Профессионального образования

В настоящее время в профессиональном образова­нии утверждается новая парадигма — личностно ори­ентированная.

Системообразующим фактором личностно ориен­тированного профессионального образования стано­вится профессиональное развитие обучаемых в про­цессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, лично­стных особенностей, специфики учебного материала и конкретной учебно-пространственной среды.

Центральным звеном личностно ориентированно­го профессионального образования является профес­сиональное становление — развитие личности в про­цессе профессионального обучения, освоения профес­сии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития выступает уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает характер динамической неравновесной целостно­сти. На стадии профессионализации профессиональ­ное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.

Объектами профессионального развития личнос­ти являются ее интегральные характеристики: соци­ально-профессиональная направленность, компетент­ность, профессионально важные качества и психофи­зиологические свойства.

Цель личностно ориентированного профессио­нального образования — развитие направленности, компетентности, профессионально важных качеств и 1 психофизиологических свойств. Важное значение в реализации личностно ориентированного професси­онального образования принадлежит социально-про­фессиональной направленности, интегральной со­ставляющей которой является профессиональное са­мосознание. В процессе его становления происходит психологическая перестройка личности от професси­онального самоопределения к самореализации в учеб­но-профессиональной деятельности.

Сформулируем основные концептуальные положе­ния личностно ориентированного профессионального образования:

• личностное и профессиональное развитие обуча­ющегося рассматривается как главная цель, что из­меняет место субъекта учения на всех этапах про­фессионального образовательного процесса. Это предполагает субъективную активность обучаемо­го, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования;

• критериями эффективной организации професси­онального образования выступают параметры лич­ностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторин­га профессионального становления личности;

• в качестве психолого-дидактической единицы про­фессионального образования рассматривается учебно-профессиональная ситуация, которая моделирует все составляющие профессионального об­разовательного процесса;

• социально-профессиональные особенности лично­сти педагога интегрируются в содержание и тех­нологии обучения, становятся факторами профес­сионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;

• ориентация на индивидуальную траекторию раз­вития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к резуль­татам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, са­мообразованию, самостоятельности и самоосуще­ствлению в учебно-профессиональных видах тру­да. Стандарт образования — не цель, а средство, определяющее направление и границы использо­вания содержания образования как основы про­фессионального развития личности на разных сту­пенях обучения;

• залогом полноценной организации профессиональ­ного образовательного процесса становится сотруд­ничество педагогов и обучаемых. Обучение предо­ставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащих­ся. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образова­ние создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса.

Исходя из сущности личностно ориентированно­го профессионального образования, определим основ­ное содержание психологического сопровождения обучаемых. Важнейшим принципом психологическо­го сопровождения выступает признание права субъек­та образования самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответ­ственность за их последствия. Сопровождение же сво­дится к созданию условий для полноценного профес­сионального становления личности, оказанию своевре­менной помощи и поддержки, а при необходимости — к осуществлению коррекции профессионального раз­вития.

Реализация социально-психологического сопро­вождения возможна при наличии целостной комплек­сной программы. Ее разработка основывается на сле­дующих принципах:

• учитывается потребность личности в самооргани­зации, самоопределении и саморазвитии;

• признается приоритет индивидуальности, самоцен­ности обучаемого, который изначально является субъектом сопровождения;

• психотехнологии сопровождения соотносятся с за­кономерностями профессионального становления личности.

Развитие обучаемого как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью профессио­нального образования и может рассматриваться в ка­честве его системообразующего фактора. В рамках когнитивно ориентированного образования основное внимание уделяется интеллектуальному развитию. Отсюда и дидактическая доминанта, которая реализу­ется на практике в образовании. Между тем профес­сиональная школа, будучи социальным институтом, призвана готовить своего выпускника к будущей со­циально-профессиональной жизни. Становление спе­циалиста обязательно предполагает развитие:

• аксиологической направленности и профессио­нального сознания;

социального и профессионального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; позитивного отношения к миру и к себе; самостоятельности, автономности и уверенности в себе; профессионально важных качеств и аутокомпетентности.

Решение этих задач психологического сопровож­дения соотносится с этапами профессионального обу­чения и воспитания: адаптации, интенсификации и идентификации.

На этапе адаптации бывшие школьники (перво­курсники) приспосабливаются к условиям и содержа­нию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами. Ведущая деятельность — учебно-познавательная — существен­но отличается от прежней.

Психологическое сопровождение заключается в оказании первокурсникам помощи в адаптации к но­вым условиям жизнедеятельности. К технологиям пси­хологического сопровождения относятся:

• диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориен­тации, социально-психологических установок;

• помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности;

• психологическая поддержка первокурсников преодолении трудностей самостоятельной жизщ| и установлении комфортных взаимоотношений однокурсниками и педагогами;

• консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности;

• коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.

Психологическими критериями успешного прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности.

На этапе интенсификации происходит развитие
общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности. Ведущая деятельность — научно-познавательная. Этот этап относительно благополучный.

Психологическое сопровождение сводится к диагностике личностного и интеллектуального развития, оказанию помощи, поддержки в решении проблем взаимоотношений со сверстниками и педагогами, а также сексуальных отношений. К технологиям сопровожде­ния относятся развивающая диагностика1, психологи­ческое консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профиля.

Психологическими критериями продуктивности этого этапа становления обучаемого являются интен­сивное личностное и интеллектуальное развитие, со­циальная идентичность, самообразование, оптимисти­ческая социальная позиция.

На завершающем этапе профессионального об­разования — этапе идентификации — важное значе­ние приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической де­ятельности по получаемой специальности. Появляют­ся новые, становящиеся все более актуальными цен­ности, связанные с материальным и семейным поло­жением, трудоустройством. В связи с образованием семейных пар, намечающимися перспективами буду­щей жизни уменьшается число межличностных кон­тактов. Происходит постепенная дезинтеграция учени­ческих коллективов.

Психологическое сопровождение заключается в финишной диагностике профессиональных способно­стей, помощи в нахождении профессионального поля для реализации себя, поддержке в нахождении смыс­ла будущей жизнедеятельности, консультировании по вопросам интимных и семейных отношений. Главное — помочь выпускникам профессионально самоопреде­литься и найти место работы.

Психологические критерии успешного прохожде­ния этого этапа — отождествление себя с будущей про­фессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации.

Таким образом, продуктивное психологическое сопровождение профессионального образования воз­можно при условии создания психологической служ­бы в профессиональном учебном заведении, осуще­ствлении мониторинга профессионального развития. Оно должно стать составной частью личностно ори­ентированного социально-профессионального воспи­тания.

Наши рекомендации