Раздел i. межличностное общение как предмет научного
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М.
К91 Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с: ил. — ■ (Серия «Учебник нового века»)
ISBN 5-8046-0173-3
В пособии, написанном ведущими специалистами Санкт-Петербургского государственного университета, излагаются базовые теоретические и практические сведения по психологии общения. Проблема межличностной коммуникации рассматривается в широком контексте современных социально-психологических, философских и культурологических представлений. Обилие примеров и практических заданий поможет студентам в развитии навыков межличностного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения. Для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. Соответствует образовательному стандарту по курсу «Межличностное общение», в частности, по специальности «Связи с общественностью».
© Куницына В. Я, Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2001
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-8046-0173-3
Краткое оглавление
Предисловие .......................................................................................................................................... 9
РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .......................................................................................................11
Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание ... 12
Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения .......................................... 29
РАЗДЕЛ И. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ......................................................43
Глава 3. Речь в межличностном общении .................................................................... 45
Глава 4. Невербальная коммуникация ................................................ ,........................ 68
Глава 5. Слушать и слышать ............................................................................................ 85
РАЗДЕЛ 3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ...................."......................... 99
Глава 6, Структура межличностного взаимодействия .......................................... 101
Глава 7. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии .................. 118
Глава 8. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре .............. 135
Глава 9. Феномен личного влияния ............................................................................... 155
Глава 10. Стратегии и тактики влияния и манипулирования .............................. 174
РАЗДЕЛ IV. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ....................................................................193
Глава 11. Межличностная аттракция ........................................................................ 197
Глава 12. Чувства и эмоции в общении......................................................................... 213
Глава 13. Отношения в развитии ................................................................................. 242
РАЗДЕЛ V. НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ....................................265
Глава 14. Общение, обращение, отношение ............................................................ 266
Глава 15. Закономерности доверительного общения ............................................ 277
РАЗДЕЛ VI. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В СТРУКТУРЕ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.,................................................................................ 303
Глава 16. Межличностное восприятие ....................................................................... 304
Глава 17. Межличностное понимание ......................................................................... 321
РАЗДЕЛ VII. ТРУДНОСТИ И ДЕФЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ............-............................... .343
Глава 18. Трудности межличностного общения ...................................................... 344
Глава 19. Дефицитное общение ..................................................................................... 368
Глава 20. Дефектное общение ...................................................................................... 384
Глава 21. Деструктивное общение .............................................................................. 398
РАЗДЕЛ VIII. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ.......................................................................413
Глава 22. Факторы успешного общения ...................................................................... 414
Глава 23. Общение в сфере средств массовой коммуникации ............................. 451
Глава 24. Новые направления в исследовании межличностного общения ..... 463
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ .................................................................................................................487
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................................................499
Оглавление
Предисловие .........................................................................................................................................9
РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ ..................................................................................................................................... 11
Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание ....................12
1.1.Предмет теории межличностного общения .......................................................................... 12
1.2. Аналитические модели ............................................................................................................. 17
1.3. Теоретические направления (бихевиоризм, когнитивизм, ролевая парадигма,
психоанализ, гуманистическая психология) .......................................................................... 20
Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения ...........................................................29
2.1.Потребности и мотивы личности в общении (классификация потребностей,
фрустрация потребностей и ее последствия, социальная мотивация, мотив
достижения в человеческих отношениях, мотивациониый кризис) ................................. 29
2.2. Методы изучения общения ...................................................................................................... 33
2.3. Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке (аффилиация,
помогающее поведение, милосердие в общении, характеристики ситуации
и влияние черт личности) ...................................................................................................... 35
РАЗДЕЛ П. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ .............................................. 43
Глава 3. Речь в межличностном общении ....................................................................................45
3.1. Речевая коммуникация (организация и развитие речевой коммуникации) ....................... 45
3.2. Речь и взаимопонимание (денотация и коннотация, полисемия и синонимия,
наблюдения и оценка, статичность высказывания) .......................................................... 49
3.3. Особенности речи в социально ориентированном общении (правила речевой
коммуникации, речь как средство утверждения социального статуса) ........................ 53
