Деловой коммуникации (2 часа).

Вопросы

1. Общие этические принципы и характер делового общения.

2. Классификация деловых культур по Р. Д. Льюису.

4. Особенности национального этикета и учет их в деловой коммуникации.

5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Каковы основные нормы и правила общегражданского этикета?

2. Каково значение «эмпатии» и «аттракции» для эффективного делового общения?

3. Существуют ли, на Ваш взгляд, дискриминация по признаку пола в современных деловых отношениях?

4. Почему необходимо учитывать национальные особенности собеседников, партнеров в ходе построения отношений?

5. Расскажите о классификации деловых культур, предложенной

Р.Д. Льюисом?

6. Какие национальные особенности присущи деловым людям разных стран? В чем своеобразие их поведения в различных ситуациях делового общения?

7. Что характерно для делового поведения россиян?

8. Какова роль комплиментов в общении?

9. В каких случаях в деловом общении целесообразно вручать подарки?

Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1.Нормами этикета являются:

а) упорство, настойчивость;

б) принципиальность, беспрекословность,

в) вежливость, тактичность.

2. Укажите правильный ответ. Соблюдение чувства меры в разговоре это:

а) дипломатичность;

б) тактичность;

в) предупредительность;

г) категоричность;

д) вежливость;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. К какому понятию относятся следующее определение: «Система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, направленных на качественное исполнение административно- хозяйственных функций»:

а) служебный этикет;

б) административная этика;

в) хозяйственная этика;

г) деловой этикет;

д) управленческая этика.

4.Укажите, какие позиции делового взаимодействия соответствуют нравственным критериям:

а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убежден, что честь превыше прибыли;

б) не доверяй никому и уважай себя;

в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими (коллегами, начальством и клиентами, партнерами по общению), уметь щадить самолюбие собеседников.

г) принципом деловых отношений должна быть только конкуренция (противоборство);

д) следует быть тактичным в общении, т.е. предоставлять возможность партнеру выйти из затруднений с честью и достоинством, не потеряв своего «лица»;

е) всегда нужно ориентироваться на конечную цель (к примеру, получение прибыли, заключение крупного контракта). Следовательно, цель оправдывает средства.

5. Какие «заповеди» относятся к деловому этикету:

а) делайте все вовремя;

б) громко не смейтесь;

в) сдерживайте свое раздражение;

г) не болтайте лишнего;

д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы;

е) думайте о других, а не только о себе;

ж) не будьте неряшливы;

з) одевайтесь как положено;

и) говорите и пишите хорошим языком.

6. Если следовать правилам критики, то как нужно поступать в случаях обнаружения ошибок у других:

а) указывать на их ошибки прямо и бесповоротно;

б) указывать на ошибки других косвенно;

в) не указывать на ошибки других, а следить за собой.

7. Выберите те приемы, которые не усиливают личного обаяния при беседе:

а) необходимо быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем;

б) необходимо при возможности льстить и заискивать перед собеседником;

в) стараться доминировать во время общения: больше говорить, чем слушать.

г) стараться понять и поддерживать собеседника;

д) умение признавать свои ошибки;

е) стремиться к быстрым поспешным выводам.

8. Влияние на первое впечатление о человеке оказывает:

а) образование;

б) социальный статус;

в) внешний вид;

г) возраст;

д) манера поведения;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

9. Хороший вкус- это:

а) стиль;

б) элегантность;

в) мода.

10. Манера- это:

а) умение оказывать небольшую услугу;

б) внешнее проявление внутреннего эмоционально- психологического состояния;

в) способ держать себя, внешняя форма поведения;

г) умение вовремя сгладить неловкость;

д) моральное осознание человеком своих действий.

11. Инициаторами рукопожатия в большинстве случаев должны быть:

а) мужчины;

б) женщины;

в) младшие по возрасту;

г) младшие по положению (подчиненный).

12. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ:

а) отличаются по размеру;

б) не отличаются;

в) отличаются по цвету;

г) отличаются за счет «украшательств».

13. Кому принадлежат слова: «Людей надо учить так, как если бы Вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить как забытые»?

а) Э.Фромму;

б) З. Фрейду;

в) Э. Холлу;

г) Д. Карнеги;

д) У. Юри.

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «этика», «профессиональная этика», «этикет»: «придворный», «дипломатический», «военный», «общегражданский», «деловой», «национальный», «комплимент», «»манеры поведения», «деловые культуры мира», «моноактивные», «полиактивные», «реактивные».

3. Определите нормы этики в сфере государственного и муниципального управления. Выделите основной вид ответственности за совершенные поступки. Какие действия, обеспеченные сводом общих этических законов, помогают решить проблему?

4. Подготовьте 5-ти минутное выступление на одну из двух тем:

4.1. В чем главное предназначение этического кодекса государственных служащих Российской Федерации?

4.2. Каковы же качества – и общечеловеческие и специфические, – составляющие профессиональный и этически привлекательный образ государственного служащего?

5. Как Вы думаете, какие противоречия встречаются сегодня на пути формирования профессиональной этики госслужащих? Почему?

6. Попытайтесь проанализировать свое поведение с деловыми партнерами моноактивного, полиактивного и реактивного типов. Выявите, что может быть общего и особенного в этих взаимодействиях?

Наши рекомендации