Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про-
кофьева, | Я. Смелякова, | Б. Ручьева, | М. Светлова | |
и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. | ||||
Тема | русской истории | в | литературе | 30-х годов: |
А. Толстой. «Петр Первый», | Ю. Тынянов. «Смерть | |||
Вазир-Мухтара», поэмыДм. Кедрина, К. Симонова,
Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островско-го, В. Луговскогои др.
Михаил Афанасьевич Булгаков.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История со-здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического простран-ства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпи-ческая широта изображенной панорамы и лиризм раз-мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по-вествования: от символического (библейского или ми-фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апо-логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая-ния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге-те, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Разнообразие типов рома-на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта-теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске-тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный стиль пи-сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...»,«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему
одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш-но...», «Родная земля» (указанные произведения обя-зательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Примор-ский сонет». (Возможен выбор двух других стихотво-рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло-гизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма-товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы-кальность стиха. Слиянность темы России и собст-венной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб-ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и
композиции | поэмы. |
Т е о р и я | л и т е р а т у р ы . Лирическое и эпическое в |
поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам.Жизнь и творче-ство. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го-мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря-дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый
до слез...» (указанные произведения обязательны дляизучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуястраны...». (Возможен выбор трех-четырех других сти-хотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Сло-во. словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философич-ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра-зие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф-мовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так
рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в ру-ке...»). «Кто создан из камня, кто создан из гли-ны...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ-ведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихо-творений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск-ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче-ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве-таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе-мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой-на. вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этиче-ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывате-лей. «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахма-товой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по-нятия)
Михаил Александрович Шолохов.Жизнь. Творче-ство Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолохов-ского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в ро-
мане. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе-ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове-ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы-соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова. Художествен-ное своеобразие шолоховского романа. Художествен-ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман- эпопея (закрепле-ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова-торство в художественном творчестве (развитие пред-ставлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгля-да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика
А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Иса-ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песниА. Фатья-нова;поэмы«Зоя»М. Алигер,«Февральский днев-ник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер,
«Сын» П. Антокольского.Органическое сочетание вы-соких патриотических чувств с глубоко личными, интим-ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче-ской и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по-вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаи др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое на-пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж-дений в трагической ситуации войны: драматургия
К. Симонова, Л. Леонова.Пьеса-сказкаЕ. Шварца
«Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечествен-ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по-ловины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве