Организация, задачи и психодиагностический инструментарий исследования
Для подтверждения выдвинутых идеи было организовано и проведено исследование образа Я подростков с различным уровнем личностной тревожности и роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности. В процессе проведения исследования были сформулированы идеи:
1. Образ Я подростков с высоким уровнем личностной тревожности имеет менее положительную направленность, чем образ Я подростков со средним и низким уровнем личностной тревожности;
2. Детско-родительские отношения играют определенную роль в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности, а именно, преобладание у матерей стиля родительского отношения «кооперация» приводит к формированию у подростков положительного отношения к себе, одобрения себя в целом;
3. Разработанная коррекционно-развивающая программа эффективна для снижения личностной тревожности, формирования позитивного самоотношения, повышения самоуверенности, самоуважения подростков.
Были поставлены практические задачи:
1.исследовать личностную тревожность подростков;
2.исследовать образ Я подростков с различным уровнем личностной тревожности;
3.исследовать отношение родителей к подросткам с различным уровнем личностной тревожности;
4.провести сравнительный анализ образа Я подростков с различным уровнем личностной тревожности;
5. провести сравнительный анализ отношения родителей к подросткам с различным уровнем личностной тревожности;
6.провести сравнительный анализ образа Я подростков с различными стилями отношений к ним матерей;
Для проверки идей был использован следующий психодиагностический инструментарий:
а) шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
б) шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса;
в) тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
г) опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина является информативным способом самооценки уровня личностной тревожности. Разработана Ч.Д. Спилбергером и адаптирована Ю.Л. Ханиным. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Тест-опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым в 1985 году. Опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению,
аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».
Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга. Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребёнку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 14-15 лет, учащихся школы № 37 города Могилева, а также их родители – 59 матерей и 45 отцов (44 полные семьи и 16 неполных семей).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап – проведение диагностики для выявления уровня личностной тревожности подростков, образа Я, отношения родителей к подросткам;
2 этап – с помощью методов математической статистики выявить, существуют ли различия в образе Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности
3 этап – с помощью методов математической статистики выявить, существуют ли различия в стиле отношения родителей подростков с различным уровнем личностной тревожности;
4 этап – с помощью методов математической статистики выявить, влияет ли стиль родительского отношения на формирование образа Я подростков;
5 этап – разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение личностной тревожности, формирование позитивного самоотношения, повышение самоуверенности, самоуважения подростков, оптимизацию детско-родительских отношений;
6 этап – с помощью методов математической статистики проверить, повлияла ли коррекционно-развивающая программа на личностную тревожность, самоотношение, самоуверенность, самоуважение подростков.
Для установления достоверности различий в образе Я подростков с различным уровнем личностной тревожности и отношения к ним их родителей был применен U-критерий Манна-Уитни, так как он является непараметрическим статистическим критерием, используемым для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Метод основан на определении того, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя вариационными рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.
Была разработана программа психологической коррекции, направленная на снижение личностной тревожности, формирование позитивного самоотношения, повышение самоуверенности, самоуважения, оптимизацию детско-родительских отношений. Для оценки эффективности программы из группы подростков с высоким уровнем личностной тревожности случайным образом было отобрано 10 человек, которые составили экспериментальную группу и подверглись психологическому воздействию, и 10 человек, которые составили контрольную группу и не подвергались психологическому воздействию.
Полученные данные в контрольной и экспериментальной группах сравнены с помощью Т-критерия Вилкоксона.Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.