Факторы детерминации межгрупповых отношений 5 страница

Этническая психология тесно связана с этнологией (этнографией), социологией (этносоциологией), историей, культурой и многими общественными науками.

Основополагающие проблемы

Природа этнической психологии.На

формирование этнопсихологических осо­бенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик. На формирование психологии этносов боль­шое влияние оказывает идеология, господ­ствующая в обществе. Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенацио­нальных масштабов. Своеобразие психо­логии этноса может быть обусловлено и религией. В ходе распространения миро­вых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные тради­ции, обычаи и привычки. В результате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозных кон­цепций. На формирование этнопсихоло­гических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образования этнопсихологического свое­образия имела географическая среда.

Проживание в сходных экономических, социальных и природно-экономических условиях обусловили возникновение оди­наковых черт в национальном характере народа и похожих между собой норм и правил поведения. В быстро меняющихся общественно-политических и экономичес­ких условиях этнопсихологическое свое­образие народа является относительно ус­тойчивой системой. Вместе с изменением

основополагающих детерминант происхо­дит и незаметное изменение этнопсихоло­гических характеристик.

Функции этнической психологии.Этни­ческая психология раскрывается в трех взаимосвязанных функциях: отражатель­ной, регулятивной и воспитательной.

Особенностью отражательной функции является то, что она включает в себя ин­формационный аспект. В этом плане в этнопсихологических особенностях отра­жаются своеобразные природно-климати­ческие условия, в которых происходило формирование и развитие этнической общности и другие факторы.

Регулятивная функция заключается в регламентировании различных форм об­щения и поведения представителей этни­ческой группы. С содержательной стороны она представляет собой те нормы поведе­ния и образа жизни, которые выработала этническая общность за время своего существования. Вследствие этого компо­ненты этнической психологии являются как бы алгоритмами, предписывающими представителю рассматриваемой этничес­кой общности вести себя согласно «обще­национальным канонам». Отсюда следует и определенная возможность прогнозиро­вания поведения членов этнических групп.

Воспитательная функция — привитие населению черт, свойственных ее нацио­нальному характеру, общенациональным привычкам и т. д. Освоение правил и норм этнического поведения, формирование черт национального характера и т, д. про­исходит в процессе этнической социали­зации. За их воплощением в жизнь, оцен­кой (в случае отклонения от этнических норм) этническая общность осуществляет социальный контроль, применяя позитив­ные и негативные санкции.

Структура этнопсихологических характе­ристик народа.Исследование структуры этнопсихологических явлений находят свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Для выде­ления структурных компонентов исполь­зуются различные принципы: динамич­ности и осознанности (Горячева, 1965], психологического способа переработки информации, ценностно-мотивационных подходов и т. д. Иногда в структуру вклю­чаются разнопорядковые элементы, связь



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



между которыми трудно прослеживается (например, поверья, вкусы, предрассудки, темперамент, самосознание и пр.).

Представляется возможным рассмот­реть структуру этнопсихологических ха­рактеристик народа как сложную динами­ческую и многуровневую систему, компо­ненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредо­ванно влияет на другие.

К первому уровню можно отнести цен­ностные ориентации. Для разных этничес­ких общностей они имеют различные доминантные профили. Ценностные ори­ентации включают в себя ценности, гос­подствующие в образе жизни большинства ее представителей. Они, как правило, наи­более осознанны и несут идеологическую нагрузку. Их влияние на формирование психологических характеристик народа довольно велико. Выделение этого уровня дает возможность исследователям соот­нести категории «классовое» и «этническое», показать место и роль влияния ценностей на формирование психологического облика народа. Второй уровень предполагает ши­рокий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различным явле­ниям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.)- Третий уровень охватывает компоненты, связанные со спецификой психических процессов и темперамента.

Наличие в структуре этнопсихологичес­ких особенностей народа трех, а не 4—5 уровней далеко не бесспорно. Судя по качествам, которые исследователи выде­ляют в прикладных работах, в принципе можно рассмотреть и четвертый уровень — психофизиологический.

Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихологических харак­теристик могут быть большие группы — этносы (макроподход), профессиональ­ные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности (микро­подход).

Большая группа как носитель этнопси­хологических особенностей народа, в свою очередь, может быть разделена на состав­ные группы. По мнению Л.Н. Гумилева, большие этнические общности называются суперэтносами, включающими этносы, а последние выделяют субэтносы, т. е. этни-

ческие группы, проживающие в различных регионах. Далее следуют конвиксии (раз­личные слои в этнической обшности) [Гу­милев, I994J. Представляется, что данный подход может быть продуктивным в при­кладных исследованиях по этнической психологии, так как этнопсихологические характеристики в различных группах варьи­руются в достаточно широком диапазоне.

В этносах выделяют следующие психо­логические переменные: индивидуализм-коллективизм (в западных национальных общностях преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкую и высокую контекстуальную коммуникацию (большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий—высо­кий уровень избегания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властную дис­танцию (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маску­линность—фемининность (к примеру, в США и Западной Германии низкий уро­вень маскулинности, а в Японии — высо­кий) [Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988J.

Малая группа путем поощрения и на­казания формирует у представителей сво­его этноса модели установления межлич­ностных, а также ин- и аутгрупповых кон­тактов в различных ситуациях общения с членами разных социальных, профессио­нальных, национальных и иных групп. Идиосинкразический кредит (кредит дове­рия) к руководителям в разных этносах различный (в восточных выше, чем в за­падных). Зависит от этнической культуры и стиль управления на производстве (в западных преобладает инструментальный, в восточных — эмоционально-межличност­ный). Имеет этнопсихологическую спе­цифику и процесс принятия решений (на Востоке — более авторитарный, а на За­паде — более демократический).

В личности наиболее ярко проявляются этнопсихологические характеристики. Наи­более исследованными проблемами в Рос­сии являются этническая социализация (этнизация) личности, этническое само­сознание, этническая идентификация и психологический аспект миграций. Этни-заиия активно осушествляется в детские годы; она заключается в освоении нацио-



6.7. Некоторые отрасли социальной психологии



нального образа жизни, в котором лич­ность находится.

Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этничес­кой общности, выделение из окружаю­щего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание свя­зано с этническим самоопределением. Эт­ническая идентификация подразумевает процесс отождествления с национальной общностью, к которой она принадлежит. Обычно этническая идентификация со­провождается эмоциональными пережива­ниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания.

При рассмотрении личности как носи­теля этнопсихологических характеристик рассматриваются проблемы формирования имплицитной структуры личности, соци­ально-психологической наблюдательности, стиля общения и локуса контроля в раз­ных национальных общностях.

По-разному оценивается в этносах хро­нологический возраст ее представителей, проявление активности и сензитивности.

Этнопсихологические особенности обще­ния.Этнопсихологическое своеобразие просматривается во всех аспектах общения.

В межличностном познании срабаты­вает механизм этноцентризма, который обусловливает восприятие партнера по об­щению через призму своего этнического бытия. В случае если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), то оценка завышается. И на­оборот, если воспринимаемый принадле­жит к другой общности (аутгруппе), его оценка занижается. Этноцентризм обус­ловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы [Левкович, Андрущак, 1995],

При недостаточном знакомстве пред­ставителя одного этноса с представителем другого этноса срабатывает механизм стереотипизации, т.е. осуществляется при­писывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если восприни­маемого хорошо не знают).

Функционирование систем психичес­кого отражения (акустической, оптичес­кой, тактильно-кинестезической и оль-факторной системе обоняния) в разных этнических общностях обусловливает свое-

образие восприятия человека человеком во внутри- и межэтническом общении (в од­них культурах внимание обращают на речь, в других — на экспрессию, в третьих — на запахи и т.д.).

Этническая принадлежность сказыва­ется и на коммуникативном аспекте обще­ния. Этническое своеобразие заключается в манере излагать информацию (емко и быстро — по-западному, не спеша и вити­евато — по-восточному), в использовании невербальных средств общения (пара- и экстралингвистических) и методов психо­логического воздействия. По-разному оце­нивают представители Латинской и Север­ной Америки, европейских и азиатских народов время, отведенное на решение деловых вопросов. Известна роль проксе-мики при установлении межэтнических контактов.

Этническая специфика просматривается при взаимодействии. В процессе истори­ческого развития этническая общность вырабатывает определенные принципы и правила сотрудничества и разрешения конфликтов. К сожалению, в отечествен­ной литературе данный вопрос почти не исследован. Из зарубежных подходов ин­тересна позиция, рассматривающая взаи­модействие как обмен ресурсами. Данный феномен характеризуется тремя измере­ниями: партикуляризм—универсализм, конкретность-абстрактность и процесс передачи—получения ресурсов.

Коллективистским общностям присущ общецелевой обмен (типичность любой общающейся диады и интеракции для всех представителей данного этноса), а инди­видуалистским общностям свойствен целе-специфический обмен (уникальность об­щающейся диады и интеракции по срав­нению с другими взаимодействующими диадами в данном этносе).

В маскулинных культурах акцент дела­ется на обмене глубинных ценностей, свя­занных с конкретными материальными ресурсами, в то время как в фемининных культурах уделяется внимание обмену цен­ностями, связанными с эмоциями и ин­формацией (воспитание и качество жизни).

Представители низкоконтекстуальных общностей (например, США) ценят стро­гую логику, ясное изложение вербальной информации, индивидуализацию невер-



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



бального поведения, индивидуалистскую интеракцию (вплоть до отклоняющейся стратегии взаимодействия). Члены высоко­контекстуальных общностей (к примеру. Япония) ценят витиеватую логику, неявное изложение информации, невербальную информацию, соответствующую ситуации взаимодействия, В целом, при обмене ре­сурсов они действуют в непрямом стиле получения и отклонения [Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988].

Разрешение конфликтов в разных эт­носах осуществляется по разным алгорит­мам (с привлечением посредников или без них, с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности или с низким и пр.). При этом этнопсихологический подход к кон­фликтам просматривается не только на межличностном, но и на межгосударствен­ном уровне.

Межличностные отношения. В этничес­ких общностях межличностные отношения имеют различное содержание, которое проявляется в характерной для данной группы форме. Как показывают результаты эмпирических исследований, даже в такой стране, как США, своеобразие межлич­ностных отношений обусловливается этни­ческим происхождением конкретного аме­риканца.

Кросскультурные исследования показы­вают, что представители коллективистских общностей относительно легче формируют (межличностные отношения с членами одно­именных групп, чем с представителями индивидуалистских общностей. В таких этносах культивируется формирование межличностных отношений с родственны­ми связями.

Самораскрываемость в межличностных отношениях обусловливается принадлеж­ностью к коллективистской или индиви­дуалистской культуре (например, северо­американцы более охотно раскрываются, чем японцы). Представляет интерес про­блема аттракции среди разных этносов.

Проведение прикладных исследований по этнической психологин определяется запро­сами общества, экономическими и финан­совыми возможностями страны, теоретико-методологическим уровнем этнопсихоло­гических проблем, разработанностью про­грамм проведения прикладных изысканий,

опытом проведения подобных исследова­ний в стране и наличием научных кадров, способных осуществить такие работы.

Эмпирическое исследование основыва­ется на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, системности и сопостави­мости. Принцип сопоставимости четко прослеживается в кросскультурных иссле­дованиях (психологические особенности одного этноса сравниваются с психологи­ческими характеристиками другого народа).

Эмпирические исследования по раз­личным аспектам этнической психологии проводились в Институте психологии РАН [Кцоева, 1985; Науменко, 1992; Социаль­но-психологические исследования межна­циональных отношений, 1993; Левкович, 19951, Институте антропологии и этноло­гии [Лебедева, 1995; Солдатова, 1998], МГУ (Стефаненко, Шлягина, Еникопов, 1993] и Российской академии государст­венных служащих [Кокорев, 1992; Фети­сов, 1995; Набиев, 1995].

Особое место занимают прикладные комплексные исследования военных психо­логов по этнопсихологическим особеннос­тям личного состава армий США, Велико­британии, Западной Германии, Японии и Израиля [Феденко, Луганский, 1966; Луган­ский, 1968; Крысько, 1987], в которых да­ются характеристики населения названных стран и показывается их влияние на боего­товность армий.

В 1992 г. в Институте молодежи вышла из печати «Этнопсихология» в двух частях [Крысько, Деркач (Ч. 1); Деркач, Крысько, Саракуев (Ч. 2), 1992], а позже она была переиздана (Саракуев, Крысько, 1996]. В последней работе даются краткие харак-терстики народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Описание психологи­ческого облика хзарубежных этносов дано в книге «Психология народов и наций [Сухарев, 1997].

Эмпирические исследования по этни­ческой психологии в России почти исчер­пываются названными выше работами. Ограничения на их проведение в прошлом были связаны с идеологическим запретом, а после 1991 г. — с отсутствием финансов и материальных возможностей (например, интересное исследование Н.М.Лебедевой «Новая русская диаспора» было реали-



6.7. Некоторые отрасли социальной психологии



зовано при поддержке Фонда Джона и Кэтрин Макартуров).

