Проверка охотничьих задатков и обучение. 2 страница
И эта собака была - собственно первой и единственным "Knautscher" т.е. жевальщиком в моей жизни. Тогда мне, еще неопытному, попалась собака с большим желанием к аппортировке, я основательно поработал с ним не в принудительном порядке, а полагаясь на его желание. В результате она страшно и нещадно мяла, жевала куропаток, фазанов, небольших кроликов, и в итоге потребовалась долгая постдрессировочная работа.
Knautscher" т.е. «Жевальщик» - это исключительно результат не квалифицированной дрессировки и управления!
При квалифицированной дрессировке и управлении по нашему методу, даже самый бесцеремонный душитель не станет жевальщиком т.е. "Knautschen", даже если он с юности душил кошек, в то время как самая трусливая собака которая остается возле лисы на почтительном расстоянии, может легко стать "Knautschen" , если она подачу предметов учила играя. Это позднее определяется способом "выстрел - собака остается на месте".
По моим наблюдениям имеются исключения только у слабонервных собак, у так называемых "истеричных душителях" наследственные задатки которых не исключают жевания. И при таких обстоятельствах дрессировка терпит неудачу из-за слабости нервов животного.
На сегодня подходящих случаев встретится с браконьерствующими кошками в наших угодьях, к сожалению предостаточно, чтобы установить есть ли у нашей собаки необходимая ненависть и смелость и пригодна ли она для охотничьего использования.
Между тем впервые разы у молодой духовно и физически полностью несозревшей собаки до возраста 15-18 месяцев, нельзя требовать бесцеремонную хватку и моментальное умерщвление противника. В конце концов, он должен научится этому правильному хватанию, и укреплять свое превосходство. Но к собакам, которые при плотном контакте боязливо уклоняются от движения противника, а также при бегстве его, не стремятся сразу догонять, нужно отнестись с большим недоверием. В большинстве случаев это признак того что у нее не хватает достаточной храбрости.
Собака, которая смотрит взятая на поводок или свободно, безмолвно в глаза противнику, обычно в большей степени владеет жесткостью. Такая собака дороже мне, чем неистово бушующая выходящаяся из себя.
Умственная деятельность (интеллект, способность воспринимать, охотничья смекалка).
Умственная деятельность причиняет нам меньше всего забот, чем например "Spursicherheit " и спокойствие нервов, так как все же сегодня исключительно глупые собаки относительно редки. Определенно, одна собака быстрее, чем другая понимает после небольшого опыта какое поведение дает для нее преимущество, чем ее товарищ по питомнику, но из этого не всегда возможно сделать уверенные выводы об интеллекте. "Толстокожий" невосприимчивый воспитанник на деле, часто оказывается более чувствительным, чем глупым, хотя кажется, он вроде не должен быть таким. Также влияет на это, «подходит» ли собака хозяину. Это как получится - бывает, что у человека сразу организуется внутренний контакт с собакой, в то время как с другой он должен месяцами бороться за ее доверие, иногда характеры человека и собаки вообще не согласуются. Вышеназванная собака нам будет казаться умнее, так как она на наши действия реагирует быстрее, последняя вероятно покажется глупее. В действительности несогласованность лежит не в восприимчивости или глупости собаки, а в нашей неумелости (неловкости), обходится с ее складом характера.
Гораздо более важно при дрессировке и воспитании, это способность охотничьей собаки всегда моментально приспосабливаться к необходимому виду работы в данный момент.
Собака должна обладать такой умственной сообразительностью, чтобы быть в состоянии перестраиваться на разнообразный образ действий в один день. Например после быстрого поиска в поле с высоко поднятым носом в течении нескольких минут перейти на спокойную следовую работу, от уверенной настойчивости до преследования дичи на километровые расстояния, от усердной работы на воде до тщательной работы по кровяному следу на ремне и т.д.
При проверке интеллекта вашей собаки следует обращать больше внимания на, способность разносторонне переключатся из одного вида работы на другой, чем на реагирования наших желаний в доме. Также и во время дрессировки не является показателем интеллекта, быстро или долго усваивает она команды. Не играет ни какую роль в обучении, например: поднимает ли собака аппортировочный предмет с земли через 8 дней или через 20.
