Диагностические показатели
(по формальным оценкам)
Ц (целое) | большое количество целостных образов – показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться |
Д (деталь) | а) большое количество деталей – показатель «дробности» внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов – показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого |
Ф (форма) | большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пытаются угасить аффект или эмоцию; можно диагносцировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции; очень высокий процент ответов с указанием формы показывает уже не угнетение, а нарушение эмоциональной сферы; низкий процент ответов, наоборот, показатель импульсивности |
Дв (движение) | ответы с усмотрением движения – показатель интраверсивной тенденции субъекта; показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса; признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов |
Цв (цвет) | ответы с высоким процентом указаний на цвет являются показателями «захваченности» человека аффектом и эмоциями; свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «суженного сознания», импульсивности и отсутствия контроля |
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Диагностические показатели
(оценки по содержанию)
Ж (животные) | преобладание ответов этой категории указывает на слабо выраженную индивидуальность, стереотипное и стандартное мышление |
Ч(человек) | показатель интереса к человеческим отношениям любого типа (благоприятным и неблагоприятным) |
Фан (фантазия) | часто встречающиеся ответы такого типа расцениваются как склонность к конструированию, к фантазии и конфабуляции |
П(предмет) | часто встречающиеся ответы с преобладанием предметных толкований расцениваются как склонность к аутизму, затрудненность в интерперсональных связях; в сфере организации действий – как тенденция к конкретизации |
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Образцы теста Роршаха
Примечания (к Части I)
1 Повторение описанной схемы предъявления стимуляции возможно также на основе использования компьютера.
2В данном задании градуировка телефона не проводится. Этот параметр следует взять из описания используемого технического устройства.
3 Латентный период саккадических движений глаз приблизительно равен 200 мс; при экспозициях, меньших 200 мс, восприятие осуществляется за одну фиксацию, так как глаз за это время не успевает совершить ни одного скачка.
4 В настоящее время подобные опыты проводятся с использованием компьютера. Преимущества компьютерного обеспечения очевидны: методическая схема предъявления стимульного материала при этом та же, но компьютер позволяет самому испытуемому фиксировать ответы с помощью клавиатуры.
5 Например, его модальность (материал, предъявленный в зрительной или слуховой форме) и способ организации–материала (изолированные элементы или осмысленные структуры).
6 Здесь, конечно, необходимо использовать понятие методики, а не метода. Но мы оставляем авторские понятия, предполагая, что студенты овладели основной терминологией экспериментальной психологии и различают структуру экспериментального метода и структурные компоненты методик (Примеч. ред.).
7Подробнее о месте этой методики в арсенале средств экспериментальной психологии см. [Корнилова, 2002].
8 Комплекс следует понимать при этом как стадию становления истинного понятия по Л. С. Выготскому (Примеч. ред.).
9 Подсчитывать вероятности можно только для первых четырех выборов при решении каждой задачи как наиболее показательных для анализа процесса перехода испытуемых к оптимальному поиску.
10 Термин «характер требования» (Aufforderungscharakter) был в последующем заменен понятием валентности. Самый известный пример того, что система напряжения включает требования, исходящие от объектов в поле, звучит так: «Шоколад хочет быть съеденным».
Часть II. Исследовательский практикум: наблюдение и эксперимент.