Факторы детерминации межгрупповых отношений 5 страница
Этническая психология тесно связана с этнологией (этнографией), социологией (этносоциологией), историей, культурой и многими общественными науками.
Основополагающие проблемы
Природа этнической психологии.На
формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик. На формирование психологии этносов большое влияние оказывает идеология, господствующая в обществе. Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов. Своеобразие психологии этноса может быть обусловлено и религией. В ходе распространения мировых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные традиции, обычаи и привычки. В результате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозных концепций. На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образования этнопсихологического своеобразия имела географическая среда.
Проживание в сходных экономических, социальных и природно-экономических условиях обусловили возникновение одинаковых черт в национальном характере народа и похожих между собой норм и правил поведения. В быстро меняющихся общественно-политических и экономических условиях этнопсихологическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой. Вместе с изменением
основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характеристик.
Функции этнической психологии.Этническая психология раскрывается в трех взаимосвязанных функциях: отражательной, регулятивной и воспитательной.
Особенностью отражательной функции является то, что она включает в себя информационный аспект. В этом плане в этнопсихологических особенностях отражаются своеобразные природно-климатические условия, в которых происходило формирование и развитие этнической общности и другие факторы.
Регулятивная функция заключается в регламентировании различных форм общения и поведения представителей этнической группы. С содержательной стороны она представляет собой те нормы поведения и образа жизни, которые выработала этническая общность за время своего существования. Вследствие этого компоненты этнической психологии являются как бы алгоритмами, предписывающими представителю рассматриваемой этнической общности вести себя согласно «общенациональным канонам». Отсюда следует и определенная возможность прогнозирования поведения членов этнических групп.
Воспитательная функция — привитие населению черт, свойственных ее национальному характеру, общенациональным привычкам и т. д. Освоение правил и норм этнического поведения, формирование черт национального характера и т, д. происходит в процессе этнической социализации. За их воплощением в жизнь, оценкой (в случае отклонения от этнических норм) этническая общность осуществляет социальный контроль, применяя позитивные и негативные санкции.
Структура этнопсихологических характеристик народа.Исследование структуры этнопсихологических явлений находят свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Для выделения структурных компонентов используются различные принципы: динамичности и осознанности (Горячева, 1965], психологического способа переработки информации, ценностно-мотивационных подходов и т. д. Иногда в структуру включаются разнопорядковые элементы, связь
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
между которыми трудно прослеживается (например, поверья, вкусы, предрассудки, темперамент, самосознание и пр.).
Представляется возможным рассмотреть структуру этнопсихологических характеристик народа как сложную динамическую и многуровневую систему, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредованно влияет на другие.
К первому уровню можно отнести ценностные ориентации. Для разных этнических общностей они имеют различные доминантные профили. Ценностные ориентации включают в себя ценности, господствующие в образе жизни большинства ее представителей. Они, как правило, наиболее осознанны и несут идеологическую нагрузку. Их влияние на формирование психологических характеристик народа довольно велико. Выделение этого уровня дает возможность исследователям соотнести категории «классовое» и «этническое», показать место и роль влияния ценностей на формирование психологического облика народа. Второй уровень предполагает широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.)- Третий уровень охватывает компоненты, связанные со спецификой психических процессов и темперамента.
Наличие в структуре этнопсихологических особенностей народа трех, а не 4—5 уровней далеко не бесспорно. Судя по качествам, которые исследователи выделяют в прикладных работах, в принципе можно рассмотреть и четвертый уровень — психофизиологический.
Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихологических характеристик могут быть большие группы — этносы (макроподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности (микроподход).
Большая группа как носитель этнопсихологических особенностей народа, в свою очередь, может быть разделена на составные группы. По мнению Л.Н. Гумилева, большие этнические общности называются суперэтносами, включающими этносы, а последние выделяют субэтносы, т. е. этни-
ческие группы, проживающие в различных регионах. Далее следуют конвиксии (различные слои в этнической обшности) [Гумилев, I994J. Представляется, что данный подход может быть продуктивным в прикладных исследованиях по этнической психологии, так как этнопсихологические характеристики в различных группах варьируются в достаточно широком диапазоне.