Задатки к стойке - каждая легавая собака немецких кровей показывает стойку по дичи. Я во всяком случае еще не встречал собаку которая бы вообще не обладала этими способностями. Другой вопрос, к какому сроку это явно выражается. Это ни в коем случае не происходит всегда одинаково при первой же встрече с птицей. Поведение здесь очень различно и варьируется от нетвердой потяжки до немедленного подъема дичи. Но при некоторой подготовке наступает день, когда собака показывает притаившуюся дичь стойкой. Один делает это в возрасте 4 месяца другой только с 10 или больше. Один делает рывками потяжки, другой после короткой приостановки гонит метров 100, третий при запахе медленно и долго тянет и после более или менее сильного продвижения застывает, четвертый только коротко становится и тянет до птицы до ее вылета. Из приведенной выше картины, нельзя делать уверенные выводы о работе собаки на стойке, до возраста 10-12 месяцев.
Для тестирования этих задатков достаточно, если собака вообще показывает способности в этом предмете.
Предрасположенность к воде - обязательно для охотничьей собаки, если имеются много угодий и есть возможность охоты на водяную дичь. К счастью, число действительно водо- боязненных животных среди наших сегодняшних собак незначительно, правда имеется большое количество собак, которым вода просто не знакома из за неимением случая с ней познакомить. Они не доверяют мокрой среде, так как они ее не знают и не видят цели розыска в глубокой воде. Наилучшее средство ознакомить собаку с водой, это пустить в розыск совместно со старой собакой. Это при теплой погоде можно уже со щенком нескольких месяцев, но при этом нельзя давать длительные нагрузки, так как плавание в заросшем камышом водоеме требует больших физических сил и утомляет щенка.
Если представится случай привести молодую собаку вместе с более взрослой к воде, то она быстро теряет робость и следует за ней смело. Если такие случаи не представились или просто было упущено время, то мы должны обучить годовалое животное уже другим способом, дать понять собаке что вода ничего опасного не представляет, а скорее предвещает удовольствия и радость.
Так как этот процесс больше не касается сырой (молодой) собаки, а уже принадлежит к теме "перевод к практической работе" это будет рассмотрено в другой теме "подготовительная работа для практической водной охоты" на стр.195.
Выносливость и быстрота - это качества, без которых сильно снижается производительность собаки. Если быстрота может иметь меньшее значение, то без выносливости это уже неполноценная собака.
При поиске в поле очень неприятно, если наш помощник после первого часа охоты обессиливший плетется за охотником и никакими средствами уже его не заставить искать надлежащим образом. Насколько непригодной для суровой охотничьей практики окажется собака, если она не в состоянии будет преследовать раненную лису или зайца и за несколько километров принести ее к ногам своего хозяина! Выносливость и быстрота требуют целесообразного телосложения, и прежде всего сильного сердца и легких. Это зависит не от красоты собаки, а из отсутствия недостатков, которые снижают производительность. Чтобы сформировать тело с эффективными внутренними и внешними органами, требуются постоянные, регулярные, сильные движения. Она в достаточной мере найдет их только в угодьях. Там разнообразные условия, требующие усилий в различной мере и по этой причине полезные для здоровья. Каждый неиспользованный подходящий случай при выходе в угодья неблагоприятно сказывается на собаке. "Гуляние" с взятой на поводок собакой, без какой либо цели или запущенной рядом с велосипедом или бегание позади машины являются жалким подобием физических нагрузок, по сравнению со свободным поиском в угодьях.
Поэтому при каждом представившемся удобном случае, если только возможно, я беру моих молодых собак уже с 3- 5 месяцев в угодья и впоследствии до годовалого возраста они очень часто там бывают. Однозначно можно сказать, что у такой молодой собаки быстрее созревает охотничий разум, использование чутья, уверенная работа по следу, уверенность в себе, чем у той, которая не покидает пределы вольера.
