X . Инвентаризацияисходящихуколов и поглаживаний
Ее проводитьочень трудно,так как мы частоне замечаем,когда наносимукол, но великолепночувствуем,когда получаем.Более того,иногда мы думаем,что даем человекупоглаживание,но на самомделе наносимукол. Поэтомудля началапросмотрите,сколько выполучили уколови сколькопоглаживаний.По психологическомузакону, которыйнапоминаетвторой законмеханики И.Ньютона, согласнокоторому силадействия равнасиле противодействия,сколько выраздали поглаживаний,столько и получили.Научитесь самираздаватьпоглаживания.В ответ будетеполучать столькоже. Перестаньтенаносить «уколы»,особенно скрытые,и вас никто небудет «колоть».А если хотитеполучать побольше«поглаживаний»,то старайтесьсами «гладить»других. Хотитеизбежать «уколов»,не колите сами.
XI . Психотерапевтическиеигры
Королевскийдвор. Ролеваяигра.
Разработанана кафедрепсихиатрииРГМУ.
РазработчикМ. Е. Литвак
Цель: Этопсихотерапевтическаяи одновременноделовая игра,позволяющаяприобрестинавыки управленияи разобратьсяв своей системеценностей,лучше узнатьсамого себяи понять своюроль в своихнесчастьях.Включает в себяидеи гештальттерапии,экзистенциальногоанализа, поведенческойтерапии иразработаннойавтором аксиологическоймодели.
Необходимоевремя: 3часа, иногдабольше.
Специальныематериалы ненужны.
Подготовка: Руководительдолжен обладатьнавыками ведениягрупповогопроцесса иумением купироватьострые депрессивныереакции, владетьприемамиповеденческойтерапии, гештальттерапии,когнитивнойтерапии иэкзистенциальногоанализа, ибопроведениеигры можетвызвать сильныеотрицательныечувства. Еслиони не будутвыявлены икупированыво время занятий,картина можетразвернутьсядома с непредсказуемымипоследствиями.
Инструкция: Представьте,что вы на необитаемомострове. Вамследует организоватькоролевство.Вам нужно обязательноназначитькороля, королеву,фавориткукороля, премьер-министра,силового министра,министра финансов,судью, палача,шута, принцаили принцессу,мальчика илидевочку длябитья и из этихролей выбратькакую-нибудьсебе или придуматьдля себя новую.Остальные ролион может выбиратьпо своему вкусу.Для этого одиниз вас долженвзять на себяроль ведущего.Когда ведущий(разводящий)приступит кработе, он становитсяобладателемабсолютнойвласти. Не починятьсяему нельзя.Наказание«смертнаяказнь» — удалениена это занятие.Ведущему нельзяподсказывать,а он по возможностираспределятьроли долженкак можно быстрее.
Обычнопосле того какинструкцияпроизнесена,наступаетиногда довольнопродолжительнаяпауза. Членыгруппы призываютдруг другавзять на себяроль разводящего,задают дополнительныевопросы. Обычноиз последнихкто-то и вызываетсябыть разводящим.
Когда,наконец, желающийнаходится,руководительдает следующийкомментарий:«Многие из васссылаются нато, что им в жизнине повезло, таккак не былосоответствующихусловий. Сейчасдля вас всехусловия былиодинаковыми.Пауза былазначительной,но вы не рискнулииспытать новыйопыт, пожитьв неизведанном.Подумайте, ане происходятли все несчастьяваши от того,что вы то и делоотказываетесьот нового, боясьпотерять своестарое неблагополучиеиз-за возможногоухудшения. Нов реальнойжизни новыйопыт действительноможет датьплохие результаты.Чем вы рискуетездесь? Ведь выпонимаете, чтокак бы вы ниповели игру,никто вас неубьет, не накажет,не заберет вашиденьги. Самоебольшее, чтоможет бытьплохое со стороны,— это то, чтонад вами могутнемного посмеяться.Но не кажетсяли вам, что вамиуправляютнеосознаваемыемысли типа: «Ятакой человек,который долженнравиться всем,и все у менядолжно получатьсяс первого раза»,или «Кругомплохие люди,и они не простятмне ни одногопромаха» (приемкогнитивнойтерапии). Верарискнула взятьна себя этуопасную роль.Спасибо вам.Ведь действительнонеизвестно,что вас ждет.Давайте поприветствуемдо начала ееработы дружнымиаплодисментами,которые должныпридать ей силыв этом нелегкомделе» (позитивноеподкрепление).