В этносах выделяют следующие психологические переменные: индивидуализм-коллективизм (в западных национальных общностях преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкую и высокую контекстуальную коммуникацию (большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий—высокий уровень избегания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властную дистанцию (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулинность—фемининность (к примеру, в США и Западной Германии низкий уровень маскулинности, а в Японии — высокий) [Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988J.
Малая группа путем поощрения и наказания формирует у представителей своего этноса модели установления межличностных, а также ин- и аутгрупповых контактов в различных ситуациях общения с членами разных социальных, профессиональных, национальных и иных групп. Идиосинкразический кредит (кредит доверия) к руководителям в разных этносах различный (в восточных выше, чем в западных). Зависит от этнической культуры и стиль управления на производстве (в западных преобладает инструментальный, в восточных — эмоционально-межличностный). Имеет этнопсихологическую специфику и процесс принятия решений (на Востоке — более авторитарный, а на Западе — более демократический).
В личности наиболее ярко проявляются этнопсихологические характеристики. Наиболее исследованными проблемами в России являются этническая социализация (этнизация) личности, этническое самосознание, этническая идентификация и психологический аспект миграций. Этни-заиия активно осушествляется в детские годы; она заключается в освоении нацио-
6.7. Некоторые отрасли социальной психологии
нального образа жизни, в котором личность находится.
Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано с этническим самоопределением. Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления с национальной общностью, к которой она принадлежит. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания.
При рассмотрении личности как носителя этнопсихологических характеристик рассматриваются проблемы формирования имплицитной структуры личности, социально-психологической наблюдательности, стиля общения и локуса контроля в разных национальных общностях.
По-разному оценивается в этносах хронологический возраст ее представителей, проявление активности и сензитивности.
Этнопсихологические особенности общения.Этнопсихологическое своеобразие просматривается во всех аспектах общения.
В межличностном познании срабатывает механизм этноцентризма, который обусловливает восприятие партнера по общению через призму своего этнического бытия. В случае если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), то оценка завышается. И наоборот, если воспринимаемый принадлежит к другой общности (аутгруппе), его оценка занижается. Этноцентризм обусловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы [Левкович, Андрущак, 1995],
При недостаточном знакомстве представителя одного этноса с представителем другого этноса срабатывает механизм стереотипизации, т.е. осуществляется приписывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если воспринимаемого хорошо не знают).
Функционирование систем психического отражения (акустической, оптической, тактильно-кинестезической и оль-факторной системе обоняния) в разных этнических общностях обусловливает свое-
образие восприятия человека человеком во внутри- и межэтническом общении (в одних культурах внимание обращают на речь, в других — на экспрессию, в третьих — на запахи и т.д.).
Этническая принадлежность сказывается и на коммуникативном аспекте общения. Этническое своеобразие заключается в манере излагать информацию (емко и быстро — по-западному, не спеша и витиевато — по-восточному), в использовании невербальных средств общения (пара- и экстралингвистических) и методов психологического воздействия. По-разному оценивают представители Латинской и Северной Америки, европейских и азиатских народов время, отведенное на решение деловых вопросов. Известна роль проксе-мики при установлении межэтнических контактов.
Этническая специфика просматривается при взаимодействии. В процессе исторического развития этническая общность вырабатывает определенные принципы и правила сотрудничества и разрешения конфликтов. К сожалению, в отечественной литературе данный вопрос почти не исследован. Из зарубежных подходов интересна позиция, рассматривающая взаимодействие как обмен ресурсами. Данный феномен характеризуется тремя измерениями: партикуляризм—универсализм, конкретность-абстрактность и процесс передачи—получения ресурсов.
Коллективистским общностям присущ общецелевой обмен (типичность любой общающейся диады и интеракции для всех представителей данного этноса), а индивидуалистским общностям свойствен целе-специфический обмен (уникальность общающейся диады и интеракции по сравнению с другими взаимодействующими диадами в данном этносе).
В маскулинных культурах акцент делается на обмене глубинных ценностей, связанных с конкретными материальными ресурсами, в то время как в фемининных культурах уделяется внимание обмену ценностями, связанными с эмоциями и информацией (воспитание и качество жизни).
Представители низкоконтекстуальных общностей (например, США) ценят строгую логику, ясное изложение вербальной информации, индивидуализацию невер-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
бального поведения, индивидуалистскую интеракцию (вплоть до отклоняющейся стратегии взаимодействия). Члены высококонтекстуальных общностей (к примеру. Япония) ценят витиеватую логику, неявное изложение информации, невербальную информацию, соответствующую ситуации взаимодействия, В целом, при обмене ресурсов они действуют в непрямом стиле получения и отклонения [Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988].
Разрешение конфликтов в разных этносах осуществляется по разным алгоритмам (с привлечением посредников или без них, с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности или с низким и пр.). При этом этнопсихологический подход к конфликтам просматривается не только на межличностном, но и на межгосударственном уровне.
Межличностные отношения. В этнических общностях межличностные отношения имеют различное содержание, которое проявляется в характерной для данной группы форме. Как показывают результаты эмпирических исследований, даже в такой стране, как США, своеобразие межличностных отношений обусловливается этническим происхождением конкретного американца.
Кросскультурные исследования показывают, что представители коллективистских общностей относительно легче формируют (межличностные отношения с членами одноименных групп, чем с представителями индивидуалистских общностей. В таких этносах культивируется формирование межличностных отношений с родственными связями.
Самораскрываемость в межличностных отношениях обусловливается принадлежностью к коллективистской или индивидуалистской культуре (например, североамериканцы более охотно раскрываются, чем японцы). Представляет интерес проблема аттракции среди разных этносов.
Проведение прикладных исследований по этнической психологин определяется запросами общества, экономическими и финансовыми возможностями страны, теоретико-методологическим уровнем этнопсихологических проблем, разработанностью программ проведения прикладных изысканий,
опытом проведения подобных исследований в стране и наличием научных кадров, способных осуществить такие работы.
Эмпирическое исследование основывается на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, системности и сопоставимости. Принцип сопоставимости четко прослеживается в кросскультурных исследованиях (психологические особенности одного этноса сравниваются с психологическими характеристиками другого народа).
Эмпирические исследования по различным аспектам этнической психологии проводились в Институте психологии РАН [Кцоева, 1985; Науменко, 1992; Социально-психологические исследования межнациональных отношений, 1993; Левкович, 19951, Институте антропологии и этнологии [Лебедева, 1995; Солдатова, 1998], МГУ (Стефаненко, Шлягина, Еникопов, 1993] и Российской академии государственных служащих [Кокорев, 1992; Фетисов, 1995; Набиев, 1995].
Особое место занимают прикладные комплексные исследования военных психологов по этнопсихологическим особенностям личного состава армий США, Великобритании, Западной Германии, Японии и Израиля [Феденко, Луганский, 1966; Луганский, 1968; Крысько, 1987], в которых даются характеристики населения названных стран и показывается их влияние на боеготовность армий.
В 1992 г. в Институте молодежи вышла из печати «Этнопсихология» в двух частях [Крысько, Деркач (Ч. 1); Деркач, Крысько, Саракуев (Ч. 2), 1992], а позже она была переиздана (Саракуев, Крысько, 1996]. В последней работе даются краткие харак-терстики народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Описание психологического облика хзарубежных этносов дано в книге «Психология народов и наций [Сухарев, 1997].
Эмпирические исследования по этнической психологии в России почти исчерпываются названными выше работами. Ограничения на их проведение в прошлом были связаны с идеологическим запретом, а после 1991 г. — с отсутствием финансов и материальных возможностей (например, интересное исследование Н.М.Лебедевой «Новая русская диаспора» было реали-
6.7. Некоторые отрасли социальной психологии
зовано при поддержке Фонда Джона и Кэтрин Макартуров).
Исследований по теоретическим и прикладным проблемам этнической психологии в России, к сожалению, немного, и они представляют мозаичную картину. За рубежом количество публикаций составляет более 10 тысяч; изданы фундаментальные справочники (например, по проблемам кросскультурной психологии, подготовки личности к межкультурному общению).
Перспективными теоретическими проблемами являются природа, функции и структура этнопсихологии, психологические аспекты миграции и эмиграции, распределение этнопсихологических характеристик среди различных групп этноса и др. Прикладные проблемы определяются запросами, связанными с психологическими характеристиками этносов, заселяющих Россию, психологическими особенностями народов ближнего и дальнего зарубежья, а также с методиками подготовки росийских граждан к межнациональному общению.
Список литературы
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: соц.-психол. проблемы. М., 1990.
Вундт В. Проблемы психологии народов/Декс-ты по истории социологии Х1Х-ХХ веков: Хрестоматия. М., 1994.
Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов н/Д, 1982.
Горячева А.И. О некоторых категориях социальной психологии//Проблемы общественной психологии. М., 1965. С. 186-234.
Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология: филос. и соц.-психолог, характеристика. Л., 1979.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
Деркач А.А., Крысько В.Г. Саракуев Э.Л. Этнопсихология. Ч. 2. Принципы и методы построения этнопсихологического исследования. М., 1992.
Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе/Отв.ред. А.Л. Журавлев. М., 1996.
Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии//Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5. С. 43-54.
Кокорев А.А. Психология межнационального общения: Автореф. дис. ... докт. психол.наук. М., 1992.
Кон И.С. К проблеме национального характе-ра//История и психология. М., 1971. С. 122-158.
Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.
Королев С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии: Механизмы субъективации//Психо-логические механизмы регуляции социального пове-
19 Современная психология
дения. М., 1979. С. 20-43.
Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Ч. 1. Теория и методология. М., 1992.
Кцоева ГУ. Методы изучения этнических стереотипов //Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 225-231.
Ле Бон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Соц. -психолог, анализ. М., 1995.
Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологичесий феномен//Пси-хол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С. 70-81.
Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
Саракуев Э.А. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
Солдатова ГУ. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
Социальная психология и общественная практика/Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985.
Социально-психологическое исследование межнациональных отношений/Под ред. П.Н. Шихирева. М., 1993.
Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию//Стефаненко Т.Г., Шля-гина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993. С. 55-78.
Стефаненко Т.Г Этнопсихология. Вып. 1. М.: МГУ, 1998.
Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997.
Феденко Н.Ф., Луганский Н.И. О некоторых национально-психологических особенностях населения и личного состава армий империалистических государств. М., 1966.
Шпет ГГ. Введение в этническую психологию. Вып. 1. М., 1927.
Benedict R.E. Patterns of culture. Boston, 1934.
Bogardus E.S. Measuring social distance//J. Applied Sociology. 1925. № 9. P. 299-308.
DuijkerH.C.J., Frijda N.H. National character and national stereotypes. Amsterdam, 1960.
Gorer G. The concept of national character// Science news. 1950. № 18. P. 105-123.
Gudykunst W.B., Ting-Toomey S., Chua E. Culture and interpersonal communication. L; New Delhi, 1988.
Hellpach W. Der deutsche Character. Bonn, 1954.
Hoffstatter P. Gruppendynamik: die Kritik der Massenpsychologie. Hamburg, 1957.
Inkeles A., Levinson D. National character: The study of modal-personality and sociocultural systems// Handbook of social psychology. 1965. V. 5. P. 418-492.
Kardiner A. The individual and his society. N.Y., 1939.
Linton R. The cultural background of personality. N.Y., 1945.
Mead M. The study of national character// Policy sciences. Stanford Univ. Press, 1951. P. 70-85.
Triandis H.C. The analysis of subjective culture. N.Y., 1997.
Wundt W. Volker Psychologien. Berlin, 1990.
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