикальные штрихи— упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Штриховка справа налево— интроверсия, изоляция.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Штриховка слева направо— наличие мотивации.
Штриховка от себя— агрессия, экстраверсия.
Стирания— тревожность, опасливость.
Частые стирания— нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.
Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка— наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить)— внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок— экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькие фигуры— тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.
Очень маленькая фигура с тонким контуром— скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии— незащищенность.
Рисунок у самого края листа— зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист— компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали
Здесь важно их знание, способность оперировать ими и умение приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.
Детали существенные.Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
Избыток деталей.«Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на
чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
Лишнее дублирование деталей— субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
Недостаточная детализация— тенденция к замкнутости.
Особо щепетильная детализация— скованность, педантичность.
Ориентация в задании
Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его— критерии не-утерянного контакта с реальностью.
Принятие задания с минимальным протестом— хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.
Извинения из-за рисунка— недостаточная уверенность.
По ходу рисования уменьшение темпа и продуктивности— быстрое истощение.
Название рисунка— экстраверсия, потребность и поддержка.
Мелочность.
Подчеркнута левая половина рисунка— идентификация с женским полом.
Упорное рисование, несмотря на трудности,— хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования— сокрытие проблем, нежелание раскрыть себя.
«Дерево»
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).
Корни— коллектив, бессознательное.
Ствол— импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви— пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особен-
Глава 2. Психодиагностика: практика
ностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например, «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.
Приподнимание земли к правому краю листа— задор, энтузиазм.
Опускание земли к правому краю листа— упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни
Корни меньше ствола— желание видеть спрятанное, закрытое.
Корни равны стволу— более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола— интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой— детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий— способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия— стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции
по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное— отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо— увеличение направленности на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы
Круглая крона— экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве— поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.
Опущенные ветви— потеря мужества, отказ от усилий.
Ветви вверх— энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные стороны— поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.
Листва-сетка, более или менее густая,— большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий— восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке— поиски объективности.
Закрытая листва— охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва— непроявляющаяся агрессивность.
Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.
Выход ветвей из одного участка на стволе— детские поиски защиты, норма для ребенка 7 лет.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Ветви, нарисованные одной линией,— бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви— хорошее различение действительности.
Листья-петельки— предпочтительное использование свого обаяния.
Пальма— стремление к перемене мест.
Листва-сетка— уход от неприятных ощущений.
Листва, похожая на узор,— женственность, приветливость, обаяние.
Плакучая ива— недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка— напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный ствол— внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола— желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линии— отказ реально смотреть на вещи.
Ствол, нарисованный тонкими линиями, крона — толстыми— возможность самоутверждения и свободного действия.
Листва, изображенная тонкими линиями,— тонкая чувствительность, внушаемость.
Ствол, изображенный линиями с нажимом,— решительность, активность, продуктивность.
Линии ствола прямые— ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые— активность, заторможенная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
«Вермишель»— тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви, не связанные со стволом,— уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.
Открытый и связанный с листвой ствол— хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.
Ствол, оторванный от земли,— недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная малосвязанны.
Ствол, ограниченный снизу,— ощущения несчастья; поиск поддержки.
Ствол, расширяющийся книзу,— поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол, сужающийся книзу,— ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое Я в беспокойном мире.
Общая высота— нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
Использование нижней половины листа— менее выраженная зависимость и робость.
Использование 3/4 листа— хорошее приспособление к среде.
Лист, использованный целиком,— хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Высота листа(страница делится на 8 частей):
1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;
1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;
3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
5/8 — интенсивная духовная жизнь;
6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;
7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина:
1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;
2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;
3) желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;
Глава 2. Психодиагностика: практика
4) поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости, для твердого положения, потребность в нежности.
Множественностьдеревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два деревамогут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).