Личность в процессах общения
Личность человека, как особое психическое образование, развивается только во взаимодействиях и во взаимоотношениях с другими людьми – в процессах совместной деятельности и общения.
Общение – многоплановый процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности и жизнедеятельности и заключающийся в обмене сообщениями побудительного, познавательного и эмоционально-оценочного характера.
При этом анализ развития контактов между людьми предполагает три взаимосвязанные стороны общения(Андреева Г.М.):
Перцептивно-когнитивная сторона общения; процессы восприятия, понимания и оценки друг друга партнерами по общению.
Межличностная перцепция опирается на: а) механизмы идентификации – способность мысленно ставить себя на место партнера по общению; б) механизмы рефлексии – способность рассматривать себя с позиций партнеров по общению.
При этом существуют психологические механизмы, искажающие восприятие другого человека и представления о другом человеке: стереотипизация, проекция, каузальная атрибуция и другие.
Коммуникативная сторона общения; общение как передача сообщений на основе обмена значениями.
Коммуникация может опираться на вербальные и невербальные средства общения. Вербальными называют речевые формы общения, осуществляемые с помощью языковых средств. В качестве невербальных средств общения выделяются:
· Паралингвистика: паузы и интонации при разговоре, покашливания и т.д.
· Проксемика: организация пространства и времени общения.
· Кинесика: жесты, мимика, пантомимика.
Интерактивная сторона общения; общение как обмен взаимодействиями.
Взаимодействия между людьми могут характеризоваться искренностью и межличностной индивидуальностью, но могут также приобретать повторяющийся ритуализированный или автоматизированный характер (для выявления их особенностей используются методы трансактного анализа – анализа обмена взаимодействиями).
Взаимодействия могут различать по множеству оснований. По характеру получения результатов и их распределения – кооперативными и конкурентными. По представленности целей и мотивационных отношений субъектами друг другу – открытыми и закрытыми.
Организация взаимодействий может приобретать конфликтный характер. Конфликты, возникающие в ходе общения, могут быть: а) конструктивными и деструктивными; б) эмоционально-личностными и прагматично-деловыми и т. д.
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