Тема 6. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе 4 страница
– превентивность – означает предупредительный характер предпринимаемых действий;
– оптимальность – позволяет выявить степень актуальности и значимости той или иной проблемы для субъекта;
– активизация собственных сил человека – означает субъектный характер участия клиента в профилактических мероприятиях. Предполагает обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем;
– гуманизм – доверие и доверительность, является универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника.
К проблемному полю социальной профилактики можно отнести всю совокупность девиаций и негативных явлений общественной жизни. Это: преступность, суициды, алкоголизм, наркомания, беспризорность, безнадзорность, распад семей, насилие в семье, психические расстройства, инвалидность, преждевременное старение и т. д.
Социальные службы, взаимодействуя с социально-уязвимыми слоями населения, выполняют комплексную профилактическую работу по сдерживанию и упреждению процессов углубления социального неблагополучия. В их арсенале целый комплекс правовых, экономических, медико-социальных, психолого-педагогических методов социально-профилактической работы. Примером этого могут быть реализуемые в учреждениях социальные программы.
Следует отметить, что профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности человека. Профилактика является обязанностью, важнейшей составляющей повседневной работы всех социальных, медицинских, педагогических учреждений и организаций.
В широком смысле слова ежедневная работа педагогических коллективов, учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, органов охраны порядка, молодежных и детских организаций – это и есть профилактическая работа.
Социальная работа – это не только оказание помощи, поддержки социально уязвленным группам населения, но и деятельность по предупреждению негативных явлений в поведении, жизнедеятельности людей.
Как видим, социальная профилактика занимает значительное место во всей системе социальной защиты населения.
По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика может подразделяться на общую и специальную (Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова), а также на первичную, вторичную и третичную.
Уровнями социальной профилактики являются:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика). Это деятельность государства, общества, их институтов, направленная на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Осуществляется органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики какой-то социальной проблемы, но объективно содействующие её предупреждению или сокращению (повышение образовательного, культурного уровня личности, совершенствование воспитательной работы).
В 2003 г. в Республике Беларусь был принят Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (31.05.2003 № 200-З) а в 2013 г. – Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (16.12.2013 с изм. и доп.). Данные законы определяют правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди всего населения, а также несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
Общая профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность осуществляется на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости. Это и есть собственно социальная профилактика. Она создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются психологическая, педагогическая, медицинская и т. д. профилактики.
2.Специальный уровень (социально-педагогическая и социально-психологическая профилактика). Состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной. Это меры, направленные на решение определенной задачи (например профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних). То есть специальная профилактика направлена на противодействие конкретным проблемам и проводится в отношении конкретного индивида или группы лиц.
3.Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика). Представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или носит проблемный характер.
Таким образом, социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем, отклонений или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения порождающих их причин.
В соответствии с целевыми группами воздействия профилактические мероприятия могут быть отнесены к определенному уровню: первичному, вторичному или третичному. Кстати, согласно Всемирной Организации Здравоохранения это виды профилактической деятельности (ее придерживается и большинство современных исследователей).
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения.Иименно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении клиентов. Т.е. первичная профилактика осуществляется с целью упреждения еще не возникшей проблемы.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической. В процессе ее используются преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния.
Задачи первичной профилактики:
1) информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Контингенты воздействия – дети, подростки в школе; молодежь в учебных заведениях; родители (семья), учителя; внешкольные подростковые, молодежные коллективы и группы; дети на улице; неорганизованные группы населения;
2) формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Контингенты воздействия – семья (родители), учителя; дети, подростки в школьных коллективах; неорганизованные группы детей; дети на улицах; неорганизованные группы населения;
3) развитие протективных (защитных) факторов здорового социально эффективного поведения. Контингенты воздействия – дети, подростки и молодежь в школьных коллективах и вне их, в вузах; учителя и родители (семья);
4) развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков. Контингенты воздействия – дети, подростки и молодежь в школьных коллективах и вне их, в вузах; учителя и родители (семья).
Для реализации программ первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании необходима подготовка специалистов-тренеров из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей, студентов медицинских и педагогических вузов.
Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с лицами, имеющими девиантное и асоциальное поведение. В данном случае необходимо выявить «группу риска» и работать исключительно в этом направлении воздействия. Это комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических веществ. Это могут быть подростки группы риска, социально-неблагополучные семьи. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения.