Послеаплодисментовразводящийприступаетк работе. Взависимостиот состоянияведущий принимаетна себя от ролимальчика (девочки)для битья привысоком уровненевротизмадо роли короляили королевыпри относительноблагополучномсостоянии.Показателемполного здоровьяявляется такоеповедение,когда разводящийдает себе роль«короля», выбираетсебе королеву,а затем онисовместно, безконфликтоввыбирают членовгруппы на другиероли. Такоеизредка наблюдаетсяпри психологическойработе в здоровыхколлективах,где работаютпреуспевающие сотрудники.Тогда игра идетв основном врусле управленческоготренинга. Создаютсяпроизводственныеситуации, ичлены дворапытаются ихрешать в соответствиис назначеннымиролями. Еслиучастниковигры много,создаются двакоролевскихдвора, и тогдаможно разыгрыватьи «международные»отношения,выбрав дляэтого и министровиностранныхдел (модификацияИ. М. Литвака).
Обычноразводящийне берет насебя роль первого.Действия разводящегопозволяютсделать весьмадостоверныевыводы о егоструктуреличности. Главное,что он сам начинаетпонимать, чтоон собой представляет.Остальные членыгруппы получаютобратную связь.Если человекзанимаетсяв группе достаточнодолго, то в случаеуспешной подготовкив последующихиграх его начинаютвыбирать наболее престижныероли. Некоторыепроделывали«карьеру» от«девочки добитья» до «королевы».
Когдаразводящийначинаетзадумываться,кого назначатьна ту или инуюроль, членыгруппы начинаютему интенсивноподсказывать.Руководительтогда делаетзамечаниетакого типа:«У вас былавозможностьстать разводящими все делатькак вам хочется.Вы этой возможностьюне воспользовалисьи хотите управлятьситуацией, тоесть быть первым,не неся за этоникакой ответственности.А в реальнойжизни развеу вас так небывает? Вспомните,ведь в вашейжизни былислучаи, когдавы отказалисьот нового,неизвестного.В следующийраз не спите,старайтесьстать первым».Замечанияиграют рольнегативногоподкрепления.
Обычно вовремя игрыразводящийвоссоздаетту реальнуюситуацию, котораяимеет местов его жизни, нотолько емустановитсяясно, что организаторомего несчастийявляется онсам.
Вотнесколькопримеров. Р.,37 лет, врач-невропатолог,мать троихдетей, прожилаблагополучную,казалось бы,жизнь в на видхорошем браке.Она была замужемза крупнымбизнесменом.Для видимостиработала, илискорее числилась,невропатологомв районнойполиклинике,была совершеннодезориентированав реальнойжизни. Поводомдля обращенияза помощьюявилось заявлениемужа, что он еебросает, нопродолжаетматериальноподдерживатьОна построилакоролевскийдвор такимобразом, чтовначале организоваласемью, в которойбыло трое детей.На роль королевыназначилаженщину, чем-тонапоминающуюлюбовницу мужа,а себе взялароль фаворитки.Построитьправительствоона «забыла».Когда она этосделала, тооказалось, что«члены правительства»были выбранына глазок, безучета деловыхкачеств. Крометого, все онисидели по разнымуглам, былинедовольнысвоим назначением.Большинствопретендовалона более высокиероли, некоторыеоткровенноговорили, чтоне справятсяс назначениями.То есть фактическибыли созданыусловия для«заговора».
Послетого, как выясняется,что «кабинет»никуда не годен,разводящемупредоставляетсяновая попытка.Опять подвергаетсяанализу вновьсозданныйкабинет ипоказываетсяего несостоятельность.
Еслиесть условия,например, навыездных многодневныхсеминарах,разводящийделает всеновые и новыепопытки, покадо него не дойдет,что единственновозможныйудачный вариантбудет толькотот, в которомты возьмешьна себя роль«короля» (королевы).Так иногда играпродолжаетсядо двух дней сперерывамина еду и сон. Вобычных условияхруководительпредлагаетразводящемувзять на себяроль «короля»(«королевы»)
И тутначинаетсясамое интересное,
Обычнопосле того как,например, разводящаявзяла на себяроль «королевы»и выбрала короля,в самых благоприятныхслучаях онаотказываетсяпроводитьдальнейшуюработу, испытываетбольшое облегчение.Всем становитсяясно, что главнаяперсона в этоммире —этоЯ, а на второмместе стоитмуж (и в принципеуже никто большене нужен, хотябы некотороевремя).
