Контур, нажим, штриховка, расположение

Мало гнутых линий, много острых углов— аг­рессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии— жен­ственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких конту­ров— грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный— боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи— настойчи­вость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости— напряжение.

Тонкие продленные линии— напряжение.

Необрывающий, подчеркнутый контур, обра­мляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур— тревога, робость.

Разрыв контура— сфера конфликтов.

Подчеркнутая линия— тревога, незащищен­ность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии— дерзость, враж­дебность.

Уверенные твердые линии— амбиции, рвение.

Яркая линия— грубость.

Сильный нажим— энергичность, настойчи­вость. Большая напряженность.

Легкие линии— недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скован­ность.

Линии с нажимом— агрессивность, настойчи­вость.

Неровный, неодинаковый нажим— циклоти-мичность, импульсивность, нестабильность, трево­га, незащищенность.

Изменчивый нажим— эмоциональная неста­бильность, лабильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачива­ются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи— упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи— импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка— чувствительность, со­чувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи— тревога, неуве­ренность.

Штрихи угловатые, скованные— напряжен­ность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи— подчеркивание во­ображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи— незащищенность, недостаток упорства, настойчиво­сти.

Вертикальные штрихи— упрямство, настойчи­вость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево— интроверсия, изо­ляция.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Штриховка слева направо— наличие мотива­ции.

Штриховка от себя— агрессия, экстраверсия.

Стирания— тревожность, опасливость.

Частые стирания— нерешительность, недо­вольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка— наличие сильной эмоциональной реак­ции на рисуемый объект или на то, что он символи­зирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. по­править)— внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она сим­волизирует).

Большой рисунок— экспансивность, склон­ность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры— тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром— скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии— незащищенность.

Рисунок у самого края листа— зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист— компенсаторное пре­вознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность опериро­вать ими и умение приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с кото­рым он их воспринимает; относительную значи­мость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные.Отсутствие существен­ных деталей в рисунке субъекта, который, как из­вестно, сейчас или в недалеком прошлом характери­зовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей.«Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынуж­денную потребность наладить всю ситуацию, на

чрезмерную заботу об окружении. Характер дета­лей (существенные, несущественные или стран­ные) может послужить для более точного определе­ния специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей— субъект ско­рее всего не умеет входить в тактичные и пластич­ные контакты с людьми.

Недостаточная детализация— тенденция к замк­нутости.

Особо щепетильная детализация— скован­ность, педантичность.

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его— критерии не-утерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом— хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка— недостаточная уве­ренность.

По ходу рисования уменьшение темпа и про­дуктивности— быстрое истощение.

Название рисунка— экстраверсия, потреб­ность и поддержка.

Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка— иден­тификация с женским полом.

Упорное рисование, несмотря на трудности,— хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования— сокры­тие проблем, нежелание раскрыть себя.

«Дерево»

Интерпретация по К. Коху исходит из положе­ний К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).

Корни— коллектив, бессознательное.

Ствол— импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви— пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, ин­терпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особен-



Глава 2. Психодиагностика: практика

ностей психического развития. На наш взгляд, в ин­терпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые труд­но конкретизировать. Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энер­гии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар на­блюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование приз­наков содержит чрезмерное употребление обыден­ных определений. Например, «пустота», «напыщен­ность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притвор­ство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе пси­хологического консультирования вряд ли допусти­мо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Приподнимание земли к правому краю листа— задор, энтузиазм.

Опускание земли к правому краю листа— упа­док сил, недостаточность стремлений.

Корни

Корни меньше ствола— желание видеть спря­танное, закрытое.

Корни равны стволу— более сильное любопыт­ство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола— интенсивное любопыт­ство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой— детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий— способность к раз­личению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некото­рые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия— стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдер­жать агрессивность. Колебания в выборе позиции

по отношению к чувствам, амбивалентность, мо­ральные проблемы.

Расположение на листе двойственное— отно­шение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание независи­мости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опо­рой на привычки.

Расположение слева направо— увеличение на­правленности на внешний мир, на будущее. По­требность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навя­зывать себя другим, ощущение покинутости; воз­можны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона— экзальтированность, эмоцио­нальность.

Круги в листве— поиск успокаивающих и воз­награждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.

Опущенные ветви— потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх— энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны— поиск самоутверж­дения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противосто­ит ему.

Листва-сетка, более или менее густая,— боль­шая или меньшая ловкость в избегании проблем­ных ситуаций.

Листва из кривых линий— восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке— поиски объективности.

Закрытая листва— охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва— непроявляющаяся агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суж­дения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Выход ветвей из одного участка на стволе— детские поиски защиты, норма для ребенка 7 лет.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Ветви, нарисованные одной линией,— бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви— хорошее различение действи­тельности.

Листья-петельки— предпочтительное исполь­зование свого обаяния.

Пальма— стремление к перемене мест.

Листва-сетка— уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор,— женственность, при­ветливость, обаяние.

Плакучая ива— недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту дет­ства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка— напряжение, тре­вожность.

Ствол

Заштрихованный ствол— внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скры­тая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола— жела­ние походить на мать, делать все, как она, или жела­ние походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии— отказ реально смо­треть на вещи.

Ствол, нарисованный тонкими линиями, кро­на — толстыми— возможность самоутверждения и свободного действия.

Листва, изображенная тонкими линиями,— тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол, изображенный линиями с нажимом,— решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые— ловкость, находчи­вость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые— активность, затормо­женная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель»— тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви, не связанные со стволом,— уход от ре­альности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.

Открытый и связанный с листвой ствол— хо­роший интеллект, нормальное развитие, стремле­ние сохранить свой внутренний мир.

Ствол, оторванный от земли,— недостаток кон­такта с внешним миром; жизнь повседневная и ду­ховная малосвязанны.

Ствол, ограниченный снизу,— ощущения не­счастья; поиск поддержки.

Ствол, расширяющийся книзу,— поиск надеж­ного положения в своем кругу.

Ствол, сужающийся книзу,— ощущение безо­пасности в кругу, который не дает желаемой опо­ры; изоляция и стремление укрепить свое Я в бес­покойном мире.

Общая высота— нижняя четверть листа — за­висимость, недостаток веры в себя, компенсатор­ные мечты о власти.

Использование нижней половины листа— ме­нее выраженная зависимость и робость.

Использование 3/4 листа— хорошее приспосо­бление к среде.

Лист, использованный целиком,— хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверж­даться.

Высота листа(страница делится на 8 частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тор­мозить свои действия;

3/8 — хорошие контроль и рефлексия;

1/2 — интериоризация, надежды, компенсатор­ные мечты;

5/8 — интенсивная духовная жизнь;

6/8 — высота листвы находится в прямой зави­симости от интеллектуального развития и духов­ных интересов;

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина:

1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;

3) желание компенсировать чувство неполноцен­ности, стремление к власти;



Глава 2. Психодиагностика: практика

4) поиск безопасного убежища из-за чувства поки­нутости, для твердого положения, потребность в нежности.

Множественностьдеревьев (несколько дере­вьев на одном листе) — детское поведение, испыту­емый не следует данной инструкции.

Два деревамогут символизировать себя и друго­го близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Наши рекомендации