Личность в процессах общения

Личность человека, как особое психическое образование, развивается только во взаимодействиях и во взаимоотношениях с другими людьми – в процессах совместной деятельности и общения.

Общение – многоплановый процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности и жизнедеятельности и заключающийся в обмене сообщениями побудительного, познавательного и эмоционально-оценочного характера.

При этом анализ развития контактов между людьми предполагает три взаимосвязанные стороны общения(Андреева Г.М.):

Перцептивно-когнитивная сторона общения; процессы восприятия, понимания и оценки друг друга партнерами по общению.

Межличностная перцепция опирается на: а) механизмы идентификации – способность мысленно ставить себя на место партнера по общению; б) механизмы рефлексии – способность рассматривать себя с позиций партнеров по общению.

При этом существуют психологические механизмы, искажающие восприятие другого человека и представления о другом человеке: стереотипизация, проекция, каузальная атрибуция и другие.

Коммуникативная сторона общения; общение как передача сообщений на основе обмена значениями.

Коммуникация может опираться на вербальные и невербальные средства общения. Вербальными называют речевые формы общения, осуществляемые с помощью языковых средств. В качестве невербальных средств общения выделяются:

· Паралингвистика: паузы и интонации при разговоре, покашливания и т.д.

· Проксемика: организация пространства и времени общения.

· Кинесика: жесты, мимика, пантомимика.

Интерактивная сторона общения; общение как обмен взаимодействиями.

Взаимодействия между людьми могут характеризоваться искренностью и межличностной индивидуальностью, но могут также приобретать повторяющийся ритуализированный или автоматизированный характер (для выявления их особенностей используются методы трансактного анализа – анализа обмена взаимодействиями).

Взаимодействия могут различать по множеству оснований. По характеру получения результатов и их распределения – кооперативными и конкурентными. По представленности целей и мотивационных отношений субъектами друг другу – открытыми и закрытыми.

Организация взаимодействий может приобретать конфликтный характер. Конфликты, возникающие в ходе общения, могут быть: а) конструктивными и деструктивными; б) эмоционально-личностными и прагматично-деловыми и т. д.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Наши рекомендации