Лет внеситуативно-личностное
Общениесо сверстниками4-6 лет ситуативно-деловое (игровое сотрудничество), к концу дошкольного возраста внеситуатино-деловое (сопереживание, общение без действий)
Эмоционально-волевая сфера:Характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, но из этого же следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
Новообразования:
- механизм эмоционального предвосхищения (эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты для ребенка в удовлетворении его желаний), лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка;
- изменения содержания аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку, появляются эмоциональное сочувствие, сопереживание, содействие, без этих эмоций невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей –> социализация эмоций, вербальное обозначение эмоциональных состояний
Меняет эгоцентрическую позицию ребенка, дает возможность попробовать себя в новых ролях, оказывает влияние на развитие личности, игровая мотивация является показателем зрелости психического развития.
Мотивационно-потребностная сфера:Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов («Я-рождение личности» - Л.И. Божович), мотивы приобретают разную силу и значимость.
Новообразования:
- появление смыслообразующей функции мотива, ребенок осмысленно подходит к тому или иному действию;
- сознательное поведение, поступки свидетельствуют о возникновении индивидуальной мотивационной системы ребенка, основанной на личностных диспозициях, а не только на ситуации, в которой находится ребенок, поведение ребенка детерминировано личностью.
Мотивы, порождающие игровую деятельность: интерес к миру взрослых, к процессу игры, стремление к установлению положительных отношений со сверстниками и взрослыми, потребность в самоутверждении меняет эгоцентрическую позицию ребенка, дает возможность попробовать себя в новых ролях, оказывает влияние на развитие личности, игровая мотивация является показателем зрелости психического развития.
Новые мотивы: связаны с формирующейся самооценкой самолюбия (мотивация достижения успеха, соперничества, соревнования), связаны с устанавливающимися моральными нормами –> реализуется потребность во взаимоуважении, внимании.
наличие разнообразных потребностей, мотивов: физиологических (сон, еда), социальные (взаимодействие со взрослыми). К концу первого года жизни – потребность в активности, впечатлениях становится ярко выраженными.
Самосознание: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценить самого себя; дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; развивается способность мотивировать самооценку; появляется осознание себя во времени. Личное сознание.
Восприятие: Выделяется структура предметов, пространственные особенности и соотношение его частей.
Внимание: вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным пока есть интерес.
Память: непроизвольная зрительная, эмоциональная. К 5 годам появляются признаки непосредственной механической памяти. К концу периода – произвольность запоминания.
Мышление: наглядно-образное, начало формирования словесно-логического.
Воображение:репродуктивное, слово становится заместителем предмета.
Речь:является средством постановки и решения интеллектуальных задач. Эгоцентрическая (внутренняя речь). Первая форма диалогической речи.