Программа тренингового занятия
Разработка тренингового занятия
Тренинг формирования коммуникативных навыков и умений
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Учебная дисциплина: «Психология общения»
Работу выполнил: студентка группы 59фм4 Осадчая Ирина Олеговна
Руководитель: Кожириновская Наталья Владимировна
Работа заслушана
_______________________________________________________________
(дата)
Работа оценена: _______________________________________________________________
(оценка, подпись преподавателя)
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная разработка создана в помощь тренеру при проведении тренинга «Формирование коммуникативных навыков и умений».
Актуальность проведения данного тренинга заключается в том, что коммуникация (процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию) является значимым компонентом в жизни человека и его личностном развитии.
Упражнения на коммуникативные навыки направлены на умение говорить легко и непринужденно, на умение красиво выстраивать рассказ, на умение слушать и слышать, на умение договариваться. Все это — важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях.
Цель тренинга: формирование коммуникативных навыков и умений.
Задачи тренинга:
· тренировка речевой беглости и гибкости участников;
· расширение словарного запаса участников;
· отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
· формирование коммуникативных и интеллектуальных способностей;
· развитие сплоченности микрогрупп;
· развитие умения выходить из контакта.
Условия проведения: для поведения тренинга нам понадобится помещение: аудитория, с расставленными по кругу стульями, и наличие 15-20 человек.
Время: занятие рассчитано на 1,5-2 часа.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1 «Самый-самый мой плакат»
Цель: знакомство участников между собой, создание доверительной атмосферы в начале тренинга.
Инструкция: участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, отражающий основные моменты его личности, который может включать некоторые моменты:
1) имя,
2) возраст,
3) вес, рост,
4) мой любимый цвет,
5) чем я люблю заниматься,
6) некоторые мои друзья,
7) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет),
8) моя семья,
9) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы...
10) вот мое любимое место.
Нарисованные плакаты прикрепляются на грудь. Каждый участник рассказывает о себе.
Необходимые ресурсы: листы бумаги, цветные карандаши, ручки, фломастеры.
Рефлексия:
1. Понравилось ли Вам упражнение?
2. Что Вам было интересно?
3. Возникали ли у Вас трудности?
Время: 25 мин.
Упражнение 2 «Другими словами»
Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.
Инструкция: выбирается 6 добровольцев, каждому из них методом жеребьевки достается пословица. Участник должен передать ее таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов):
1. Правда глаза колет
2. Старый друг лучше новых двух
3. Яблоко от яблони недалеко падает
4. Тише едешь — дальше будешь
5. Сам заварил кашу — сам её и расхлёбывай
6. Не все то золото, что блестит
Необходимые ресурсы: заранее заготовленные листики с пословицами для жеребьевки
Рефлексия:
1. Понравилось ли Вам упражнение?
2. Что Вам было интересно?
3. Возникали ли у Вас трудности?
Время: 15 мин.
Упражнение 3 «Устный счет»
Цель: формирование коммуникативно-интеллектуальных способностей. Развитие отдельных способностей у участников, а также развитие сплоченности микрогрупп, проверка умения работать в команде.
Инструкция: участники делятся на 3-4 команды, коллективно считают в уме. В каждой команде должен быть капитан.
Группы совместными усилиями в своем уме должны перемножить два больших числа, не пользуясь калькуляторами и пишущими принадлежностями. Участники должны придумать тактику, как сообща перемножать столбик: один запоминает одну строку, другой другую и т.д. Возможно, группа придумает какие-то творческие способы облегчения этой деятельности.
Если ответ оказался неверным, следующую попытку ответить группа получить только после того, как ответят все другие группы.
Команды разводятся по разным углам тренингового зала (чтобы они друг другу не мешали и не помогали).
Ведущий внимательно следит за тем, чтобы участники честно соблюдали правила: не пользовались записями и калькуляторами. Во всем остальном он предоставляет им полную свободу действий (в разумных пределах).
Тренер показывает табличку с заданием. (Задания следует давать по нарастающей сложности.)
Пример заданий:
23 x 90 = 2070
98 x 32 = 3136
109 x 83 = 9047
148 x 85 = 12580
191 x 88 = 16808
228 x 87 = 19836
125 x 175 = 21875
364 x 326 = 118664
Необходимые ресурсы: заранее заготовленные таблички с заданиями.
Рефлексия:
1. Понравилось ли Вам упражнение?
2. Что Вам было интересно?
3. Возникали ли у Вас трудности?
Время: 15 мин.
Упражнение 4 «Верю - не верю»
Цель: формирование коммуникативных способностей, развитие умения выявлять обман.
Инструкция:тренер вызывает нескольких добровольцев. Они должны выйти за дверь. Он проверяет, нет ли у вышедших возможности подслушивать под дверью. Далее следует произвести какие-то изменения в тренинговом зале. Можно сделать, например, следующее:
- поменять местами стулья (не важно, одинаковые они или нет),
- пересадить местами двух участников,
- открыть или закрыть окно,
- нарисовать на доске рожицу и т.п.
