Лист ответов опросника экспресс-диагностики эмпатии
№ утверждения | Ответы | |||||
не знаю | никогда или нет | иногда | часто | почти всегда | всегда или да | |
1. В графе «не знаю» в утверждениях номер 2, 4, 16, 18, 33.
2. В графе «всегда или да» в утверждениях номер 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.
3. В графе «всегда или да» ответы на следующие пары утверждений: 7 и 17; 10 и 18; 17 и 31; 22 и 35; 34 и 36.
Например, если и в утверждении 7, и в утверждении 17 вы отметили ответ в графе «всегда или да», то зафиксируйте это совпадение, если же этого нет, то не обращайте внимания.
4. В графе «всегда или да», с одной стороны, и в графе «никогда или нет» — с другой, в следующих парах утверждений: номера 3 и 36; 1 и 3; 17 и 28. Например, если в утверждении 3 у вас имеется пометка «всегда или да», а в утверждении 36 пометка «никогда или нет», то зафиксируйте это, если же совпадения нет, то не обращайте внимания.
Теперь просуммируйте по каждому пункту условий, а затем выведите общую сумму по всем четырем пунктам.
Если общая сумма окажется 5 или более, то результат тестирования будет недостоверным, при сумме, равной 4, — результат сомнителен, если же сумма не более 3, то результат может быть признан достоверным. Недостоверный или сомнительный результат получается в том случае, когда вы недостаточно честны по отношению к себе или несерьезно относитесь к работе. Другая возможная причина — это некоторое нарушение психических функций либо социальный инфантилизм (неопытность).
Если вы прошли проверку на достоверность, то приступайте к определению и анализу результатов.
Каждому варианту ответов соответствует числовое значение:
«не знаю» — О
«никогда или нет» — 1
«иногда» — 2
«часто» — 3
«почти всегда» — 4
«всегда или да» — 5.
Чтобы получить общий уровень эмпатии, просуммируйте ответы по каждой графе отдельно, а затем выведите общую сумму в соответствии с указанными баллами по всей таблице.
При этом следует руководствоваться следующими показателями:
82 — 90 баллов — очень высокий уровень эмпатии;
63—81 балл — высокий уровень эмпатии;
37 — 62 балла — средний уровень;
12 — 36 — низкий уровень;
5—11 баллов — очень низкий уровень.
Далее определите уровни эмпатии по отдельным шкалам:
1 шкала — эмпатия с родителями, утверждения 10, 13, 16.
2 шкала — эмпатия с животными, утверждения 19, 22, 25.
3 шкала — эмпатия со стариками, утверждения 2, 5, 8.
4 шкала — эмпатия с детьми, утверждения 26, 29, 35.
5 шкала — эмпатия с героями художественных произведений, утверждения 9, 12, 25.
6 шкала — эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми, утверждения 21, 24, 27.
Просуммируйте баллы по каждой из шкал. Здесь величины эмпатии следующие:
очень высокий уровень — 15 баллов;
высокий уровень — 13 — 14 баллов;
средний уровень — 5 — 12 баллов;
низкий уровень — 2 — 4 балла;
очень низкий — 0—1 балл.
Полученные результаты можно представить наглядно следующим образом. Начертите 6 линий длиной 15 см, каждая линия символизирует одну из шкал. Отложите на каждой линии полученную величину эмпатии в см и выделите этот участок другим цветом.
эмпатия с родителями
2________________________________
эмпатия с животными
3________________________________
эмпатия со стариками
4________________________________
эмпатия с детьми
5________________________________
эмпатия с героями художественных произведений 6________________________________
эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми
Очевидно, чем короче выделенные участки, тем ниже уровни составляющих эмпатии. Неравномерность выделенных участков — свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии.
При интерпретации полученных данных необходимо учитывать характер человека и его жизненный путь.
Задание № 6. Привлекательность группы (СИШОР)
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?
1. Чувствую себя членом класса, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2).
5. Занимаюсь отдельно от других членов класса (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы вы в другой класс, если бы представилась возможность?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своем классе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).
6. Не знаю, трудно ответить (1).
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
А. В учебной деятельности:
1. Лучше, чем в большинстве других классов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (2).
4. Не знаю (1).
Б. В напряженных ситуациях:
1. Лучше, чем в большинстве других классов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (2).
4. Не знаю (2). В. Вне школы:
1. Лучше, чем в большинстве других классов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1).
4. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как и в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
5. Каково ваше отношение к учебе и воспитательной работе в школе?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как и в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
Обработка для интерпретации результатов: подсчитывается сумма баллов за каждый ответ. Итоговый показатель по всем разделам может находиться от 7 (очень неблагоприятная) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности). Средние показатели 15, 16, 17 баллов.
Задание № 7. Определение уровня беспокойства-тревоги
Уровень беспокойства-тревоги — это целый комплекс различных особенностей человека, который влияет на его деятельность. Это и нарушения вегетативных функций, и нарушения деятельности, когда человек как бы теряет возможность осуществить свои планы и намерения осмысленно и целенаправленно. С целью исследования уровня беспокойства-тревоги применяется опросник Ж. Тейлора, модифицированный советскими психологами. Приводим его ниже.
Опросник
1. Обычно я работаю с большим напряжением.
/"» тт_--„-_ _ -----—--- - ——..„„,,
2. Ночью я засыпаю с трудом.
3. Для меня неприятны неожиданные изменения в привычной обстановке.
4. Мне нередко снятся кошмарные сны.
5. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или работе.
6. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
7. Я хотел бы быть таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливы другие.
8. Безусловно, мне не хватает уверенности в себе.
9. Мое здоровье сильно беспокоит меня.
10. По временам я чувствую себя совершенно бесполезным.
11. Я часто плачу, у меня «глаза на мокром месте».
12. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-то трудное и опасное.
13. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, и это чрезвычайно беспокоит и смущает меня.
14. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
15. Нередко я думаю о таких вещах, о которых не хотелось бы говорить.
16. Даже в холодные дни я легко потею.
17. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на одном месте.
18. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
19. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
20. Я легко прихожу в замешательство.
21. Мое положение среди окружающих сильно беспокоит меня.
22. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
23. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или из-за чего-нибудь.
24. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
25. Мне приходилось испытывать страх даже в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
26. Я склонен принимать все слишком всерьез.
27. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены какие-то трудности, которые мне не преодолеть.
28. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
29. Я почти все время чувствую неуверенность в своих силах.
30. Меня тревожат возможные неудачи.
31. Ожидание всегда нервирует меня.
32. Бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
33. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
34. Я человек легко возбудимый.
35. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
36. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
37. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из строя.
38. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.
39. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
40. Я почти всегда чувствую себя счастливым.
41. Когда нужно что-нибудь ждать, я могу делать это спокойно.
42. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений или неприятностей.
43. У меня не бывает сердцебиения при ожидании чего-либо неприятного или нового.
44. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
45. Я уверен в себе.
46. По сравнению с моими друзьями, я считаю себя самым смелым.
47. Я застенчив не более, чем другие.
48. Обычно я спокоен, и вывести меня из себя нелегко.
49. Практически я никогда не краснею.
50. Я могу спокойно спать после любых неприятностей. Как отвечать на вопросы? Если утверждение соответствует вашему поведению или характеру, пишите «да». В противном случае пишите «нет». Если затрудняетесь с ответом, пишите «не знаю». Работать нужно быстро и не пропускать вопросов, представлять себе наиболее типичные ситуации.
Как оценивать ответы? На вопросы 1—37 подсчитываются ответы «да», на вопросы 38 — 50 подсчитываются ответы «нет»; ответы «не знаю» подсчитываются как в первой, так и во второй группе вопросов, а результат делится на два. Уровень беспокойства-тревожности определяется суммированием трех полученных результатов: чем выше полученная сумма, тем более выражено у человека состояние беспокойства-тревожности.
Задание № 8. Анкета психофизиологического комфорта
Она помогает определить, насколько вам необходимо занятие аутотренингом. Ответы анкеты односложные —
да и нет. Каждое «да» говорит о нарушении той или иной функции и условно оценивается в один балл.
Ответы на первые семь вопросов позволяют судить о степени вашего психического комфорта иди дискомфорта. Ответы на следующие семь вопросов дают возможность выяснить состояние физиологического комфорта или дискомфорта. Последние семь вопросов направлены на выяснение состояния сна — есть ли в нем нарушения.
Если по каждой группе из семи вопросов вы набрали не более трех баллов, то можно смело считать себя здоровым человеком и заниматься аутогенной тренировкой только с профилактической целью. Если же вы набрали от 4 до 5 баллов, то аутогенная тренировка необходима как одно из лечебных мероприятий. Если же вы набрали шесть и более баллов, то надо обратиться к врачу.
Анкета помогает сориентироваться в собственном психофизиологическом состоянии и определить место аутогенной тренировки в личной психогигиене.
Содержание анкеты
1. Устаете ли вы последнее время больше, чем раньше?
2. Замечаете ли вы, что в последнее время ослабела память?
3. Замечаете ли вы, что в последнее время несколько ослабело внимание, стало трудно сосредоточиться?
4. Отвлекают ли вас от работы посторонний шум, разговоры, мешают ли сосредоточиться?
5. Надолго ли выводит вас из равновесия незаслуженное замечание?
6. Замечаете ли вы за собой, что стали более вспыльчивым, чем раньше?
7. Замечаете ли вы, что новый материал стал усваиваться хуже, чем прежде?
8. Замечаете ли вы за собой в последнее время плаксивость, когда по самому незначительному поводу на глаза наворачиваются слезы?
9. Ухудшился ли в последнее время аппетит?
10. Бывают ли у вас головные боли, причина которых непонятна?
11. Наблюдается ли временами усиленное сердцебиение, особенно после волнения?
12. Всегда ли у вас влажные ладони?
13. Всегда ли краснеете при волнении?
14. Чувствуете ли вы дрожь в руках или во всем теле перед ответственным мероприятием?
15. Замечаете ли вы, что в последнее время стали плохо
засыпать?
16. Просыпаетесь ли вы среди ночи, а затем долго не можете заснуть?
17. Часто ли вы просыпаетесь среди ночи?
18. Часто ли вы чувствуете после ночного сна вялость, сонливость, усталость, тяжесть в голове?
19. Мешает ли вам уснуть посторонний шум, свет?
20. Часто ли у вас бывают кошмарные сновидения?
21. Считаете ли вы, что у вас плохой сон?