Тема 3. Психология мышления.
Цель изучения темы:сформировать общее представление о психологии мышления.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее представление о мышлении.
2. Формы мышления. Операции мышления. Эмпирические характеристики мышления (по Л.М. Веккеру).
3. Основные виды мышления.
4. Мышление и эмоции.
5. Мышление и речь: взаимосвязь языка, речи и мышления.
6. Воображение и мышление в структуре творческой личности.
7. Понятие интеллекта. Структура интеллекта. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллектуальности.
8. Фило-, социо- и онтогенез мышления.
9. Теории мышления.
Терминологический тезаурус: воображение, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, понятийное мышление; теоретическое мышление, эмпирическое мышление, конвергентное мышление и дивергентное мышление, мыслительные операции, речь, логические формы мышления, внимание.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. – СПб., 2001.
2. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
3. Брушлинский А В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж, 1996.
4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – М.-СПб., 2007.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,1982.
6. Забродин Ю.М. Психофизиология и психофизика. – М., 1977.
7. Завалишина Д.Н. Практическое мышление. – М., 2005.
8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.
Практическое занятие №4 (1 пара)
Тема 4. Память и ее закономерности.
Цель изучения темы:Сформировать общее представление о памяти и ее закономерностях.
Вопросы для обсуждения:
1. Память как высшая психическая функция.
2. Процессы памяти.
3. Виды памяти и их особенности.
4. Индивидуальные особенности памяти, их количественные и качественные характеристики.
5. Закономерности памяти.
6. Теории памяти в психологии.
Терминологический тезаурус:агглютинация, акцентирование, внимание, доминанта, гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, абстрагирование, анализ, воображение, грезы, инсайт, мечты, мышление.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. – СПб., 2001.
2. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
3. Брушлинский А В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж, 1996.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2000.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,1982.
6. Забродин Ю.М. Психофизиология и психофизика. – М., 1977.
7. Завалишина Д.Н. Практическое мышление. – М., 2005.
8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.
10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – М.-СПб., 2007.
Практическое занятие №5 (1 пара)
Тема 5. Воображение.
Цель изучения темы:Сформировать общее представление о воображении.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о воображении, его основные отличия от образов восприятия и памяти.
2. Виды воображения.
3. Основные функции воображения
4. Психологические механизмы воображения (агглютинация, гиперболизация, типизация, заострение, схематизация).
5. Роль воображения в научном, техническом, художественном творчестве.
Терминологический тезаурус:обобщение, опосредовование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, творческое воображение, агглютинация, акцентирование, аналогия, воспроизводящее воображение, концентрация, переключаемость, произвольное внимание, непроизвольное внимание, типизация, умозаключение.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. – СПб., 2001.
2. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
3. Брушлинский А В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж, 1996.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2000.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,1982.
6. Забродин Ю.М. Психофизиология и психофизика. – М., 1977.
7. Завалишина Д.Н. Практическое мышление. – М., 2005.
8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.
10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – М.-СПб., 2007.
Практическое занятие №6 (1 пара)
Тема 6. Внимание.
Цель изучения темы:Сформировать общее представление о внимании.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие о внимании.
2. Физиологические основы внимания. Механизмы внимания.
3. Виды внимания, их различие по модальности и произвольности.
4. Свойства внимания.
5. Основные функции внимания.
6. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общении людей. Внимание и его связи с эмоциями, волей и мотивацией.
7. Теории внимания.
Терминологический тезаурус:внимание, концентрация внимания, непроизвольное внимание, произвольное внимание, постпроизвольное внимание, переключаемость внимания, распределения внимания, сосредоточенность внимания, устойчивость внимания.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. – СПб., 2001.
2. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
3. Брушлинский А В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж, 1996.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2000.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,1982.
6. Забродин Ю.М. Психофизиология и психофизика. – М., 1977.
7. Завалишина Д.Н. Практическое мышление. – М., 2005.
8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.
10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – М.-СПб., 2007.