Еслируководительвсе же принуждаетпроводитьработу дальше,то «королева»отказываетсявыбирать фаворитку«королю», хотяраньше онаделала это сохотой, ибокоролем назначаламужчину, которыйей нравился.Назначениефаворитки быложелательным.Иногда назначалафавориткойсебя. Если выбиралав короли индифферентногомужчину, то темболее не былозатрудненийв выборе фаворитки.
Нередко,выбрав «короля»(«королеву»),разводящийсразу без паузпродолжаетработу, не наладивотношений с«королем», этосвидетельствуето пренебреженииили пониженнойоценке противоположногопола, что служатматериаломдля дискуссий.
Далеенаступает этапналаживанияотношений между«королем» и«королевой».Им предлагаетсяоказать другдругу знакивнимания: обняться,поцеловаться,сесть на коленик «королю» илипосадить к себена колени «королеву».И тут у многихнаступаетсвоеобразныйступор. Ониникак не решаютсясделать этопри всех.
Тогдаведущий предлагаеткому-нибудьиз женщин сыгратьна время роль«королевы»и оказать знакивнимания «королю»,или мужчинесыграть роль«короля» иоказать те илииные знакивнимания «королеве».Когда разводящийначинает пониматьреальностьэтой угрозы,он все делает,что от неготребуется. Еслинет, то бываютслучаи, когдана коленях уизбранногоразводящей«короля» сидитженщина, котораядаже внешненапоминаетлюбовницу еереального мужа.Итак, за какие-нибудь2 —4часа человекпрожил своюжизнь с тем жесамым финалом.Но ему теперьясно, что своенесчастье онсделал собственнымируками. В этихслучаях у членагруппы можетразвитьсядепрессия.
Вспоминаетсяигра, когдаразводящая,жалующаясяна проблемуодиночества,никак не решаласьоказать знакивнимания своему«королю». Япопросил еепоменять «короля»,если этот непо душе. Онаэтого не сделала.Я попросил всехмужчин, желающихоказать ейзнаки внимания,подойти к ней.Но и их она отвергла.Тогда я предложилвсем женщинамподойти к тому илииномумужчине. Мужчинбыло меньше,и я попросил,чтобы тогдак кому-нибудьподошло понесколькоженщин. Лишьбы только ниодна женщинане осталасьбез пары. Когдавсе наконецраспределились,разводящаяв растерянностиосматривалаэти идиллическиекартины иразрыдалась.Ей позволилиеще раз проявитьактивность,выбрать «короля».Напряжениеспало и у группы,и у нее самой.
Недостаткомигры являетсято, что есличлен группыне стал разводящим,когда впервыеучаствовалв этой игре, тотеперь, сколькобы он ни участвовалв ней, разводящимон уже никогдане сможет стать.Но в этом же иее достоинство.Такая особенностьигры учит бытьрешительным,ибо наглядноиллюстрирует,что некоторыевовремя неиспользованныевозможностимогут уже никогдане повториться,что каждыймомент жизниможет оказатьсяуникальным.
2. Игра:Кораблекрушение(К. Рудестам,1990)
Цель: Играиспользуетсядля исследованияпроцесса принятиярешения группой:учит эффективномуповедению длядостижениясогласия прирешении групповойзадачи; предоставляетинформациюотносительнопаттерновкоммуникации,руководстваи доминированияв группе и можетвнести вкладв сплоченностьчленов группы.
Необходимоевремя: 1,5—2часа.
Материалы: Копииинструкций,большие бумажныелисты и карандаши.
Подготовка: Руководительдолжен иметьнавыки исследованиягрупповогопроцесса.
Процедура: Каждомучлену группыдают следующуюинструкциюи просят выполнитьзадание за 15минут.
Вы дрейфуетена яхте в южнойчасти Тихогоокеана. Яхтамедленно тонет.Ваше местонахождениенеясно из-заполомки основныхнавигационныхприборов, новы находитесьпримерно в 2000км от ближайшейземли.