Наряду с эти полезно приводить к щенку или молодой собаке ее одновозрастных товарищей и выпускать их совместно в просторный выгульный двор или сад, чтобы они вволю играли.
Поиск
Поиск в наших сегодняшних собаках настолько закреплен генетически, что в большинстве случаев он достаточен для практического употребления. Хороший поиск не только увеличивает охотничий результат, но и вызывает эстетическое наслаждение. Ищущие рысью или "Schaukelpferde"- кони качалки, вряд ли создадут вам такое ощущение. ("Schaukelpferde" - детская игрушка, конь-качалка)
Селекция создала в большинстве своем собак, которые достаточны в быстроте, и здесь чаще всего из-за избыточно большой страсти, границы желательного и целесообразного иногда превышают. Охотничья собака не должна показывать, неистовый темп в поиске. Поиск нужно оценивать на высокий балл, если собака обыскивает территорию с использованием ветра и не оставляет на обысканной территории дичь. Нужно рассматривать движение собаки не только по тому, как она бежит, а и по тому, как она ищет дичь. Быстрое выносливое движение - это только часть условия для хорошего поиска. Следующей предпосылкой является умственный труд, который собака выполняет при этом, т.е. сообразительность. Решающее значение имеет, желание отыскивать, постоянное, беспрерывное зондирование воздуха на наличие признаков дичи, и наконец, мастерство найти ее. На применении длиной веревки (корды) при натаске молодой собаки для развития планомерного поиска я останавливаться не буду. Если она и была целесообразна полвека назад, то у наших сегодняшних собак эта вещь ненужная. Прежде всего, это правильное обучение. Попыткой ограничивать собаку, не улучшают поиск. Свистками и криками мы не сможем управлять молодой собакой, только портим необученную собаку и делаем ее тугой на ухо.
Наша задача состоит преимущественно в том, чтобы направлять собаку к планомерности и к использованию ветра. Это достигается уверенным и зигзагообразном продвижении ведущего вперед. Собака следует, например, направо перегоняет его примерно на 80 метров, тогда ведущий поворачивает налево. Собака видит удаляющего хозяина, и скоро также поворачивает, если она снова перегоняет хозяина, то снова смена направления. При этом естественно приспосабливаются к обыскиваемой территории таким образом, чтобы собака училась правильно прочесывать. Посредством этого процесса содействуют тому, что собака учится невольно обращать больше внимание на своего хозяина. При продолжительных упражнениях с каждым разом поиск исключительно улучшается. Первые упражнения производятся всегда только при хорошем ветре, т.е. общее направление должно быть точно против ветра, так чтобы собака и ведущий при зигзагообразных движениях как бы резали ветер. Прежде всего, надо выбирать территорию, на которой собака найдет также дичь. Тогда она поймет смысл и цель поиска и день от то дня станет сознательнее искать. Есть так называемые умные собаки или сильно страстные молодые собаки, которые не заботятся о контакте с хозяином и делают поиск самостоятельно и независимо. Такая собака ищет на большом удалении от хозяина, в большинстве случаев беспорядочно, без какой либо связи с хозяином. Все призывы свисты не только безуспешны в таких случаях, но и ошибочны. Я рекомендую позаботиться в таком случае сначала о взаимной привязанности, больше быть вместе с собакой, кормить всегда лично, отстранять других людей от нее. Затем можно попытаться в угодьях при поиске, часто ложится на землю, и исчезать из поля ее зрения. Некоторые собаки немедленно пытаются найти своего хозяина, и возвращаются. Если эти мероприятия остаются без успеха, мы должны оставить обучение поиску до окончания основной (базовой) дрессировки.
Базовая дрессировка
Результаты каждой дрессировки наряду с усердным подходом к занятиям почти исключительно зависят от способности дрессировщика заглянуть в душу животного.
Примечание:
В этой книге снова и снова подчеркивается необходимость употребления принуждения при обучении охотничьей собаки. Поэтому нужно ответить на вопросы:
1. Почему же принуждение необходимо;
2. Что же нужно понимать под понятием принуждение.