3.4. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении
(особенности повседневной коммуникации, функции речи
в межличностном общении) ................................................................................................. 58
Глава 4. Невербальная коммуникация ........................................................................................ 68
4.1.Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении ..................... 68
4.2. Основные каналы невербальной коммуникации (кипесика, мимика, контакт
глазами, жесты, такесика, проксемика, акустические средства передачи
невербальной информации)...................................................................................................... 72
4.3. Проблема интерпретации невербального поведения.............................................................. 80
Глава 5. Слушать и слышать ...............................................................................................................85
5.1. Цели и факторы эффективного слушания ................................................................... 85
5.2. Обратная связь в межличностном общении ................................................................. 90
5.3. Стили слушания (рефлексивное слушание, эмпатическое слушание) .................. 92
РАЗДЕЛ III. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ .............................................99
Глава 6. Структура межличностного взаимодействия ...................................................................101
6.1.Контексты межличностного взаимодействия .......................................................... 102
6.2. Пространство межличностного взаимодействия ..................................................... 105
6.3. Сценарии и механизмы взаимодействия ..................................................................... 111
Глава7. Ритуальноеповедение в межличностном взаимодействии ...............................................118
7.1. Социальный ритуал (функции социальных ритуалов, формы
ритуального поведения).................................................................................................... 119
7.2. Межличностные ритуалы (ритуалы как способ обозначения границ
взаимодействия, как форма поддержки или взаимного принятия, как форма
защитного поведения) ..................................................................................................... 122
7.3. Культурные особенности ритуального поведения в общении.............................. 129
Глава8. Межличностное взаимодействие вделовом общении и игре ........................135
8.1. Деловое общение как межличностное взаимодействие (особенности
и формы межличностного взаимодействия в деловой среде, фактор группы
в деловом взаимодействии, проблема совместимости в группе) ...................... 136
8.2. Межличностное взаимодействие в игре (понятие игры, значение игр для
человеческого общения) .................................................................................................. 148
Глава 9. Феномен личного влияния .................................................................................................155
9.1.Понятие личного влияния.................................................................................................. 155
9.2. Личное влияние, власть и лидерство............................................................................. 158
9.3. Комму ни катив но-личностный потенциал влияния ............................................. 166
9.4. Типы личного влияния....................................................................................................... 168
Глава 10. Стратегии и тактики влияния и манипулирования—................................................. 174
10.1. Основные стратегии воздействия па человека ..... "............................................... 174
10.2. Манипуляция в общении (средства и механизмы, манипулятивпого
воздействия, распознавание и защита от манипуляции) .................................... 177
10.3. Экспериментальные исследования тактик влияния (тактики влияния
в работе менеджера, тактики с сильным и слабым контролем ресурсов,
самопрезентация как средство воздействия) ............... f....................................... 183
РАЗДЕЛ IV. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................... 193
Глава 11. Межличностная аттракция .............................................................................................197
11.1. Понятие межличностной аттракции ........................................................................... 197
11.2. Внешние факторы аттракции........................................................................................ 198
11.3. Внутренние факторы межличностной аттракции (физическая
привлекательность, стиль общения, сходство, дополнительность, поддержка) .. 200
11.4. Способы измерения межличностной аттракции...................................................... 207
Глава 12. Чувства и эмоции в общении ............................................................................................ 213
12.1. Основные характеристики чувств и эмоций в общении ..................................... 213
12.2. Социальные эмоции (влияние значимых других на чувства и эмоции, виды
социальнглх эмоций: смущение, зависть, ревность) .............................................. 220
12.3. Способы управления эмоциямии чувствами (осознание эмоций, язык эмоций,
управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии) ................... 228
Глава 13. Отношения вразвитии ....................................................................................................... 242
13.1.От первой встречи до разрыва: этапы развития отношений (стадия сближения
и стадия близости, стадия дифференциации и стадия отдаления,
стадия распада).................................................................................................................. 242
13.2. Факторы стабильных эмоциональныхотношений (самораскрытие
и особенности отношений) ............................................................................................. 253
РАЗДЕЛ V. НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ....................................265
Глава 14. Общение, обращение, отношение ........................................................................266
14.1.Общение как центральная категория социальной психологии .......................... 266
14.2. Общение, обращение, отношение (формальное и неформальное межличностное
общение, контактное общение, соотношение понятий «установка» [«аттитюд»],
«отношение», «оценка», «интерес»; классификация типов отношений)......... 268
Глава 15. Закономерности доверительного общения ......................................................277
15.1.Формальное и неформальное
межличностное общение.................................................................................................. 277
15.2. Доверительное общение, его функции и стадии (специфика доверительного
общения, псевдодоверие, структура и функции доверительного межличностного
общения, стадии доверительного общения, психологическая близость).......... 278
35.3. Формы и способы доверительного общения (аттракция и физическая
привлекательность, дружба и любовь)............................................... '...................... 288