Раздел i. межличностное общение как предмет научного

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М.

К91 Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с: ил. — ■ (Серия «Учебник нового века»)

ISBN 5-8046-0173-3

В пособии, написанном ведущими специалистами Санкт-Петербургского государственного уни­верситета, излагаются базовые теоретические и практические сведения по психологии общения. Про­блема межличностной коммуникации рассматривается в широком контексте современных социально-психологических, философских и культурологических представлений. Обилие примеров и практиче­ских заданий поможет студентам в развитии навыков межличностного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения. Для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитар­ных факультетов. Соответствует образовательному стандарту по курсу «Межличностное общение», в частности, по специальности «Связи с общественностью».

© Куницына В. Я, Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письмен­ного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-8046-0173-3

Краткое оглавление

Предисловие .......................................................................................................................................... 9

РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .......................................................................................................11

Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание ... 12

Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения .......................................... 29

РАЗДЕЛ И. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ......................................................43

Глава 3. Речь в межличностном общении .................................................................... 45

Глава 4. Невербальная коммуникация ................................................ ,........................ 68

Глава 5. Слушать и слышать ............................................................................................ 85

РАЗДЕЛ 3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ...................."......................... 99

Глава 6, Структура межличностного взаимодействия .......................................... 101

Глава 7. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии .................. 118

Глава 8. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре .............. 135

Глава 9. Феномен личного влияния ............................................................................... 155

Глава 10. Стратегии и тактики влияния и манипулирования .............................. 174

РАЗДЕЛ IV. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ....................................................................193

Глава 11. Межличностная аттракция ........................................................................ 197

Глава 12. Чувства и эмоции в общении......................................................................... 213

Глава 13. Отношения в развитии ................................................................................. 242

РАЗДЕЛ V. НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ....................................265

Глава 14. Общение, обращение, отношение ............................................................ 266

Глава 15. Закономерности доверительного общения ............................................ 277

РАЗДЕЛ VI. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В СТРУКТУРЕ

МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.,................................................................................ 303

Глава 16. Межличностное восприятие ....................................................................... 304

Глава 17. Межличностное понимание ......................................................................... 321

РАЗДЕЛ VII. ТРУДНОСТИ И ДЕФЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ............-............................... .343

Глава 18. Трудности межличностного общения ...................................................... 344

Глава 19. Дефицитное общение ..................................................................................... 368

Глава 20. Дефектное общение ...................................................................................... 384

Глава 21. Деструктивное общение .............................................................................. 398

РАЗДЕЛ VIII. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ.......................................................................413

Глава 22. Факторы успешного общения ...................................................................... 414

Глава 23. Общение в сфере средств массовой коммуникации ............................. 451

Глава 24. Новые направления в исследовании межличностного общения ..... 463

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ .................................................................................................................487

ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................................................499

Оглавление

Предисловие .........................................................................................................................................9

РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО

ЗНАНИЯ ..................................................................................................................................... 11

Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание ....................12

1.1.Предмет теории межличностного общения .......................................................................... 12

1.2. Аналитические модели ............................................................................................................. 17

1.3. Теоретические направления (бихевиоризм, когнитивизм, ролевая парадигма,
психоанализ, гуманистическая психология) .......................................................................... 20

Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения ...........................................................29

2.1.Потребности и мотивы личности в общении (классификация потребностей,

фрустрация потребностей и ее последствия, социальная мотивация, мотив
достижения в человеческих отношениях, мотивациониый кризис) ................................. 29

2.2. Методы изучения общения ...................................................................................................... 33

2.3. Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке (аффилиация,
помогающее поведение, милосердие в общении, характеристики ситуации

и влияние черт личности) ...................................................................................................... 35

РАЗДЕЛ П. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ .............................................. 43

Глава 3. Речь в межличностном общении ....................................................................................45

3.1. Речевая коммуникация (организация и развитие речевой коммуникации) ....................... 45

3.2. Речь и взаимопонимание (денотация и коннотация, полисемия и синонимия,
наблюдения и оценка, статичность высказывания) .......................................................... 49

3.3. Особенности речи в социально ориентированном общении (правила речевой
коммуникации, речь как средство утверждения социального статуса) ........................ 53

3.4. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении
(особенности повседневной коммуникации, функции речи

в межличностном общении) ................................................................................................. 58

Глава 4. Невербальная коммуникация ........................................................................................ 68

4.1.Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении ..................... 68

4.2. Основные каналы невербальной коммуникации (кипесика, мимика, контакт
глазами, жесты, такесика, проксемика, акустические средства передачи
невербальной информации)...................................................................................................... 72

4.3. Проблема интерпретации невербального поведения.............................................................. 80

Глава 5. Слушать и слышать ...............................................................................................................85

5.1. Цели и факторы эффективного слушания ................................................................... 85

5.2. Обратная связь в межличностном общении ................................................................. 90

5.3. Стили слушания (рефлексивное слушание, эмпатическое слушание) .................. 92

РАЗДЕЛ III. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ .............................................99

Глава 6. Структура межличностного взаимодействия ...................................................................101

6.1.Контексты межличностного взаимодействия .......................................................... 102

6.2. Пространство межличностного взаимодействия ..................................................... 105

6.3. Сценарии и механизмы взаимодействия ..................................................................... 111

Глава7. Ритуальноеповедение в межличностном взаимодействии ...............................................118

7.1. Социальный ритуал (функции социальных ритуалов, формы

ритуального поведения).................................................................................................... 119

7.2. Межличностные ритуалы (ритуалы как способ обозначения границ
взаимодействия, как форма поддержки или взаимного принятия, как форма
защитного поведения) ..................................................................................................... 122

7.3. Культурные особенности ритуального поведения в общении.............................. 129

Глава8. Межличностное взаимодействие вделовом общении и игре ........................135

8.1. Деловое общение как межличностное взаимодействие (особенности

и формы межличностного взаимодействия в деловой среде, фактор группы

в деловом взаимодействии, проблема совместимости в группе) ...................... 136

8.2. Межличностное взаимодействие в игре (понятие игры, значение игр для
человеческого общения) .................................................................................................. 148

Глава 9. Феномен личного влияния .................................................................................................155

9.1.Понятие личного влияния.................................................................................................. 155

9.2. Личное влияние, власть и лидерство............................................................................. 158

9.3. Комму ни катив но-личностный потенциал влияния ............................................. 166

9.4. Типы личного влияния....................................................................................................... 168

Глава 10. Стратегии и тактики влияния и манипулирования—................................................. 174

10.1. Основные стратегии воздействия па человека ..... "............................................... 174

10.2. Манипуляция в общении (средства и механизмы, манипулятивпого
воздействия, распознавание и защита от манипуляции) .................................... 177

10.3. Экспериментальные исследования тактик влияния (тактики влияния
в работе менеджера, тактики с сильным и слабым контролем ресурсов,
самопрезентация как средство воздействия) ............... f....................................... 183

РАЗДЕЛ IV. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................... 193

Глава 11. Межличностная аттракция .............................................................................................197

11.1. Понятие межличностной аттракции ........................................................................... 197

11.2. Внешние факторы аттракции........................................................................................ 198

11.3. Внутренние факторы межличностной аттракции (физическая
привлекательность, стиль общения, сходство, дополнительность, поддержка) .. 200

11.4. Способы измерения межличностной аттракции...................................................... 207

Глава 12. Чувства и эмоции в общении ............................................................................................ 213

12.1. Основные характеристики чувств и эмоций в общении ..................................... 213

12.2. Социальные эмоции (влияние значимых других на чувства и эмоции, виды
социальнглх эмоций: смущение, зависть, ревность) .............................................. 220

12.3. Способы управления эмоциямии чувствами (осознание эмоций, язык эмоций,

управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии) ................... 228

Глава 13. Отношения вразвитии ....................................................................................................... 242

13.1.От первой встречи до разрыва: этапы развития отношений (стадия сближения
и стадия близости, стадия дифференциации и стадия отдаления,

стадия распада).................................................................................................................. 242

13.2. Факторы стабильных эмоциональныхотношений (самораскрытие

и особенности отношений) ............................................................................................. 253

РАЗДЕЛ V. НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ....................................265

Глава 14. Общение, обращение, отношение ........................................................................266

14.1.Общение как центральная категория социальной психологии .......................... 266

14.2. Общение, обращение, отношение (формальное и неформальное межличностное
общение, контактное общение, соотношение понятий «установка» [«аттитюд»],
«отношение», «оценка», «интерес»; классификация типов отношений)......... 268

Глава 15. Закономерности доверительного общения ......................................................277

15.1.Формальное и неформальное

межличностное общение.................................................................................................. 277

15.2. Доверительное общение, его функции и стадии (специфика доверительного
общения, псевдодоверие, структура и функции доверительного межличностного
общения, стадии доверительного общения, психологическая близость).......... 278

35.3. Формы и способы доверительного общения (аттракция и физическая
привлекательность, дружба и любовь)............................................... '...................... 288

Наши рекомендации