Деловой коммуникации (2 часа).
Вопросы
1. Общие этические принципы и характер делового общения.
2. Классификация деловых культур по Р. Д. Льюису.
4. Особенности национального этикета и учет их в деловой коммуникации.
5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).
Контрольные вопросы для выявления коммуникативной
Компетентности
1. Каковы основные нормы и правила общегражданского этикета?
2. Каково значение «эмпатии» и «аттракции» для эффективного делового общения?
3. Существуют ли, на Ваш взгляд, дискриминация по признаку пола в современных деловых отношениях?
4. Почему необходимо учитывать национальные особенности собеседников, партнеров в ходе построения отношений?
5. Расскажите о классификации деловых культур, предложенной
Р.Д. Льюисом?
6. Какие национальные особенности присущи деловым людям разных стран? В чем своеобразие их поведения в различных ситуациях делового общения?
7. Что характерно для делового поведения россиян?
8. Какова роль комплиментов в общении?
9. В каких случаях в деловом общении целесообразно вручать подарки?
Задание для СРС (2часа)
1. Выполните тесты:
1.Нормами этикета являются:
а) упорство, настойчивость;
б) принципиальность, беспрекословность,
в) вежливость, тактичность.
2. Укажите правильный ответ. Соблюдение чувства меры в разговоре это:
а) дипломатичность;
б) тактичность;
в) предупредительность;
г) категоричность;
д) вежливость;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
3. К какому понятию относятся следующее определение: «Система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, направленных на качественное исполнение административно- хозяйственных функций»:
а) служебный этикет;
б) административная этика;
в) хозяйственная этика;
г) деловой этикет;
д) управленческая этика.
4.Укажите, какие позиции делового взаимодействия соответствуют нравственным критериям:
а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убежден, что честь превыше прибыли;
б) не доверяй никому и уважай себя;
в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими (коллегами, начальством и клиентами, партнерами по общению), уметь щадить самолюбие собеседников.
г) принципом деловых отношений должна быть только конкуренция (противоборство);
д) следует быть тактичным в общении, т.е. предоставлять возможность партнеру выйти из затруднений с честью и достоинством, не потеряв своего «лица»;
е) всегда нужно ориентироваться на конечную цель (к примеру, получение прибыли, заключение крупного контракта). Следовательно, цель оправдывает средства.
5. Какие «заповеди» относятся к деловому этикету:
а) делайте все вовремя;
б) громко не смейтесь;
в) сдерживайте свое раздражение;
г) не болтайте лишнего;
д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы;
е) думайте о других, а не только о себе;
ж) не будьте неряшливы;
з) одевайтесь как положено;
и) говорите и пишите хорошим языком.
6. Если следовать правилам критики, то как нужно поступать в случаях обнаружения ошибок у других:
а) указывать на их ошибки прямо и бесповоротно;
б) указывать на ошибки других косвенно;
в) не указывать на ошибки других, а следить за собой.
7. Выберите те приемы, которые не усиливают личного обаяния при беседе:
а) необходимо быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем;
б) необходимо при возможности льстить и заискивать перед собеседником;
в) стараться доминировать во время общения: больше говорить, чем слушать.
г) стараться понять и поддерживать собеседника;
д) умение признавать свои ошибки;
е) стремиться к быстрым поспешным выводам.
8. Влияние на первое впечатление о человеке оказывает:
а) образование;
б) социальный статус;
в) внешний вид;
г) возраст;
д) манера поведения;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
9. Хороший вкус- это:
а) стиль;
б) элегантность;
в) мода.
10. Манера- это:
а) умение оказывать небольшую услугу;
б) внешнее проявление внутреннего эмоционально- психологического состояния;
в) способ держать себя, внешняя форма поведения;
г) умение вовремя сгладить неловкость;
д) моральное осознание человеком своих действий.
11. Инициаторами рукопожатия в большинстве случаев должны быть:
а) мужчины;
б) женщины;
в) младшие по возрасту;
г) младшие по положению (подчиненный).
12. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ:
а) отличаются по размеру;
б) не отличаются;
в) отличаются по цвету;
г) отличаются за счет «украшательств».
13. Кому принадлежат слова: «Людей надо учить так, как если бы Вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить как забытые»?
а) Э.Фромму;
б) З. Фрейду;
в) Э. Холлу;
г) Д. Карнеги;
д) У. Юри.
2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «этика», «профессиональная этика», «этикет»: «придворный», «дипломатический», «военный», «общегражданский», «деловой», «национальный», «комплимент», «»манеры поведения», «деловые культуры мира», «моноактивные», «полиактивные», «реактивные».
3. Определите нормы этики в сфере государственного и муниципального управления. Выделите основной вид ответственности за совершенные поступки. Какие действия, обеспеченные сводом общих этических законов, помогают решить проблему?
4. Подготовьте 5-ти минутное выступление на одну из двух тем:
4.1. В чем главное предназначение этического кодекса государственных служащих Российской Федерации?
4.2. Каковы же качества – и общечеловеческие и специфические, – составляющие профессиональный и этически привлекательный образ государственного служащего?
5. Как Вы думаете, какие противоречия встречаются сегодня на пути формирования профессиональной этики госслужащих? Почему?
6. Попытайтесь проанализировать свое поведение с деловыми партнерами моноактивного, полиактивного и реактивного типов. Выявите, что может быть общего и особенного в этих взаимодействиях?