Воспроизводимых эмоций
Данное правило обращает наше внимание на то, что эмоции, которыми наделен человек от природы, подвергаются социализации. В процессе воспитания личности они обретают принятую в данной культуре форму, наделяются определенной символикой, смыслом. Однако каждый из нас усвоил уроки эмоционального воспитания более или менее успешно, что и обнаруживается в процессе общения.
Вот о чем конкретно следует позаботиться профессионалу, работающему с людьми:
- проявляйте свои эмоции в рамках общепринятой символики.
Человек очень индивидуально демонстрирует радость, восторг, печаль, грусть, недовольство, тревожность или восхищение и другие эмоции. Тем не менее мы понимаем состояние друг друга. Это становится возможным потому, что в практике межличностного общения обозначились границы смысла, в которых происходит адекватная расшифровка тех или иных эмоций. Стоит кому-либо, выражая эмоцию, выйти за рамки общепринятых значений, как его перестанут правильно понимать.
Приведем аналогичный пример с восприятием устной речи. Каждый произносит звуки со своими специфическими оттенками и физическими характеристиками, тем не менее мы прекрасно понимаем друг друга Это становится возможным потому, что говорящий бессознательно придерживается заданной в культуре вариативности произношения звуков, а психика воспринимающего различает диапазоны допустимых вариаций. Когда же на русском языке говорит иностранец, мы замечаем, что у него акцент. Он воспроизводит звуки как бы за рамками вариаций, допустимых для нашего восприятия.
Нечто подобное происходит при обмене эмоциями некоторые люди демонстрируют их так, словно они иностранцы, с акцентом, то есть выходят за рамки общепринятой символики
Например, человек хочет казаться деловым и держится нарочито официально, подчеркнуто сухо, не позволяет себе улыбнуться Свидетельствуют ли такие эмоции о деловых качествах личности? Нет, они говорят о другом – о высокомерии, неумении вести себя естественно
Еще пример, девушка держится в компании изолировано, не реагирует на шутки, не отвечает на обращения Когда ее спросили, почему она так себя ведет, ответила я скромная Увы, ее эмоции говорили не о скромности, но, возможно, о закомплексованности или о невоспитанности.
Мать утверждает, что любит своего ребенка, желает ему только хорошего и при этом постоянно кричит на него, одергивает, приказывает. Она не понимает, что подобную гамму эмоций ребенок не в состоянии воспринять как проявление любви.
Весьма определенные для здоровой личности границы имеют эмоции, свидетельствующие о соучастии и сопереживании, о доброжелательности и внимании к партнеру, об ответственности за его благополучие, о милосердии.