Это не должен делать сам тренер, манипуляции должны быть произведены руками кого-то из участников (пусть это будет Василий).
Ведущий произвольным образом разбивает участников на несколько групп. Одной группе он предлагает утверждать правду: "Василий взял и поменял местами вот эти два стула". Другим группам предлагается говорить ложь: "Это Ирина взяла и переставила стулья", "Это не Василий поменял стулья местами", "Василий вместе с Ириной поменяли стулья". Можно сделать и так, чтобы еще одна группа говорила истину: "Это не Ирина поменяла стулья".
Когда заходят вышедшие добровольцы, каждая группа начинает отстаивать свою точку зрения. Предварительно не стоит визуально распределять участников по этим "группам влияния", добровольцы не должны сразу догадаться кто какой "партии" принадлежит.
Каждый из добровольцев должен сделать свой вывод и угадать, кто же произвел те или иные манипуляции.
Упражнение желательно провести несколько раз.
Рефлексия:
1. Кто из добровольцев быстрее угадал истину?
2. Как ему это удалось?
3. Можно ли каким-то специальным образом строить свои распросы, чтобы выяснить истину?
4. Как лучше "уворачиваться"?
Время: 20мин.
Упражнение 5«Бег слов»
Цель: расшевелить уставших, расслабленных участников тренинга, расширение словарного запаса участников.
Инструкция: для этого упражнения ведущему понадобится секундомер или таймер с возможностью выставить на нём 20 секунд.
Первый участник произносит какое-нибудь слово (русское). Это может быть любое существительное или имя собственное. Следующий по кругу участник должен произнести слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово. Если слово заканчивалось на мягкий знак или "ы", берётся предпоследняя буква. То есть происходит то же, что в известной игре "Города", только можно произносить любые существительные или имена собственные. Цепочка слов может выглядеть так:
- Окно.
- Облако.
- Омск.
- Катя.
- Ящер.
- Рожь.
- Жизнь и т.д.
Если какой-то игрок сказал слово, которое уже было, или же не существительное и не имя собственное, то он выбывает.
Выбывают игроки и по другой причине. Ведущий запускает секундомер (таймер). По прошествии двадцати секунд он останавливает игру. Тот игрок, на ком остановилась очередь (предыдущий участник успел сказать своё слово, а этот ещё нет или не успел сказать полностью), выбывает из игры.
Тем самым участники замотивированы на то, чтобы как можно быстрее сказать своё слово. Чтобы не было споров, ведущий сразу оглашает вердикт (например): "Василий выбывает!" Выбывший участник выходит из круга.
Далее ведущий нажимает кнопку секундомера, говорит: "Дальше!" и игра возобновляется со следующего участника (который сидит следом за выбывшим).
Последний оставшийся участник объявляется победителем.
Необходимые ресурсы: секундомер или таймер с возможностью выставить на нём 20 секунд
Рефлексия:
4. Понравилось ли Вам упражнение?
5. Что Вам было интересно?
6. Возникали ли у Вас трудности?
Время: 15 мин.
Упражнение 6 «Выход из контакта»
Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения выходить из контакта.
Инструкция: выбирается 6 добровольцев, 5 из которых будут пробовать выйти из контакта, а 1 будет создавать ситуацию.
Задание:
Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно, вежливо выйти из контакта.
Перед этим упражнением всем участникам можно выдать по три карточки: красной, желтой, зеленой. Когда ролевая игра завершается, все дают обратную связь, показывая свое отношение к увиденному. Зеленая карточка выражает одобрение, красная – порицание, желтая – нейтральное отношение.
Необходимые ресурсы: карточки красного, желтого и зеленого цвета.
Рефлексия:
1. Понравилось ли Вам упражнение?
2. Что Вам было интересно?
3. Возникали ли у Вас трудности?
Время: 15 мин.
Наш рабочий день подходит к концу, мы хорошо поработали, и мне хочется предложить вам заключительную игру.
Упражнение 7 «Аплодисменты по кругу»
Цель: закрепление позитивного настроя после тренинга.
Инструкция: тренер начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Рефлексия:
1. Понравился ли Вам тренинг?
2. Что Вам было интересно?
3. Возникали ли у Вас трудности?
Выводы: данное упражнение помогает тренеру сделать общие выводы об итогах проведения тренинга.
Время: 10 мин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биркенбиль В. Ф. Коммуникационный тренинг / В. Ф. Биркенбиль. - М.: ГРАНД: Фаир-пресс , 2002. - 350 с.
2. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов – М. [и др.]: Питер , 2007. - 160 c.
3. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков - М.: Гардарики , 2004. - 223 с.
4. [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 6.11.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/veryu_ne_veryu.html (6.12.2016).
5. [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 1.11.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/priglushenie_proekcii.html (6.12.2016).