Развитие психологического профконсультирования
Социально-экономическая ситуация в начале XX в. в развитых странах обусловила необходимость рационального распределения рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в нашей стране, так же как в США, Англии, Германии, Швейцарии, Бельгии и других странах, развивались теория и практика профконсультационной работы.
В 1930-е гг. в Чикаго создается первая консультативная служба в одной из крупнейших электрических компаний США. Задача работающих в службе консультантов — помогать работникам компании в решении их профессиональных проблем. К этому времени в России уже существовало несколько психотехнических лабораторий, занимавшихся проблемами профотбора.
Американский ученый Ф.Парсонс разработал модель профконсультации, которая включала три этапа: 1) изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учебу); 2) изучение требований профессии к человеку; 3) сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендации о выборе профессии. В этой модели само консультирование как процесс диалога с клиентом, который американцы считают «чисто американским продуктом», проводится лишь на третьем этапе, когда человек непосредственно выбирает профессию1.
Профконсультирование в США опиралось на концепцию врожденной профессиональной пригодности человека, и поэтому главное внимание уделялось диагностике. В 1920-е гг. широкое распространение получили психотехнические тесты профессионального отбора Г.Мюнстерберга.
Отечественные ученые (А.П.Болтунов, Н.Д.Левитов, Н.А.Рыбников) сместили акцент в профессиональном отборе с рабочего места на человека. Они считали важнейшей задачей профконсультации нахождение оптимального соответствия между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Большое внимание в профконсультировании уделялось профдиагностике. В профконсультационной работе использовались следующие методы: тестирование, бланковые и аппаратурные методики, эксперименты на разных приборах, наблюдение и анализ индивидуальных особенностей с последующими рекомендациями относительно пригодности или непригодности человека к выбранной им профессии. Преобладал не подбор подходящей для человека профессии с учетом его способностей, а подбор человека к той или иной профессии. Подобная практика профконсультационной работы была вызвана тем, что заказчиками профконсультационных услуг были организации, стремившиеся решать свои проблемы поиска и подбора подходящих кадров для выполнения профессиональных функций. Тем самым нарушался принцип гуманного отношения к личности, ценностью личности становилась степень соответствия ее индивидуальности определенному требуемому профессией стандарту.
После Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в России была прекращена всякого рода психотехническая деятельность, а вместе с ней остановлены и работы в области профконсультации.
Состояние профконсультационной деятельности в нашей стране до конца 1950-х гг. можно охарактеризовать как застой. В середине 1960-х гг. большое внимание стали уделять трудовому обучению и профориентации. В рамках возрождающейся психологии труда вновь начали исследоваться проблемы профконсультирования.
Разнообразие теоретических подходов к профконсультационной деятельности положило начало переходу от диагностического подхода в профконсультировании к концепции профессионального развития. В центр внимания все чаще ставились процессы целостного развития личности, признавалась необходимость непрерывности профконсультационной деятельности, содействующей осознанию того, что профессионализация проходит сквозь всю жизнь человека, а не сводится лишь к выбору профессии (К.М.Гуревич, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, К.К.Платонов и др.).
Профессиональная консультация в 1970 —80-е гг. развивается в рамках воспитательной концепции профориентации и является важным условием осуществления индивидуального подхода к личности выбирающего профессию с учетом формирования его профессиональной направленности. К сожалению, реальная практика в целом не обеспечивала декларируемого профессионального развития личности. В начале 1980-х гг. все острее ощущалось противоречие между теоретическими подходами, провозглашавшими идею приоритета личности, и практикой профконсультации, ориентированной на обслуживание потребностей народного хозяйства в кадрах.
Несмотря на то что не сложилось единого определения сущности профессиональной консультации, большинство авторов признают важность оказания поддержки личности в ее профессиональном становлении. Основная задача при этом заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. В связи с этим усиливаются требования к психологической подготовке самих профконсультантов: от них требуются знания о психологических возможностях, внутренних ресурсах личности, ее скрытом потенциале, а также владение основами профессиоведения и профессиографии.
Таким образом, профконсультацию следует рассматривать как процесс творческого взаимодействия консультанта и клиента, в результате которого человек осознанно подходит к формированию своего профессионального плана и определяет пути его реализации.