К первому вопросу: Как известно из биологии, общественный строй собаки как стайного животного требует принуждения. Это соответствует природе собаки.
Самое последнее животное в стае (так называемая собака Омега) будет подчиняться без принуждения - правда она может оказаться настолько мягкой, что не будет годна для службы человеку. Животные средней, чуть выше или наивысшей иерархии (собаки Альфы), которые нуждаются в более сильном принуждении гораздо ценнее как полноценные пользовательские собаки, если они надежно выполняют то, что охотник от них требует. Я пока не знаю ни одного дрессировщика, который бы с успехом обучил десяток собак и обошелся бы без принуждения.
Ко второму вопросу: Среди несведущих дилетантов есть утверждение что принуждение, это побои, голодание и другие пытки. Также эта примитивная точка зрения при случае закрепляется и неопытными писаками.
Для прояснения хочу обратить внимание на следующее: Простой поводок уже значит принуждение. Она мешает собаке, чтобы она уклонялась от вашего влияния, и "принуждает" ее оставаться рядом с хозяином. Следующий уровень жестко сказанное слово в особенности команда "Фу". Строгий ошейник незаменим как принудительное средство для всех собак, во всяком случае, предоставляет большие преимущества, но сила его применения должна регулироваться уровнем чувствительности собаки. Тоже самое относится и к легкой трости или (у очень сильных собак) хлысту. Оба используются при дрессировке и сила удара также должна соизмерятся с твердостью собаки. Цепочка для бросания и рогатка также могут оказать ценные услуги. Что касается электрошока, то опытный дрессировщик применяет его лишь в тех случаях, когда послушания невозможно достичь другими средствами или при закреплении послушания.
Только с использованием таких принудительных средств, при абсолютной последовательности действий мы можем передать нашу волю по отношению к собаке. Во всяком случае, пытки не входят в нашу программу.
Дилетанты, которые отказываются от принудительной дрессировки, должны были бы ознакомится с сущностью собаки. Мы знаем из трудов Трумлера Еберхарда в которых, он говорит о жестком бескомпромиссном обращении собачьих детей благодаря отцу кобелю или при его отсутствии материнской суке, что для собаки принудительное воспитание жизненно необходимо.И многочисленные наблюдения заводчиков которые публикуются в издании "Der Jagdgebrauchshund" подтверждают это, вместе с тем и тот факт, что эта тысячелетняяя наследственность сохранилась у наших собак.
Тот, кто может рассуждать биологически, не обойдет "Zwangsdressur" т.е. принудительную дрессировку.
Взаимопонимание между собакой и человеком
Предварительное примечание:
Установление правильных доверительных взаимоотношений между хозяином и собакой имеет решающее значение, как для дрессировки, так и управления (и еще больше для дальнейших работ с собакой на практической охоте). Без этого больших успехов невозможно достичь. Собака - это не машина, которой может воспользоваться каждый, а животное, которое только тогда покажет максимальную производительность, если будет чувствовать себя взаимосвязь со своим хозяином. Она - животное с необычайными способностями к пониманию и чувствительностью, достаточно ориентированное на общение с человеком. Чтобы поддерживать эту тесную связь (контакт), нужно вообще тщательно изучить сущность собаки и кроме этого знать индивидуально душу своего воспитанника. Собака очень быстро чувствует, любит ли дрессировщик или ведущий ее по настоящему, или рассматривает ее как "вещь". Поэтому первой задачей владельца собаки является установить правильный симбиоз, человек - собака.
Базовая дрессировка, ранее именуемая "Stubendressur" т.е. комнатная дрессировка, это предпосылка для правильной охоты с охотничьей собакой. Когда мы выбираем выражение "Базовая дрессировка", то это не от того, что мы считаем понятие "Stubendressur" т.е. комнатная дрессировка ненужной, а потому что выражение "комнатная дрессировка" может привести и приводит у неопытных специалистов к недоразумениям. Выражение, естественно, не нужно понимать дословно. Помещение, в котором происходят сначала все упражнения, не обязательно должно быть "комнатой". Полагаю, что для каждого думающего человека это не требует пояснений.
Для этого подходит любое закрытое помещение, из которого собака не может выскочить и уклонится от влияния дрессировщика. Помещение не должно быть чем-то застелено, не должно быть слишком маленьким. Если не имеется в распоряжении минимум 30-40 кв.м., то подойдет и загороженный сад или двор.
Два решающих обстоятельства:
1. Собака не должна отвлекаться в помещении, ни какими необычными вещами.
2. Собака не должна иметь возможность уклонится от влияния дрессировщика бегством.
К первому утверждению: Наши школы стараются строить таким образом, чтобы дети не отвлекались другими впечатлениями (уличное движение, шумы, игры). Если учитель захотел бы начать обучение первоклассников на ярмарке, то каждый благоразумный человек принял бы его за сумасшедшего. Даже если собака обучается не таким образом как человек, мы не можем исключить тот факт, что она будет быстрее понимать, если она без отвлечений сконцентрирована на определенном упражнении, а повторяющиеся отвлечения мешают быстрому усваиванию. Если собака усвоила хорошо "Рядом", "Сидеть", "Лежать", "Аппорт", и она знает, что с этими командами от нее требует дрессировщик, то пора предпринимать также упражнения с отвлечениями и закреплять. Только тогда я иду с собакой в угодья и места, где она отвлекается на людей, животных и т.д. Да, тогда я намеренно провоцирую собаку на нарушения, в то время как раньше этого тщательно избегал.
Ко второму утверждению: До тех пор пока собака находится на длинном поводке, она не может уклониться. На это можно сказать, что тогда можно упражняться на длинной веревке и на улице, до тех пор, пока понимание собакой воли хозяина не закреплено достаточно. Это звучит довольно хорошо. А если умная собака узнала, что власть хозяина или мастера существует только в связи с длинной веревкой? И в большинстве случаев собаки понимают это очень быстро.
Однажды с помощью длинной веревки мы пытались обучать собаку в послушании по зайцу. В минимум, половине случаев умная собака узнает значение этой веревки уже после второго натыкания своей шеи на кораллы ошейника и в третий раз не бежит, даже если веревка свободно волочится по земле. Но если вы решили освободить ее от веревки и позволили идти у ноги, то при встрече следующего зайца она будет его также гнать старым способом. Почему? Потому что она поняла, что власть хозяина заканчивается, если на шее нет ошейника с веревкой.
Обучение должно с самого начала способствовать познанию собакой всевластия дрессировщика. Она должна прийти к понятию, что никогда не сможет уклониться от воли хозяина, не только взятая на поводок, но и без него. И поэтому при начале базовой дрессировки нам необходимо, большое, закрытое помещение, из которого собака не может выскочить.
Как только отдельные упражнения, в особенности "Аппорт" и "Лежать" на коротком и длинном поводке выполняются правильно, я упражняюсь в закрытом помещении уже без поводка. Теперь мы замечаем, что собака чаще склоняется к попыткам уклонится от упражнений, в особенности, если мы увеличиваем требования. Но она быстро поймет, что такие попытки избежать занятий не дают результатов, так как у дрессировщика в закрытом пространстве есть возможность моментально отреагировать на эти уловки и принудить ее выполнить упражнение. Уже после нескольких повторений собака понимает, что власть дрессировщика распространяется на нее и без поводка и ошейника на шее.
Начальная дрессировка в закрытом помещении как мы описываем, очень облегчает дальнейшее обучение собаки и используется многими самыми успешными практиками дрессуры. И редкий мастер может обойтись без настоящей «Stubendressur» т.е. комнатной дрессировки.
По этому поводу неопытными людьми приводятся факты, что собака идет в дрессировочное помещение со страхом и отвращением. Они совершают логическую ошибку, если думают, что причина этого лежит в дрессировочном помещении. Если собака прижимает хвост и показывает признаки боязни, то проблема не в помещении, а от неловкого обращения дрессировщика, который не располагает необходимыми психологическими знаниями. При выполнении отдельных упражнений, собаки могут иногда и испугаться на короткое время, но если это продолжается дни и недели, то это обозначает, что дрессировщик недостаточно расслабляет (хвалит) собаку или совершает другие ошибки в психологическом плане. Даже при самой жесткой, принудительной дрессировке испуг длится максимум минуту. И чем сильнее был испуг, тем больше затем должно быть расслабление, т.е. (похвалы). Только таким образом я получаю от собаки необходимое внутреннее участие в его обучении. Но это, не имеет ничего общего с дрессировочным помещением и комнатной дрессировкой. Скорее зависит только от поведения дрессировщика при отработке упражнений.
"Die Stubendressur" т.е. комнатная дрессировка - надежнее всего гарантирует достижения результатов в очень короткое время. Тот, кто не имеет в распоряжении помещения, может проводить упражнения в любом другом замкнутом пространстве. Это конечно будет сложнее, но также приведет к намеченной цели.
Сложно определенно назвать, подходящий возраст для начала дрессировки собаки. Здесь требуется необходимая физическая и умственная зрелость. Собаки по-разному вступают в пору годную для дрессировки, обычно после 10 месяцев, иногда позже. Но я был знаком с собаками, которые оказывались годными уже менее чем к 9 месяцам и достигали удивительно хороших результатов. Если воспитанник с возраста щенка находится при вас, то некоторые меры воспитательного характера можно начинать гораздо раньше, а некоторые упражнения можно начинать, сразу после смены зубов. Как правило, с очень игривыми молодыми собаками, надо начинать на несколько месяцев позже, чем со спокойно-серьезными. Начало дрессуры в возрасте больше чем 18 месяцев обычно увеличивает работу дрессировщика вдвое, а с собакой старше 30 месяцев все наши усилия редко показывают полный успех. В общем, можно исходить из того, что способный к дрессировке возраст лежит между 8 и 30 месяцами, а самая благоприятная дата начала между 10 и 12 месяцами.
Определяющее значение имеет контакт между дрессировщиком и собакой, если полное взаимопонимания отсутствует, то вся работа вдвое усложняется, даже при некоторых обстоятельствах вообще бесполезна. Как самый крайний пример показывают нервные животные, нервозность которых не допускает со стороны хозяина даже самого незначительного принуждения. Они неподвластны никаким влияниям, бросаются на спину или кусаются от бессмысленного страха за себя. Хотя такие собаки не так часто встречаются. На учебных курсах, на которых через мои руки прошло более 600 пар, все же несколько раз были собаки, которых я забраковал как неспособных к дрессировке. Напротив, мне еще не попадалась собака, которая не подчинялась из-за ее предрасположенности к жесткости, и оказалась бы не способной к обучению. Поэтому я полагаю, что жесткость (твердость) собаки играет меньшую роль, чем недостаточное мастерство дрессировщика. Но, такого подчинения можно достичь только в способном к дрессировке возрасте. Не стоит тратить усилий на собаку в возрасте, которая выросла при отсутствии правильного воспитания и развилась в абсолютную собаку лидер, тиранизирует членов семьи и ничего не позволяет делать то, что ей не нравится, рычит и кусает. На какой либо хороший результат в этом случае, едва ли нужно надеяться.
Таким образом, наш девиз такой: чем тоньше невидимые нити между хозяином и собакой, чем лучше личные отношения между обоими, чем тверже взаимное доверие, тем быстрее собака понимает, чего от нее хочет хозяин и тем быстрее происходит дрессировка. Но также и здесь может таиться некоторая опасность. Собака, которая, подчиняется дрессировщику всегда и во всем и никогда не показывает протест, все основные стадии дрессировки проходит без серьезного конфликта с дрессировщиком, в 99 процентах случаях позже в угодьях создаст трудности. Смысл и цель базовой дрессировки заключается не только в том чтобы обучить собаку ходить на поводке ,командам "Сидеть","Аппорт","Лежать" и т.д. Это только индивидуальные навыки, которые, разумеется, нужны и необходимы. Но также важно привести собаку к понятию, что уклонятся от воли хозяина и делать что-то вопреки его воле абсолютно бесполезно и безнадежно.
Собака проходит во время многомесячной основной дрессировки учебный курс, результат которого - это безусловное подчинение своему хозяину и признание неограниченной власти дрессировщика. Познание этой власти приходит через опыт на основе многочисленных повторений. Собаке, которая делает "все самостоятельно" каким нибудь целесообразным способом создают ситуацию, чтобы она отказалась выполнить упражнение, и затем принудительно заставляют сделать то, что она не хочет. Если этого не делать во время дрессировки, то она вышеупомянутую неограниченную власть господина так и не узнает.
Несколько слов "Что такое послушание?": Послушание это проявление чистой и основательной дрессировки и является предпосылкой для охотничьей пригодности собаки. Но при этом здесь имеются и разные ступени, которые мы можем обозначить как (первая ступень) "Zwangsgehorsam" т.е. принудительное послушание и "selbstverständliche Unterordnung" т.е. естественное подчинение (окончательная ступень).
Принудительное послушание необходимо, без такого принуждения не будет у собаки полного подчинения. Однако, это принудительное послушание не должно было быть устойчивым состоянием, а должно переходить постепенно в естественное подчинение.
Чувство иерархии свойственно от природы каждой собаке как стайному животному. Хотя большая часть собака может стремиться к позиции лидера, но, однако если однажды уже построена иерархическая лестница, остальные воспринимают это как нечто само собой разумеющееся и смиряются со второй, третьей и т.д. ролью в стае по отношению к вожаку. После того, как место вожака стаи получено человеком, мы всеми средствами не вызывающие сомнения в нашем превосходстве должны поддерживать такую позицию. Если это проводится со всей последовательностью, то из принудительного подчинения при постоянных повторениях возникает естественное подчинение.
Конечно, это не достигается за несколько месяцев, а приходит к некоторым собакам во втором и даже в третьем поле. Естественное подчинение обычно результат многолетнего общения, при котором основным фактором является квалификация натасчика - охотника.
Характер и "Индивидуальность" собаки - Собаки исключительно различны по своей чувствительности: от слишком нервных, чувствительных к шумам, и всегда боязливых, недоверчивых, упрямых и также безразличных к ударам, до уверенного в себе крепкого парня, мы испытываем все промежуточные стадии слабости и силы существа.
О неспособности к дрессировке слишком нервных животных уже упоминалось. На следующем уровне находятся животные с недостаточной стабильностью в поведении, которых при некотором умении можно дрессировать, но возникает вопрос, стоит ли это наших усилий. Такие животные позже на практике будут неоднократно отказывать в работе.
Наша пользовательская собака, т.е. "Gebrauchshund" должна выполнять часто жесткую работу в суровых условиях, которая требует большой уверенности в себе. Поэтому я рекомендую до начала дрессировки тщательно проверять стабильность поведения животного или дать проверить это специалисту. Как уже было сказано, крайнее проявление упорства, делает собаку неспособной к дрессировке, но слишком большое упорство не часто связано с сильной нервозностью. В общем, нужно предпочтение отдавать жестким собакам, но со спокойными нервами. На таких собаках, ошибка дрессировщика меньше отражается. Они могут стерпеть "подзатыльник", в то время как у мягкой и чувствительной собаки единственное ошибочное воздействие повлечет за собой длящиеся сутками, а то и неделями противодействие.
Например: Воспитанник снова и снова роняет засунутый ему в пасть аппортировочный предмет. В большинстве случаев дрессировщик выходит из себя (сердится) и уже не задвигает предмет, как полагается за клыки, а сразу напрямую сует ей в пасть, при этом неприятно придавливает собаке губы, так что она чувствует боль. У чувствительных собак такие ошибочные действия вызывают такую боязнь перед этим упражнением, что об успешном продолжении учебы уже не нужно думать в течение следующих 2 недель. У более жестких собак, когда дело доходит до конфликта, эта опасность не так велика. Кроме того, у них при жестком принуждении изученное даже лучше "закрепляется".