Сенсорно-эмоциональный уровень
Мы воспринимаем наш мир и выражаем наши чувства при помощи сенсорных каналов — своеобразных средств для получения и передачи информации. К сенсорным каналам относятся зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и различного рода ощущения. У разных людей эти каналы развиты по-разному, обычно какой-то один канал развит сильнее, чем остальные. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На самом деле это для кого как. Есть люди, которые предпочитают как раз услышать, а не увидеть. Такие люди, например, могут значительно лучше воспринимать радиопередачи, чем различные зрелищные мероприятия. Для них предпочтительнее выслушать объяснения. Обычно они сами очень много говорят. Другому человеку очень важно все ощутить, почувствовать на собственном опыте. Для такого человека, например, может быть очень важна атмосфера помещения, где Он находится, его «дух», при этом он может не замечать внешнего беспорядка или, к примеру, не очень красивых обоев на стенах. А еще кому-то как раз очень важна «картинка», которую он видит перед глазами, — и о мире, и о людях он судит прежде всего по их внешнему виду. Такому человеку очень легко представить себе мысленно ту или иную картину, образ.
Все это означает, что каждый из нас в большей степени настроен на восприятие определенного вида волн, сигналов, существующих в окружающем пространстве: либо аудиальных — звуковых, либо визуальных — зрительных, либо кинестетических, связанных с разного рода ощущениями. Ведь каждый объект окружающего мира излучает все три вида этих волн, и лишь от наших личных особенностей зависит, какие волны мы воспринимаем лучше.
В идеале у человека должны одинаково хорошо работать все сенсорные каналы; глаза — видеть, уши — слышать, тело — чувствовать. Восприятие всех органов чувств должно быть достаточно острым и ярким. Но на деле так обычно не бывает. Как правило, один или два канала восприятия у человека оказываются притуплены. Это создает очень большие сложности в общении. Например, если у вас развит аудиальный канал и не развит визуальный, вас может раздражать слишком громкая речь вашего собеседника, но вы можете не замечать, что его раздражает ваша слишком яркая кофточка. Вы можете с удивлением заметить, что ваш собеседник услышал в ваших словах совсем не то, что вы хотели сказать, и что он в свою очередь, основываясь на вашей внешности, составил о вас мнение, совершенно не соответствующее тому, чем вы являетесь на самом деле. Или ваш партнер ждет от вас каких-то слов, в которых вы выразите ваше отношение к нему, а вам кажется, что вы и так все уже выразили улыбкой и взглядом. Но он-то не понял этого зрительного сигнала — ему нужен сигнал аудиальный, слуховой! Вот так и получается, что люди буквально не слышат, не понимают друг друга, потому что говорят на «разных» языках, хотя пользуются вроде бы одним.
Далеко не все знают, что чувствительность и острота восприятия всех трех сенсорных каналов (и даже сверхчувствительность, которой, как многие думают, обладают лишь экстрасенсы) вполне поддается тренировке, и развить ее у себя может каждый человек.
Занимаясь по системе целостного движения, вы сможете в равной степени хорошо воспринимать и звуковые, и зрительные, и кинестетические волны. По мере развития вашего тела вы сможете ощущать даже, как «поет» тело другого человека и какую цветовую гамму волн оно излучает. Вы узнаете, что у каждого человека своя «мелодия», свои оттенки цвета! При дальнейшей тренировке так развивается кинестетический канал, что вы сможете на расстоянии чувствовать ритмы и вибрации людей и предметов, излучаемые ими волны, несущие информацию об этих людях или предметах. При развитости всех основных сенсорных каналов у вас не будет проблем с взаимопониманием с другими людьми — вы сможете говорить на всех «языках», очень хорошо понимая и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков.
Другая функция сенсорно-эмоционального уровня — способность проявлять чувства и эмоции, т. е. этот уровень отвечает за сферу эмоциональности. Нарушения в сфере эмоциональности чаще всего очень сильно бросаются в глаза. Об этих нарушениях свидетельствует либо внешняя «бесчувственность» человека, либо, напротив, склонность к очень бурному, резкому выражению эмоций. Очень часто два этих качества парадоксальным образом соединяются в одном человеке: то он кажется бесчувственным, то вдруг разражается либо истерикой, либо бурной вспышкой чувств. Но встречаются и перекосы в ту или иную сторону: все мы встречали и бесчувственных, холодных людей и чрезмерно горячих, взрывных. И с теми и с другими окружающие ощущают себя обычно достаточно дискомфортно. Такого рода нарушения, крайности являются признаком неправильного функционирования сенсорно-эмоционального уровня.
Наши эмоции — это тоже волновые процессы. Каждый человек излучает целую гамму волн — эмоций. Постоянный, ровный эмоциональный фон, спокойное и открытое выражение эмоций, без холодности, но и без излишних взрывов — признак здоровья и гармонии. А когда в море наших эмоций то полный штиль, то разрушительная буря, а середины не бывает — это признак нарушения в сфере эмоциональности.
Причина таких нарушений — все в тех же зажимах и блоках. Страх выражения эмоций, идущий из детства, может привести к тому, что человек подсознательно подавляет свои эмоции, загоняет их внутрь, но время от времени они все же прорываются — и от долгого сдерживания проявляются совершенно неадекватно, чересчур бурно. Запрет на проявление чувств, полученный в детстве от родителей и учителей (ведь тихие, послушные, слегка «заторможенные» дети так удобны, что взрослые, добиваясь этого удобства для себя, часто не думают, что таким образом калечат ребенка, запрещая ему проявлять чувства), может сказаться на человеке и по-иному: человек вообще «замораживает» все свои чувства, не дает себе права чувствовать становится холодным. Если в детстве его ругали и наказывали за проявления чувств (за слезы или, напротив, за громкий смех), подсознание могло запомнить, что проявления чувств ведут к боли от наказания и осуждения родителей. Человек потом всю жизнь подсознательно избегает чувств, из-за страха испытать связанную с ними боль.
Слитные, волновые движения упражнений системы позволяют снять эти блоки и зажимы, снять детские запреты на чувства и их проявление, отрегулировать эмоциональность — прийти к слитности и волнообразности, открытости, естественности и вместе с тем плавности и мягкой силы в выражении эмоций.
Практическое занятие
Для устранения нарушений на этом уровне рекомендуются упражнения: «Плавная, мягкая, текущая походка», «Восьмерки» ногами и в соединении с руками, спонтанный танец. Как подготовительное упражнение к ним, выполним упражнение с «чашечками».
Упражнения с «чашечками» (рис. 15)
Для выполнения этого упражнения встаньте в стойку целостного движения. Сначала разучим движение одной рукой.
Согните руку впереди себя и представьте, что на ней стоит чашечка. Эту чашечку надо удержать на ладони, чтобы во время выполнения упражнения она не упала. Начинаем выполнять движение рукой по восьмерке к себе мизинцем вперед. Проведя руку около туловища, спереди назад, начинаем поднимать ее вверх, в сторону. Рука должна подняться к голове, ладонь постоянно «смотрит» вверх. Далее, делая круг над головой, опускаем руку вниз до исходного положения. То же самое сделаем для левой руки. После того как вы освоили эти движения по очереди, сделайте движения двумя руками одновременно. А потом попеременно правой и левой, но руки работают в противофазе, не переставая.
Сначала это, возможно, будет сложно, но через определенное количество тренировок, вы поймете, что выполнение этого упражнения не доставляет большого труда. Это упражнение можно выполнять и в обратном порядке (рис. 16).
Теперь большой палец будет двигаться первым и движение начинается со спины. Еще одна из разновидностей этого упражнения.