Бизнес для интеллектуалов»: как открыть тренинговую компанию и сделать ее успешной менее чем за 100.000 рублей
Возможно, вы всегда мечтали иметь собственное дело, не зависеть от вышестоящего начальства, самостоятельно принимать решения, развивать свой бизнес и получать от него максимальную отдачу. Вполне вероятно, что, наконец, вы приняли окончательное решение увольняться со скучной работы, которая не дает вам никакой самореализации, и стать предпринимателем, но никак не можете определиться с направлением, в котором планируете работать. Предлагаем вам рассмотреть, казалось бы, совсем не новую и не самую оригинальную идею для собственного бизнеса – открытие тренингового психологического центра.
Действительно, на первый взгляд, нового в этой идее практически ничего нет: подобные центры есть в каждом городе, программы они предлагают примерно одни и те же и большинство из них, если судить по внешним признакам, особой популярностью не пользуются. Однако даже в этой давно уже опробованной сфере существуют возможности для уникализации своего бизнеса, для превращения его в прибыльное и интересное дело. Сделать это можно за счет продуманного позиционирования (но в этом вопросе главное не перейти в другую крайность и не потерять большую часть своей целевой аудитории путем ее излишнего дробления), а также за счет использования принципиально нового подхода к обучению. Впрочем, все это можно совместить. К примеру, существуют тренинговые компании (как правило, за ними стоит один, достаточно известный человек), которые предлагают ограниченное количество программ, посвященных определенной тематике и рассчитанных на узкую аудиторию. К таковым относятся всевозможные «женские» тренинги, на которых представительниц прекрасной половины человечества обучают секретам счастливой супружеской жизни, поиска себя, самореализации и т. д. Впрочем, и это далеко не всегда выход. Во-первых, прежде чем открывать такие курсы, надо заработать себе имя, издавая книги (зачастую за свой счет) и популяризируя свои концепции. Кстати, эти концепции тоже нужно предварительно разработать, а книги написать (причем написать доступным языком, в интересной и понятной форме). Хорошо, если будущий тренер и предприниматель в одном лице может придумать нечто, действительно, новое или хотя бы обобщить и донести слушателям то, что было придумано до него. Но зачастую новоиспеченных тренеров даже на это не хватает. Они берут уже готовые, давно «заезженные» программы и предлагают их слушателям, не привнося в них ничего от себя.
Есть и другой вариант создания собственного тренингового центра, который пока еще относительно новый для нашей страны, но довольно многообещающий. Он заключается в приобретении готовых программ тренингов непосредственно у их авторов с последующим проведением тренинговых занятий, семинаров и мастер-классов с использованием этих материалов (оригинальных, интересных, новаторских). Этот формат работы напоминает бизнес по франчайзингу. Партнеры «головной компании» также получают определенную поддержку, но их вложения, как правило, ограничиваются первоначальным взносом. Все дополнительные платежи при этом отсутствуют.
В чем преимущества такого варианта начала своего бизнеса? Вы, по сути, занимаетесь только решением организационных вопросов – от выбора организационно-правовой формы будущего центра до продвижения его услуг в вашем городе, и собственно проведением занятий. При этом не самая простая (а в нашем случае еще и ключевая по значимости) часть работы тренера – разработка программ тренингов и семинаров, придумывание упражнений, написание речей ведущего и прочие неотъемлемые составляющие работы тренинговой компании уже готовы. Причем это не однотипные упражнения и тренинги, знакомые любому завсегдатаю подобных мероприятий или студентам психологических факультетов. Эти программы уже неоднократно опробованы (как говорят профессионалы, «обкатаны») и не имеют аналогов. Итак, рассмотрим подробнее особенности организации тренингового центра с уникальными авторскими программами «под ключ».
Организационные моменты
Несомненное преимущество этой бизнес-идеи заключается в возможности начать свое дело с небольшим стартовым капиталом с дальнейшим расширением вашего бизнеса. Впрочем, вы можете сразу же открыть и крупный тренинговый центр, который будет оказывать целый комплекс услуг. В рамках этой статьи мы остановимся на первом варианте, так как в условиях нынешней непростой экономической ситуации в нашей стране предприниматели все же чаще отдают предпочтение идеям, которые не требуют больших вложений на старте.
Впрочем, даже если вы не планируете брать кредит или искать партнеров для создания собственного дела, если вы полагаетесь целиком и полностью на себя, начинать специалисты рекомендуют с составления бизнес-плана. Дело это не столь простое, как кажется. Вряд ли человек без опыта и соответствующих знаний сможет написать подробный и, главное, реалистичный бизнес-план с нуля. Конечно, эту услугу можно заказать у специалиста. Стоимость ее начинается от 10 тысяч рублей. Даже такая сумма для предпринимателя с небольшим стартовым капиталом может оказаться весьма ощутимой. Однако компании, которые продают свои программы тренингов, зачастую предлагают в комплекте с прочими материалами свой типовой бизнес-план. Главное отличие типового бизнес-плана от обычного заключается в том, что составлен он также специалистом, содержит все необходимые данные и просчеты для данного вида бизнеса, но является скорее образцом для разработки собственного проекта, так как в нем все расчеты приводятся для определенного города (столицы или регионального). Но даже начинающий предприниматель может без труда на основе типового бизнес-плана написать собственный, проведя небольшое исследование по своему региону (для этого достаточно наличия интернета) и заменив некоторые цифры на актуальные для него данные.
Согласно такому типовому бизнес-плану, открываемый тренинговый центр будет предлагать проведение групповых занятий с детьми и подростками, обучающих корпоративных семинаров и тематических небольших тренигов, а также проведение ииндивидуальных психологических консультаций, терапевтических групп и иных видов психологической и консультационной помощи. Дополнительным источником дохода центра может послужить реализация материалов для самостоятельной работы и обучающей литературы.
Соответственно, исходя из услуг, которые вы планируете оказывать своим клиентам, нужно будет выбрать подходящую организационно-правовую форму вашего будущего бизнеса. В нашем случае оптимальной формой является индивидуальное предпринимательство. Зарегистрировать ИП не представляет труда. Большие расходы также не потребуются. Для начала нужно получить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), если у вас такового еще нет. Сделать это можно заранее, подав заявление в ИФНС, или же параллельно с подачей заявления на регистрацию ИП. Последний вариант поможет сэкономить время, так как ИНН и Свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя вы получите практически одновременно.
Заранее выберите коды из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, известного как ОКВЭД, которые указываются в заявлении на регистрацию ИП. Можно и нужно выбирать сразу несколько кодов, но код, который вы пропишите первым, будет основным. Под интересующую нас деятельность подпадает код 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Основной код деятельности ИП используется для определения величины страхового тарифа ФСС (Фонда Социального Страхования).
Заранее продумайте направления работы вашего центра в обозримом будущем и выберите соответствующие коды в качестве дополнительных. Например, если вы собираетесь также продавать какую-либо печатную учебную продукцию, стоит также указать код 52.47.1 Розничная торговля книгами. Учтите, что эта группировка не включает в себя розничную торговлю литературными, учебными и т.п. изданиями на технических носителях информации (это уже будет код 52.45.4). При необходимости вы сможете добавить актуальные для вас коды и в дальнейшем, уже после начала вашей работы. Но это будет сопряжено с дополнительными расходами и сложностями, так что лучше позаботиться обо всем заранее.
Также еще до подачи документов на регистрацию вашего ИП стоит определиться с системой налогообложения. Размер пошлины, которую вы будете выплачивать государству как индивидуальный предприниматель, определяется системой налогообложения. Все такие платежи можно разделить на четыре основных вида: сбор, который предприниматель платит «за себя» во внебюджетные фонды (при отсутствии наемных работников). Если доход ИП больше 300 тысяч рублей, то он уплачивает дополнительно 1% от полученного дохода; налоги, которые нужно уплачивать исходя из системы налогообложения, на которой находится ИП; установленная плата (во внебюджетные фонды), которая взимается с зарплаты наемных работников; дополнительные налоги, которыми может облагаться данный вид предпринимательской деятельности. При этом, как уже упоминалось выше, исчисление размеров платежей индивидуального предпринимателя напрямую зависит от налогового режима, который он выбрал. Выбрать же он может следующие системы налогообложения: общая система налогообложения (ОСН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). У каждого из этих специальных режимов налогообложения есть свои преимущества и недостатки. Чтобы минимизировать отчетность и налогообложение, рекомендуется использовать упрощенную систему налогообложения.
Когда вы определились с кодами ОКВЭД и с предпочтительной для вас системой налогообложения, пора подготавливать документы для регистрации вашей фирмы в налоговом органе. В этот список входит: паспорт заявителя; ксерокопия паспорта (все страницы должны быть сшиты, если вы будете отправлять документы по почте); ксерокопия ИНН (при наличии такового); квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ИП (800 рублей); заявление на регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001).
В случае если у вас нет возможности подать документы в налоговую лично, их можно заверить у нотариуса. Когда вы выбираете УСН, то понадобится еще заявление на применение данного режима. Все эти документы подаются налоговому инспектору с последующим получением расписки, удостоверяющей факт подачи документов.
Большой плюс самостоятельной регистрации ИП – небольшие расходы. Собственно, статья расходов в этом случае будет одна – оплата госпошлины за регистрацию в размере 800 рублей. Ее можно оплатить в отделении Сбербанка России. Однако если по каким-то причинам вы не сможете самостоятельно посетить налоговую службу, чтобы подать документы, то их нужно будет заверить у нотариуса (еще около 500 р.).
По истечении пяти рабочих дней после подачи документов на открытие ИП вы получите в ИФНС следующие документы: Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП); Свидетельство о постановке на учет физического лица; Уведомление о присвоении кодов статистики (из Росстата). Вам также нужно будет сделать копии этих документов и передать их налоговому инспектору.
Итак, почти все бюрократические препоны позади. С регистрационными документами на руках вы уже можете официально считать себя ИП. Налоговая инспекция, в которой вы открыли ИП, сама уведомляет и ПФР и ФСС о том, что вы зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя. Однако в некоторых случаях в налоговой могут выдать не все необходимые документы. В этом случае вам придется лично посетить в ПФР и ФСС, взяв с собой Свидетельство о регистрации ИП (оригинал и ксерокопию), СНИЛС и ИНН.
Осталось только открыть расчетный счет для ИП в банке. В принципе, в первое время можно обойтись и без него, если вы не собираетесь использовать в своей предпринимательской деятельности операции по безналичному расчету. Но в дальнейшем он вам точно понадобится, так как коммерческие организации, для сотрудников которых вы будете проводить свои бизнес-тренинги, оплачивают, как правило, по безналу.