Использование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации
Вопрос №1
Организация как система, процесс, явление.
Организация, как система
В современном мире изучение организаций и их поведения является одной из основых задач исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации.
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
В переводе с греческого языка, система значит целое, составленное из частей, объединение. В современном мире понятие «система» чаще всего определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.
Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д., в зависимости от оснований классификации систем.
Для описания системы используют следующие понятия: состояние, поведение, равновесие, устойчивость.
- Состояние системы - это мгновенная фотография (срез) системы во времени. Состояние системы описывают либо через входные воздействия и выходные результаты, либо через макросвойства системы (рентабельность, объем продаж, численность персонала и т.п.).
- Поведение системы. Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что система обладает поведением. Поведение системы - это ее состояние во времени. Этим понятием пользуются тогда, когда неизвестны правила и закономерности перехода системы из одного состояния в другое.
- Равновесие системы - это способность системы в отсутствие внешних воздействий или при постоянных воздействиях сохранять свое поведение сколь угодно долго.
- Устойчивость системы - это способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена внешними воздействиями.
Современная теория организации и общая теория систем тесно связаны между собой, причем теория организации является самостоятельным элементом общей теории систем. Как теория систем, так и теория организации изучает общие свойства организации как единого целого.
Основными особенностями организации как системы являются следующие:
- деление на организационные элементы,
- взаимодействие этих элементов между собой и их окружением,
- поддержание информационного потока и связи, стремление к росту и сохранению жизнеспособности, необходимость в интегрированных и эффективных процессах принятия решений.
Организация как процесс и явление, формы организации, классификация организаций.
Организация (процесс) Организация (явление)
- проектирование орг. процессов - правовые нормы
- закономерности орг. процессов - соц. структура орг-ий
- орг. культура, традиции орг. процессов - субъекты орг. деятельности,
т е. элементы орг-ий
В результате изучения теории организации менеджер должен получать следующие знания и навыки:
• Применение методов научной организации труда и организации проектирования, практическое использование навыков рационализации управленческого труда.
• Владение методами прогнозирования развития социально-экономических процессов в орг-ии и оценка их состояния в текущий момент времени.
4 формы организаций:
1. Юридическое лицо – зарегистрировано, имеет печать, расчетный счет в банке.
2. Неюридическое лицо – подразделения организаций.
(не зарегистрировано)
3. Неюридическое лицо – предприниматель без орг-ии юридического лица.
(зарегистрировано)
4. Неформальная организация граждан.
Общие черты для всех форм организаций:
1. Наличие по крайней мере одного человека.
2. Наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества.
3. Получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация).
4. Преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация).
Классификация организаций.
Цели классификации организаций:
1. Выявление сходных организаций по каким-то параметрам для выработки общих методик их анализа и совершенствования.
2. Количественная классификация, количественный анализ (распределение организаций разных типов). Необходима для создания инфраструктуры (например, подготовка кадров).
3. Определение государственной, в том числе налоговой, политики по отношению к организациям различных типов.
Основные признаки по которым классифицируются организации:
1. Правительственные и неправительственные.
2. Коммерческие и некоммерческие.
3. Бюджетные и внебюджетные.
4. Общественные и хозяйственные.
5. Формальные и неформальные.
6. По отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т. д.).
7. По самостоятельности принятия решения (головные, дочерние и зависимые).
8. По величине (по численности членов организации).
Правительственная орг-ия – статус ПО дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – гос. чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.)
Неправительственные орг-ии – орг-ии, которые не имеют статуса правительственных.
Коммерческие орг-ии – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.
Некоммерческие орг-ии – ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет на учредителям, а используется на развитие орг-ии (прибыль не облагается налогами).
Бюджетные орг-ии – источником их финансирования является государственный бюджет или бюджет государственного органа (освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС).
Небюджетные орг-ии – сами изыскивают источники финансирования.
Общественные орг-ии – удовлетворяют потребности своих членов. Отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия).
Хозяйственные орг-ии – удовлетворяют потребности отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности.
Формальные орг-ии – это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации.
Неформальные орг-ии – организации незарегистрированные в государственных органах власти по каким-либо причинам.
Вопрос №2
Использование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации
В последние десятилетия в исследовательскую практику многих научных направлений вошли новые методы комплексного и функционального анализа, системного и исторического подхода (рис. 2.3). Особое значение эти приемы имеют в теории организации, т.к. организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо однодисциплинарной науки. В этом случае будут затрагиваться хотя и важные, но лишь отдельные свойства организации, не характеризующие ее целостность. Так, описывая организацию с позиций естественных наук (биологии, химии и др.), можно раскрыть существенность связей, свойственных только биологическим, химическим и другим системам, но не всякой системе «со стороны как отношений внутри нее, между всеми ее частями, так и отношений между нею как целым и ее средой, т.е. всеми внешними системами» (16, кн.1, с. 137). Организация как целостное явление может быть раскрыта лишь тогда, когда мы будем исследовать ее в междисциплинарном аспекте, важнейшей особенностью которого является комплексныйподход к изучаемому объекту. Только при комплексном исследовании раскрываются новые его свойства - интегральные качества. Установлено, что комплексное знание превышает объем знаний пограничных дисциплин и отражает другой уровень сущности явлений. Поэтому комплексное исследование несводимо к исследованию одного и того же объекта, исходя из различных точек зрения, и не является простой суммой знаний некоторых дисциплин. Комплексный подход предполагает учет всего многообразия факторов, могущих повлиять на результат исследования. Его применение для изучении столь общего явления, как организация, позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более и всесторонне раскрыть содержание происходящих здесь процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы. ![]() |
Вопрос №3
Функции теории организации (познавательная, методологическая, рационально-организующая, прогностическая).
Функции теории организации:
1. Познавательная – заключается в изучении явлений организации, самоорганизации, а так же универсальных законов организации.
2. Методологическая – теория организации является теоретической базой для других организационных наук.
3. Рационально-организующая – состоит в обобщении организационного опыта и разработки оптимальных моделей организаций, их структур и процессов функционирования.
4. Прогностическая – позволяет предсказать особенности функционирования объектов в будущем.
Тория организации тесно связана с другими организационными науками:
- макроуровень: теория организации, теория систем, кибернетика.
- мезоуровень: теория отношений, теория управления, теория информации, менеджмент, экономическая теория, социология и другие.
- микроуровень: организация коммерческой деятельности, организация производства, организация внешнеэкономической деятельности, организация информационных систем управления, организация труда и другие.
Все уровни постоянно взаимодействуют друг с другом.
Теория организации тесно связана с теорией систем и кибернетикой, однако теория систем изучает строение и закономерности функционирования систем. Кибернетика изучает процессы функционирования информационных систем, а теория организации – строение систем, их закономерности, а так же разнообразные процессы.
Науки макроуровня являются теоретической основой для наук мезо и микроуровня. В свою очередь науки мезо и микроуровня являются базой данных для наук макроуровня.
Вопрос №4
Место теории организации в системе смежных наук.
Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочиванию всех элементов определенного объекта во времени. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающих упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки – теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.
Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединят свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.
Таблица 1 - Система наук об организации
Научные дисциплины | Изучаемые аспекты |
Теория организации | - Сущность, типы - Цели, миссия, среда - Структура, коммуникации - Механизм функционирования - Адаптация, проектирование - Динамика организации |
Теория управления | - Субъекты и объекты управления - Стимулирование и мотивация - Принятие и реализация решений - Подготовка и качество руководителей - Руководство - Линейное и функциональное управление |
Психология | - Обучение и тренировка - Мотивация - Личность, восприятие - Удовлетворение работой - Оценка действий - Отношение к труду - Форма поведения |
Социология | - Групповая динамика - Нормы, роли - Статус, власть - Конфликты - Бюрократия - Организационная культура - Социализация |
Социальная психология | - Изменение поведения - Изменение позиции - Групповые процессы |
Антропология | - Сравнительные ценности - Сравнительные нормы - Сравнительные позиции - Этнические особенности |
Экономическая наука | - Регулирование - Рыночные отношения - Эффективность - Экономическая стратегия |
Юридические науки | - Законодательная регламентация - Правила и нормативы - Ответственность, санкции |
Информатика | - Информационные потоки - Обоснование решений - Информационные технологии - Телекоммуникации |
Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории управления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории – к организации или управлению – относится тот или иной постулат.
Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний. Исходная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» - зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения управления. Такая позиция позволяет, на мой взгляд, глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе сохраняются объективно существующая связь и взаимовлияние организации и управления в рамках единого процесса целенаправленной деятельности.
Интересы комплексного решения проблем организаций требуют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила).
Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, политологии, экономики, менеджмента, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.
Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосредственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявления нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов принятия решения, оценке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприимчивости.
Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной значимости человеческой деятельности, места и росли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации.
На вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина – социальная психология. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования. Посвященные оценке и анализу изменения позиций, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.
Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций. В теории организации исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.
Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействия. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.
Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву, регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо хочу выделить корпоративное право – совокупность юридических норм, регулирующих правой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организаций.
Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать способности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации, как руководителям, так и исполнителями. Развитие современных информационных систем осуществляется высокими темпами за счет широкого внедрения новых информационных технологий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций.
Менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил.
Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана, интегрировано подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.
Таким образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления (рис. 1).
Рис. 1 - Место теории организации в системе управленческих наук
Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу. Связь теории организации с другими науками наглядно показана на рис. 2.
Рис. 2 - Связь теории организации с другими науками
Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:
· создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других, относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
· выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;
· формирования трехступенной схемы развития (рис. 3).
Вопрос №8