Отношений в семье
Рационально-эмотивная психотерапия А.Эллиса- один из методов когнитивного подхода, использующий техники эмоционального фокусирования, прямой конфронтации для разрешения проблем, осознания собственной ответственности за их возникновение, поиска путей продуктивного разрешения конфликтов. Рассматривая человека как когнитивно-эмоционально-поведенческое единство, Эллис обращается к "мышлению о мышлении" как смысловому центру
Современный Гуманитарный Университет
психотерапии. Этот вид психотерапии используется в работе с подростками и членами семьи ребенка/ подростка.
Позитивная психотерапия- исходя из того, что болезнь содержит в себе не только негативные, но и позитивные аспекты, рассматривает нарушения как проявление односторонних форм переработки конфликтов, сложившихся в динамике семейного опыта и культуральных влияний.
Предложена Н.Пезешкианом в 70-х годах. Позитивная психотерапия методологически синтезирует психодинамический, поведенческий и когнитивный подходы. Эффективна при широком круге расстройств, прежде всего при психосоматических. Удачно сочетает в себе достоинства медицинской и психологической моделей психотерапии. Может использоваться, начиная с подросткового возраста и в работе с семьей.
Холдинг-терапия- исходит из понимания ранних детских эмоциональных расстройств как результата нарушенных эмоциональных связей "мать-ребенок".
Разработана М. Вэлш в 1970-х годах. Первоначально метод предназначался для работы с аутичными детьми, но позже сфера его использования расширилась до поведенческих и фобических расстройств, а также до внедрения в воспитание здоровых детей.
Холдинг проводится ежедневно в моменты, выбираемые матерью в зависимости от состояния ребенка. Ребенку не оставляют времени для избегающих манипуляций, но предупреждают его о том, что произойдет: например, "Сейчас я буду держать тебя долго-долго — пока ты не почувствуешь, что тебе хорошо". Ребенок удерживается матерью в таком положении, чтобы все время сеанса с ним можно было поддерживать прямой зрительный и тесный телесный контакт, контролировать попытки протеста, уворачиваний и борьбы. По возможности в процедуру включаются другие члены семьи. Младшим детям лучше при этом не быть во избежание реакций ревности с их стороны. Сеанс проходит этапы конфронтации, сопротивления и разрешения. Сеанс не должен прерываться и продолжается до достижения ребенком состояния полной релаксации. Если приходится его прервать, то терапия на несколько дней приостанавливается. Сеансы обычно проводятся в домашней обстановке. Начальные этапы курса требуют присутствия терапевта, проводящего необходимую диагностику, инструктирующего семью, корригирующего поведение родителей и поддерживающего их. Позже он участвует в терапии от 1 до 2 раз в месяц. По завершении холдинг-терапии в зависимости от состояния ребенка возможен переход к другим формам психотерапии. Все использующие холдинг специалисты подчеркивают также его положительное влияние на мать и связи "мать—ребенок". Случаи неэффективности холдинг-терапии при аутизме обычно связаны с расширительной его диагностикой.
При тревожных неврозах холдинг проводится в более мягкой форме, обычно перед сном и приносит облегчение уже в первые дни. В
Современный Гуманитарный Университет
отличие от аутизма практически отсутствуют этапы конфронтации и сопротивления. Курс длится примерно 6-8 недель и заканчивается чаще всего по решению самого ребенка. Считается, что во время мягкого холдинга ребенок вновь обретает закодированное на ранних этапах развития чувство безопасности.
Контейнирование тревоги.Терапевтический прием, разработанный Л. Ди Каньо, М. Гандионе и П. Массаглиа в 1970— 1980-х годах для работы с родителями детей с тяжелыми органическими и угрожающими жизни заболеваниями (выраженные врожденные расстройства, разные формы глубокого психического недоразвития, опухоли, лейкозы и др.). Вмешательство базируется на психоаналитических предпосылках и направлено на выделение родителями взрослых ролей личности и переход к ним от регрессивных детских ролей, на которые их отбросила болезнь ребенка. Прием ориентирован на работу с родителями детей раннего возраста.
Современный Гуманитарный Университет