Задачи вторичной профилактики:
1) формирование мотивации на изменение поведения. Контингент – дети, подростки и молодежь группы риска; родители (семья); неорганизованные группы детей, подростков, молодежи, взрослого населения;
2) изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Контингент – дети, подростки и молодежь группы риска; родители (семья); неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения;
3) формирование и развитие социально-поддерживающей сети. Контингент – сверстники и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).
То есть основные задачи вторичной профилактики – недопущение совершения клиентом более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.
Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка клиентом, покинувшим специализированное учреждение, нуждающихся в социальной реабилитации. То есть это комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотических средств.
Задачи третичной профилактики состоят в создании поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).
Сложность и многообразие объектов социальной профилактики предполагают не менее сложную внутреннюю структуру этого вида деятельности. Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1. Предупреждение.
2. Предотвращение.
3. Пресечение.
1. Стадия предупреждения. Основная задача – принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.
2. Стадия предотвращения. Направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта.
3. Стадия пресечения. Предполагает использование социально приемлемых способов, чтобы блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.
Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
1. Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
2. Организационно-административные – создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и др.
3. Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4. Педагогические – формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы обучения, воспитания и просвещения.
5. Экономические – направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
6. Политические – создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
Существует и другой подход к классификации методов социальной профилактики. Это группы методов:
– нейтрализующие,
– компенсирующие,
– предупреждающие,
– устраняющие,
– контролирующие.
Кстати, многие авторы считают, что это разновидности профилактических мероприятий, проводимых социальными службами. (О них будем говорить при рассмотрении следующего вопроса)
В профилактической социальной работе используют все формы и методы воспитания:
– методы индивидуального воздействия;
– методы воздействия на группу лиц;
– методы массовой коммуникации;
– методы устной пропаганды;
– методы печатной пропаганды;
– методы изобразительной пропаганды;
– комбинированные методы.
Мероприятия по социальной профилактике могут проводиться как на базе государственных учреждений (территориальные центры социального обслуживания населения, центры занятости, поликлиники и т.п.), так и в некоммерческом секторе – в общественных организациях, благотворительных фондах.
Организационно эти мероприятия могут выглядеть в следующих формах: семинары, лекции, тренинги, симпозиумы, конференции, клубные заседания. Нельзя сбрасывать со счетов практический аспект: спортивные мероприятия, творческие конкурсы, интеллектуальные соревнования и др.
Практика профилактической работы находится в постоянном развитии. Тем не менее, можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.
1. Методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно – на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.
2. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения со специалистом по социальной работе и источники вознаграждения последнего.
3. Методы профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье.. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики.
4. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.
5. Службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.
Эффект использования перечисленных выше методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.
1.Нейтрализующие – направлены на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие – цель – восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)
3.Предупреждающие – позволяют не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие – направленны на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в интернатное учреждение или установление опекунства).
5.Контролирующие – способствуют последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.
В целом профилактические мероприятия могут сосредоточиваться на трех основных направлениях:
– медико-оздоровительное (сохранение физического потенциала человека);
– социально-психологическое (сохранение механизмов регуляции деятельности);
– социокультурное (сохранение и развитие ценностных ориентиров, общего культурного уровня личности).
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. Согласно выводам ряда исследователей, по мере совершенствования общества и системы социальной защиты и поддержки населения в ней будет возрастать удельный вес именно социально-профилактической деятельности.
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других.
В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Состояние ущемленности и невозможности добиться желаемого может привести к серьезным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п. Это негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотная и своевременная работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.
Эффективность осуществления социальной профилактики во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.
Несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение социальной профилактики. Каковы ее цели и задачи?
2. какими принципами необходимо руководствоваться при осуществлении социальной профилактики?
3. Какие уровни социальной профилактики выделяются?
4. Какие виды социальной профилактики используются на практике?
5. Каковы стадии осуществления социальной профилактики? Охарактеризуйте их.
6. Какие основные методы используются в социальной профилактике?
7. Каковы основные направления профилактической деятельности социальных служб?
8. Охарактеризуйте содержание и цели общеорганизационных профилактических мероприятий.
9. Как осуществляется комплексное планирование социальной профилактики правонарушений?
10. Какие профилактические социальные программы реализуются в Республике Беларусь, Брестской области, городе Бресте?
Тема 10. Социальное консультирование и посредничество |
1. Понятие социального консультирования. Принципы социально-психологического консультирования.
2. Типы, направления и функции социально-психологического консультирования.
3. Технология социально-психологического консультирования.
4. Сущность посреднической деятельности в социальной работе. Функции, принципы, направления социального посредничества.
5. Техника посреднической деятельности в социальной работе.
Вопросы для самоконтроля
Консультирование – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений. Цель такого консультирования – ориентация граждан, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи и обеспечение необходимой информацией.
О потребности в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования.
Социальное консультирование можно представить как вид социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе и других специалистов.
Консультирование – это вид социальной работы, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.
В основе консультирования лежит «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии К. Роджерса, который выделил три основных принципа этого направления:
а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
В социальной работе консультация определяется как взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ.
Иначе говоря, консультирование – это отношения, это процесс, и главное его назначение – помогать людям осуществлять выбор и решать проблемы.
В этой связи возникает вопрос об отличии консультирования от терапии. Консультирование может быть охарактеризовано как деятельность образовательная, профилактическая, краткосрочная и ориентированная на решение конкретной проблемы. Терапия же чаще характеризуется как деятельность реконструирующая, акцентированная на отдельные проблемы, корректирующая и долговременная.
Исходя из всего сказанного, можем дать определение понятию «социальное консультирование».
Социальное консультирование – технология оказания социальной помощи путём преимущественно психологического воздействия на человека (малую группу) в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм поведения и общения;
– это консультативная служба, оказывающая услуги гражданам (организациям) с помощью специально подготовленных лиц, которые помогают выявить социальные проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и содействуют выполнению решений.
Эти подходы рассматривают социальное консультирование как профессиональную службу или как метод, обеспечивающий практические советы и помощь.
Понятие «социальное консультирование» близко понятиям «психосоциальное» и «психологическое консультирование».
Психологическое консультирование – это работа с людьми по решению различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психокоррекционное (или психотерапевтическое) воздействие ориентировано, в основном, на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. Объектом вмешательства в случае психологического консультирования является личность/семейная система, и используются здесь личностные/семейные ресурсы.
Психосоциальное консультирование – вид социальной помощи, в которой особое внимание уделяется психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента, и воздействие осуществляется не только на личность клиента, но и на его социальное окружение с целью помощи клиенту в социальной (ре)адаптации, реабилитации и концепции независимой жизни.
Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов. К ним относятся:
принцип заинтересованности клиента. Предполагает, что при работе с клиентом консультант должен убедить его в необходимости и полезности пересмотра своих взглядов для последующего решения существующей проблемы;
целесообразность и целеустремленность. Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему;
добровольность и ненавязчивость (отказ от конкретных рекомендаций). Направлен на то, чтобы исключить навязывание клиенту какого-либо одного способа поведения;
принцип анализа подтекста. Предполагает наличие у консультанта умения «читать между строк»;
принцип системности. Консультант в работе с клиентом должен выделить «единицу анализа обсуждаемой проблемы» (семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п.). Это позволяет определить основу формирования проблемы и возможные пути её решения;
принцип уважения личности клиента. Пресекает любые попытки консультанта «переделать» клиента по собственному представлению о человеке;
принцип ситуативного контроля. Позволяет консультанту сохранять возможность объективного взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться в неё в случае возникновения деструктивных тенденций;
принцип органичности и естественности. Консультант не должен форсировать и ускорять процесс переосмысления собственных взглядов клиентом;
принцип незавершённости. Клиенту должна быть оставлена возможность принятия другого решения, формирования новых, дополнительных ценностей;
принцип методической грамотности, компетентности и профессионализма. Предполагает наличие у консультанта необходимых знаний, умений и навыков, которые он предоставляет в распоряжение клиента;
принцип доверительности и сотрудничества. Это основа взаимоотношений консультанта и консультируемого. Дает реальную возможность решения проблемы клиента;
принцип конфиденциальности. Гарантирует, что полученная консультантом информация о клиенте не будет распространена без согласия последнего;
принцип результативности. Направлен на то, чтобы усилия консультанта помогли клиенту решить возникшую у него проблему или создали для этого необходимые условия.
Реализуя эти принципы в своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту.
В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования:
– общее консультирование клиентов специалистами социальной работы;
– специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений;
– обучающее консультирование специалистов социальных служб работниками вышестоящих организаций (учреждений). Включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения;
– договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
Социальное консультирование на практике требует дифференцированного подхода. Это проявляется в существовании различных его видов. Как любое социальное явление социальное консультирование можно классифицировать по разным основаниям.
По объекту воздействия выделяют индивидуальное консультирование (работа с отдельным человеком), и групповое консультирование(объектом воздействия специалиста является какая-либо группа или коллектив). Необходимо отметить, что объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа (семья, студенческая группа и т.п.).
По содержанию выделяют консультирование конкретное и программное.