Нижедан список 15предметов,которые осталисьцелыми и неповрежденнымипосле пожара.В дополнениек этим предметамвы располагаетенадувным спасательнымплотом с веслами,достаточным,чтобы выдержатьвас, ваш экипажи все перечисленныениже предметы.Имуществооставшихсяв живых людейсоставляютпачка сигарет,несколькокоробок спичеки пять десятирублевыхбанкнот.
Вашазадача — классифицировать15 нижеперечисленныхпредметов всоответствиис их значениемдля выживания.Поставьте цифру1 у самого важногопредмета, цифру2 — у второгопо значениюи так далее допятнадцатого,;наименее важногоиз всех.
Секстант.
Зеркало длябритья.
Десятилитроваяканистра сводой.
Противомоскитнаясетка.
Одна коробкас армейскимрационом.
Карты Тихогоокеана.
Плавательнаяподушка.
Пятилитроваяканистра снефтью.
Маленькийтранзисторныйрадиоприемник.
Репеллент,отпугивающийакул.
15 квадратныхметров непрозрачногопластика.
3 литра ромакрепостью 80градусов.
10 метровнейлоновогоканата.
Две коробкишоколада.
Рыболовнаяснасть.
Послетого как завершенаиндивидуальнаяработа, группедается 45 минутдля принятияколлективногорешения. Группадолжна прийтик единому мнениюотносительноместа каждогоиз 15 предметов.Достичь согласиятрудно, поэтомуне каждая оценкабудет получатьодобрение всехучастников.Группа стараетсякаждую оценкудать так, чтобывсе члены группымогли с нейсогласитьсяхотя бы отчасти.Используйтеследующиерекомендациидля достижениясогласия:
1. Избегайтезащищать своииндивидуальныесуждения. Подходитек задаче логически.
2. Избегайтеменять своемнение толькоради достижениясогласия прирешении групповойзадачи, не старайтесьуклонитьсяот конфликта.Поддерживайтетолько те решения,с которымиможете согласитьсяхотя бы отчасти.
3. Избегайтетаких методов«уменьшенияконфликта»,как голосование,компромиссныерешения с цельюдостижениясогласия прирешении задачи,ибо истинебезразлично,сколько человекее поддерживает.
4. Рассматривайтеразличие мненийкак помощь, ане как помехупри принятиирешений. Не снами — еще незначит противнас.
Послетого как группапроранжировала15 предметов взависимостиот важности,посмотритеправильныйпорядок классификации,приведенныйв приложениик данной игре.
Далеепроводитсяобсуждениепроцесса принятиярешений. Какиевиды поведенияпомогали илимешали процессудостижениясогласия? Какшел ход борьбыза лидерствои формированиепротивостоящихгруппировок?Кто участвовалв принятиирешений, ктооказывал влияниеи почему? Какиеформы трансакцийможно быловидеть? Каковабыла эмоциональнаяатмосфера вгруппе? Каквлияли эмоциина поведениечленов группыи на ход принятиярешений? Оптимальноли использовалисьвозможностигруппы? Каквели себя лидеры?Какие приемыиспользоваличлены группыдля «протаскивания»своих мнений?Как оптимизироватьпроцесс принятиярешений?
Одинили нескольконаблюдателей,которые участникамиэтой игры былиранее, могутпредставитьпосле выполнениязадачи обратнуюсвязь о групповомпроцессе.
Приложениек игре «кораблекрушение»
Согласномнению «экспертов»,основнымивещами, необходимымичеловеку,потерпевшемукораблекрушениев океане, являютсяпредметы, служащиедля привлечениявнимания, ипомогающиевыжить до прибытияспасателей,т. е. способныеудовлетворитьпищевой иоборонительныйинстинкты.Навигационныесредства имеютсравнительнонебольшоезначение, таккак трудно себепредставить,что на веслахможно пройти2000 км. Да и провизиина столь длительноепутешествиенет. Следовательно,самыми важнымиявляются средствасигнализации:зеркало длябритья и нефтегазоваясмесь, так какони являютсясредствамисигнализации.Вторыми позначению являютсявода и продуктыпитания. Предметызащиты стоятна третьемместе.
Нижеприводитсякраткая информацияо значениикаждого предметадля выживания:
1. Зеркалодля бритья.Важно длясигнализациивоздушным иморским спасателям.
2. Канистрас нефтегазовойсмесью. Важнадля сигнализации.Может бытьзажжена денежнойбанкнотой испичкой и будетплыть по воде,привлекаявнимание спасателей.Стоит на второмместе, так какпо мере использованиярасходуется.Зеркало в этомплане нечто«вечное».
3. Канистрас водой. Безводы человекможет прожитьне более 5 дней.
4. Коробкас армейскимрационом.Обеспечиваетосновную пищу.
5. Непрозрачныйпластик. Используетсядля сбора дождевойводы и обеспечиваетзащиту от стихии.
6. Двекоробки шоколада.Резервный запаспищи.
7. Рыболовнаяснасть. Оцениваетсяниже, чем шоколад,потому что вданной ситуации«синица в рукелучше журавляв небе». Нетуверенности,что вы поймаетерыбу. Да и средиприсутствующихчасто нет умеющихэто делать.
8. Десятьметров нейлоновогоканата. Можноиспользоватьдля связыванияснаряжения,чтобы оно неупало за борт.
9.Плавательнаяподушка. Есликто-то упадетза борт, онаможет служитьспасательнымсредством(удовлетворениеоборонительногоинстинкта).
10. Репеллент,отпугивающийакул. Назначениеочевидно.
11. Ром.Может использоватьсяв качествеантисептикапри любых травмах.Пить нельзя,так как вызываетобезвоживание.
12. Транзисторныйприемник. Имеетнезначительнуюценность, таккак нет передатчика.Можно лишьузнать, чтопотерпевшихищут.
13. КартыТихого океана.Бесполезныбез дополнительныхприборов. Важнеезнать, где находятсяспасатели.
14. Противомоскитнаясетка. В центреокеана нетмоскитов.
15. Секстант.Без хронометраи таблиц относительнобесполезен.
Основнаяпричина болеевысокой оценкисредств сигнализациипо сравнениюс предметамиподдержанияжизни заключаетсяв том, что безсредств сигнализациипочти нет средствбыть обнаруженнымии спасенными.К тому же вбольшинствеслучаев спасателиприходят впервые тридцатьшесть часов,а человек можетпрожить этотпериод без водыи пищи.
3.Психотерапевтическаяигра:
Семейныйпортрет
(В.Сатир)
Цель: Выявитьсемейные отношениячлена группыи систему Я —ВЫ.
Необходимоевремя: 1,5часа.
Материалы: Стулья.
Подготовка: Руководительдолжен иметьнавыки исследованиягрупповогопроцесса игрупповойдиагностики.
Процедура: Представьтесебе, что высобрались всейсемьей на какое-тосемейное торжествои решилисфотографироваться.Тот, кто возьметна себя рольразводящего,должен будетиз составагруппы выбратьтех, кто напоминаетему его близкихродственников(отца, мать, братьеви сестер и ихжен и мужей,детей). Расположитьна этом портретесебя, свою жену(мужа и детей)и очень близкихлюдей, которыеприглашаютсяна подобныеторжества.
Психологическиздоровый субъектв центре портретарасполагаетсебя, жену (мужаи своих детей),сотрудников,своих родителейи родителейсвоей жены.Далее следуютих братья исестры и членыих семей.
Отклоненияот такого порядкаслужат анализоми темой длядискуссии.Помещение напервое местодетей, родителей,братьев илисестер своихили своей женыпозволяетсделать истинныйвывод о семейныхотношенияхи его алгоритме.В процесседискуссииразводящийрассказываето характереи своем отношениик тому или иномуродственнику,тем самым даваянезаметно длясебя обратнуюсвязь о том,какого он мненияо том участникегруппы, котороговыбрал на рольсвоего родственника.
Далееможно использоватьвыбранного«родственника»для налаживанияотношений.Разводящийпредъявляетпретензии«родственнику»и объясняетпричины своегоотрицательногоотношения.«Родственник»объясняет своюпозицию и предъявляетпретензииразводящему.С помощьюруководителявырабатываетсякомпромиссноерешение. Устанавливаетсясоглашение.Приобретенныев ходе тренинганавыки общенияпотом способствуютналаживаниюотношений среальнымиродственникамии помогаютизменитьмалоадаптивнуюжизненнуюпозицию.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора