ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... методологические основы педагогической коррекции
методологические основы педагогической коррекции
компенсаторный характер, как это отмечается у воспитанников интернатов, пациентов психиатрических клиник, детей из неблагополучных семей (см. ч. V, 12.3).
В то же время низкий уровень доминантности отношения к миру природы свидетельствует о пренебрежении к экологическим проблемам, о несформированности экологической культуры личности.
Таким образом, представляется, что с позиций педагогики наиболее желателен средний уровень параметра доминантности отношения к миру природы. В этом случае отношение к природе органично вплетается в систему отношений личности, занимая свое достойное место, в то же время уступая «законные» позиции группе важнейших социальных отношений.
С педагогической точки зрения, наиболее важным представляется коррекция когерентноститаких параметров, как широта и интенсивность.
Когерентность по широте показывает, насколько согласованы, гармоничны субъективные отношения личности к различным природным объектам.
Достаточно часто встречаются ситуации, когда школьники любят животных и совершенно равнодушны к растениям или с симпатией относятся к птицам и с отвращением — к земноводным и пресмыкающимся и т.д. Очевидно, что для личности, обладающей высоким уровнем когерентности по широте своего отношения к природе, все природные объекты равноценны. Безусловно, у каждого могут быть свои «любимчики», главное, чтобы не было «отверженных» природных объектов.
В этом плане педагогическая задача заключается в выявлении таких «отверженных» природных объектов и педагогической коррекции отношения к ним, например с помощью механизма интеллектуализации эмоций (см. ч. V, 11.4).
Когерентность по интенсивности показывает, насколько отношение личности к миру природы в равной степени проявляется в эмоциональной, познавательной и практической сферах.
На практике учебный процесс часто строится таким образом, что актуализирует проявление отношения школьников к природе в основном в познавательной сфере, уделяя гораздо меньше внимания эстетическому, духовному освоению мира природы и технологиям взаимодействия с отдельными природными объектами Показательно, что экологические игры и практические занятия
носят большей частью познавательный характер, просто расширяя экологическую эрудицию школьников.
Высокий уровень когерентности отношения к миру природы в процессе экологического образования достигается, таким образом, комплексной педагогической актуализацией не только познавательной активности школьников, но и аффективных проявлений их отношения к природе, а также практического взаимодействия с природными объектами.
Часто во время различных социологических опросов школьники демонстрируют «понимание важности экологических проблем», «готовность участвовать в природоохранной деятельности» и т.д. Однако, на практике те же учащиеся оказываются равнодушными к этим самым экологическим проблемам и уклоняются от участия в природоохранных мероприятиях, более того, могут своим поведением наносить вред миру природы. В подобных случаях проявляется низкий уровень параметра принципиальностиих отношения к природе. Давая при опросах социально желательные ответы, школьники могут быть совершенно искренними и действительно верить в правдивость своих высказываний, но когда снимается «давление» экспериментальной ситуации, сразу же становится очевидной низкая принципиальность их отношения к природе.
Коррекция принципиальности отношения к природе в процессе экологического образования осуществляется путем создания таких педагогических ситуаций, в которых школьники учатся отстаивать свои экологические убеждения. Принципиальность отношения к природе проявляется и когда малыш заступается за котенка, которого мучают старшие ребята; и когда группу школьников отправляется к администрации завода с требованием наладить очистку ядовитых стоков.
Традиционно в отечественной педагогической литературе особое значение придается сознательностиотношения личности к природе. Под «сознательным» или «ответственным отношением к природе» подразумевается отношение к природе как к объекту и предмету труда, к деятельности по ее охране, которая соответствует правовым нормам общества, принципам и нормам морали (см. ч. I, 2.3).
Сознательность отношения к миру природы в значительной степени формируется под влиянием системы экологических представлений. Если школьники понимают глобальное значение экологических проблем, убеждены, что решение этих проблем зависит