Исследований по теоретическим и при­кладным проблемам этнической психоло­гии в России, к сожалению, немного, и они представляют мозаичную картину. За рубе­жом количество публикаций составляет более 10 тысяч; изданы фундаментальные справочники (например, по проблемам кросскультурной психологии, подготовки личности к межкультурному общению).

Перспективными теоретическими про­блемами являются природа, функции и структура этнопсихологии, психологичес­кие аспекты миграции и эмиграции, рас­пределение этнопсихологических характе­ристик среди различных групп этноса и др. Прикладные проблемы определяются за­просами, связанными с психологическими характеристиками этносов, заселяющих Россию, психологическими особенностями народов ближнего и дальнего зарубежья, а также с методиками подготовки росийских граждан к межнациональному общению.

Список литературы

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: соц.-психол. проблемы. М., 1990.

Вундт В. Проблемы психологии народов/Декс-ты по истории социологии Х1Х-ХХ веков: Хрестома­тия. М., 1994.

Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этниче­ской психологии. Ростов н/Д, 1982.

Горячева А.И. О некоторых категориях соци­альной психологии//Проблемы общественной психо­логии. М., 1965. С. 186-234.

Горячева А.И., Макаров М.Г. Обществен­ная психология: филос. и соц.-психолог, характерис­тика. Л., 1979.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

Деркач А.А., Крысько В.Г. Саракуев Э.Л. Этнопсихология. Ч. 2. Принципы и методы постро­ения этнопсихологического исследования. М., 1992.

Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе/Отв.ред. А.Л. Журавлев. М., 1996.

Душков Б.А. Актуальные проблемы этничес­кой психологии//Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5. С. 43-54.

Кокорев А.А. Психология межнационального общения: Автореф. дис. ... докт. психол.наук. М., 1992.

Кон И.С. К проблеме национального характе-ра//История и психология. М., 1971. С. 122-158.

Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в ра­ботах зарубежных авторов. М., 1970.

Королев С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии: Механизмы субъективации//Психо-логические механизмы регуляции социального пове-

19 Современная психология

дения. М., 1979. С. 20-43.

Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Ч. 1. Теория и методология. М., 1992.

Кцоева ГУ. Методы изучения этнических сте­реотипов //Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 225-231.

Ле Бон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Соц. -психолог, анализ. М., 1995.

Лебедева Н.М. Социальная психология этни­ческих миграций. М., 1993.

Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцент­ризм как социально-психологичесий феномен//Пси-хол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С. 70-81.

Лурия А.Р. Об историческом развитии позна­вательных процессов. М., 1974.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и исто­рия. М., 1979.

Саракуев Э.А. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

Солдатова ГУ. Психология межэтнической на­пряженности. М., 1998.

Социальная психология и общественная практи­ка/Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985.

Социально-психологическое исследование меж­национальных отношений/Под ред. П.Н. Шихирева. М., 1993.

Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к меж­культурному взаимодействию//Стефаненко Т.Г., Шля-гина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологи­ческого исследования. М.: МГУ, 1993. С. 55-78.

Стефаненко Т.Г Этнопсихология. Вып. 1. М.: МГУ, 1998.

Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997.

Феденко Н.Ф., Луганский Н.И. О некото­рых национально-психологических особенностях на­селения и личного состава армий империалисти­ческих государств. М., 1966.

Шпет ГГ. Введение в этническую психологию. Вып. 1. М., 1927.

Benedict R.E. Patterns of culture. Boston, 1934.

Bogardus E.S. Measuring social distance//J. Applied Sociology. 1925. № 9. P. 299-308.

DuijkerH.C.J., Frijda N.H. National character and national stereotypes. Amsterdam, 1960.

Gorer G. The concept of national character// Science news. 1950. № 18. P. 105-123.

Gudykunst W.B., Ting-Toomey S., Chua E. Culture and interpersonal communication. L; New Delhi, 1988.

Hellpach W. Der deutsche Character. Bonn, 1954.

Hoffstatter P. Gruppendynamik: die Kritik der Massenpsychologie. Hamburg, 1957.

Inkeles A., Levinson D. National character: The study of modal-personality and sociocultural systems// Handbook of social psychology. 1965. V. 5. P. 418-492.

Kardiner A. The individual and his society. N.Y., 1939.

Linton R. The cultural background of personality. N.Y., 1945.

Mead M. The study of national character// Policy sciences. Stanford Univ. Press, 1951. P. 70-85.

Triandis H.C. The analysis of subjective culture. N.Y., 1997.

Wundt W. Volker Psychologien. Berlin, 1990.

7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации