Нейропсихология позднего возраста 3 страница
Выявленные при нейропсихологическом обследовании симптомы корково-под корковой дисфункции находят объективное подтверждение в данных компьютерной томографии головного мозга. Например, компьютерно-томографические исследования показали, что для ПТ атеросклеротического слабоумия характерно
доминирование множественных, двусторонних очагов, локализующихся в коре лобной доли, реже в височных и затылочных долях, сочетающееся с локальным асимметричным расширением субарахноидальных пространств больших полушарий (А.В.Медведев и др., 1987). Оказалось, что и нейропсихологическая симптоматика в этой подгруппе свидетельствует о наличии билатеральных поражений у подавляющего большинства больных (88%). Множественность очагов пониженной плотности соотносится с тем, что наблюдается симптоматика и от разных участков мозга, и от разных его уровней: наряду с симптомами подкорковой дисфункции в группе богато представлена и корковая симптоматика. Наконец, как уже отмечалось выше, у большинства больных этой подгруппы характерные симптомокомплексьт поражения разных отделов лобньи долей мозга (префронтальных, заднелобных, медио-базальных) сочетались о поражением подкорковых структур и теменных, реже — височных, отделов.
Однако полного соответствия между томографической картиной и нейропсихологической симптоматикой при СД во всех случаях установлено не было. Для строгого установления корреляций нужно специальное исследование,
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что сосудистые де-менции характеризуются своеобразным комплексом нейропсихологических симптомов, в котором на фоне достаточно выраженных мультифорчных проявлений, обусловленных диффузной патологией подкорковых структур мозга, имеют место очаговые корковые симптомы различной локализации. Вместе о тем, нейропсихологическое исследование показывает, что для различных типов СД характерны не только достаточно специфичные сочетания кор-ково-подкорковых симптомов, но и коррелирующее с клиническим синдромом вовлечение в патологический процесс различных подкорковых комплексов.
Н. К. КО PC А КОВА, Е, Ю. БАЛАШОВА ОПОСРЕДОВАНИЕ КАК КОМПОНКНТ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ1
1. Интерес к процессам опосредования («опосредующей деятельности», по Л.С.Выготскому, 1983) традиционсн для отечественной психологической науки, особенно для теории онтогенетического развития психики человека. Значимость опосредующей деятельности для саморегуляции психической активности индивида подчеркивается в широко известном высказывании А.Н.Леонтьева (1981) о том, что двумя основными моментами, определяющими своеобразие эволюции поведения, являются опосредованный характер человеческих операций, возникающий благодаря введению вспомогательных средств в поведение, и достигаемое с помощью этих средств овладение собственным поведением. Физиологи также связывают опосредование с мобилизацией важных приспособительных механизмов (Словарь физиологических терминов, 1987). Роль опосредования как вспомогательной деятельности для осуществления другой деятельности, его особая функция в процессах целеполагания подчеркивалась многими авторами (K.Lewin, 1926; Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь, 1980; О.К.Тихомиров, 1984). Опосредование может рассматриваться и как самостоятельная психическая активность, включенная в систему личностных структур и выступающая в качестве одного из индикаторов индивидуального стиля при ин-тегративной переработке информации и регуляции когнитивно-аффективных взаимодействий.
Рассматривая развитие памяти, А.Н.Леонтьев отмечал, что онтогенез этой психической функции в первую очередь характеризуется возникновением саморегуляции с использованием вспомогательных средств. При этом память как натуральная способность запсчатления не претерпевает существенных изменений. Развитие опосредования в раннем онтогенезе памяти проходит три стадии. На первой в качестве средства используется стимул, действующий извне. На второй в регуляцию включаются собственные действия человека, связанные с уже имеющимся индивидуальным опытом. На третьей стадии происходит «эмансипация» (по А.Н.Леонтьеву) средства запоминания от внешней формы, его перевод во внутренний план.
Важно отметить, что такая трансформация средства не означает вытеснения более ранних форм опосредования по мере взросления индивида. Изменяется лишь частота их использования взрослым индивидом в сторону преобладания в активности, опосредующей поведение, способов внутренней саморегуляции. В этом плане опосредование приводит к созданию нового структурного отношения между психическими функциями. В результате использования средств функция перестраивается, включается в новую функциональную психологическую систе
1 Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 18—23.
му, преображается сама и преображает другие психические функции.
Таким образом, опосредование становится важнейшим компонентом саморегуляции, «управления субъектом собственной жизнью на основе целостного отражения ее в сознании» (Н.М.Верток, 1988, с.24). Его роль столь значительна потому, что осуществление саморегуляции на всем протяжении жизни возможно только при адекватном выборе средств деятельности. В детстве именно постоянное расширение, усложнение, обогащение приемов опосредования является необходимым условием развития психических процессов ребенка, становления его личности (С.Г.Бархатова, 1967; В.И.Самохвалова, 1967). При психической патологии часто нарушается в первую очередь адекватный выбор средств регуляции разных уровней и видов деятельности: например, у больных шизофренией исчезает традиционное использование средств вследствие ослабления влияния прошлого опыта на познавательную деятельность (Е.И.Богданов, 1971; Т.К.Мелешко, 1971); при истерии адекватные средства саморегуляции замещаются особыми жизненными стереотипами, снижающими пластичность поведения (Н.М.Верток, 1988); мнести-ческая деятельность больных эпилепсией характеризуется тенденцией к чрезмерному опосредованию, к замещению основной деятельности вспомогательными операциями (Б.В.Зейгарник, 1965; Л.В.Петренко, 1976).
Одним из путей изучения механизмов опосредования является анализ компенсаторных приемов, выбираемых человеком и направляемых им на оптимизацию отдельных видов психической Деятельности, нарушающихся вследствие изменения внутренних детерминант психического отражения, к числу которых относится работа мозга.
2. Известно, что при старении (нормальном и патологическом) существенным образом изменяются как нейродинамические параметры активности мозга, так и режим работы центральной нервной системы, что часто выражается в ограничении внешнего и внутреннего перцептивного пространства отдельных или параллельно осуществляемых когнитивных процессов и обозначается как «сужение объема психической деятельности» (Н.К.Корсакова и др., 1991). Некоторые пожилые люди (а также больные сосудистой деменцией) испытывают трудности при чтении объемных текстов, хорошо прочитывая отдельные слова или ограниченные структурированные фрагменты текста; допускают ошибки при выполнении серийных счетных операций, где необходимо одновременно удерживать в памяти вычитаемое и уменьшаемое числа и осуществлять в умственном плане операции вычитания; с трудом оценивают содержание сюжетных картинок, когда требуется сопоставить композиционные элементы, находящиеся в зрительном поле, проанализировав скрытые связи между ними; не всегда эффективно выполняют задания на опознание наложенных друг на друга или перечеркнутых контурных изображений {выделение фигуры из фона) и т.п.
Осознание и переживание неэффективности своей деятельности вызывает у этих людей форму активности, которая направлена на преодоление дефекта и которую, по нашему мнению, можно рассматривать как изменение и развитие способа саморегуляции.
Если исходить из представлений об онтогенезе как о процессе, характеризующемся в первую очередь возникновением психических новообразований, то вполне допустимо применение этого понятия и к так называемому возрасту инволюции. Совершенно очевидно, что и в этом периоде жизни имеет место внутреннее переустройство психических функций, обусловленное как изменениями в состоянии центральной нервной системы, так и психосоциальными факторами. Это внутреннее переустройство требует изменения и способов опосредования. При том, что мобилизация саморегуляции имеет адекватный адаптивный смысл, она в своих проявлениях нередко приобретает гиперкомпенсаторный или даже патологически утрированный характер. Обращаясь к сказанному выше об особенностях динамики опосредования в онтогенезе детства и юности от внешнего к внутреннему означению, можно сказать, что на этапе позднего онтогенеза иерархия в использовании средств различного уровня может изменяться в сторону преобладания форм, присущих второй стадии в развитии опосредования.
Так, например, осознавая трудности при чтении и неверно относя их за счет плохого зрения, пожилые люди прибегают к использованию помимо очков еше и лупы. Совершенно очевидно, что при скорректированном с помощью очков зрении лупа выполняет функцию ограничения зрительного поля, его своеобразного «конструирования». Создавая с помощью внешних приемов новую операцию, направленную на изменение стимульнои ситуации, человек встраивает это сугубо внешнее средство во внутреннюю деятельность.
В случае выполнения серийного вычитания от 100 по 7 обследованные нами лица часто прибегают к вынесению части внутренних операций во внешний речевой план деятельности, повторяя «еще отнять 7» при переходе к каждому следующему этапу счета.
В заданиях на понимание сюжета картинки можно наблюдать такой механизм опосредования, как изменение структуры деятельности в целом. Начиная с подробного перечисления всех элементов картинки, пожилые люди лишь после этого переходят к описанию ее скрытого содержания. Можно предположить, что компенсаторная роль такого опосредования состоит в изменении структуры целеполагания, когда в ее систему самим субъектом вводится промежуточная цель и связанные с ней действия
Очевидно, что во всех описанных случаях имеет место использование собственного индивидуального опыта, приобретенного в определенной культуре и на этапах онтогенеза, связанных с формированием описанных выше видов деятельности. Это особенно отчетливо проявляется при опознании зашумленных зрительных объектов. Характерно, что выполнение более сложной, казалось бы, задачи — опознание 4—5 фигур, наложенных друг на друга, — может проходить более успешно, чем опознание одной фигуры, перечеркнутой неструктурированной лини-зй. Навык предметного освоения действительности и возможность называния (речевого опосредования) в ситуации с наложенными изображениями актуализируются и минимизируют дефицит зрительного гнозиса даже при значительном увеличении объема перцептивного поля.
3. Исследование памяти у психически и соматически здоровых людей (30 испытуемых в возрасте 51 —88 лет) показало, что мнестическая функция у лиц, относящихся к этой возрастной группе, имеет качественные особенности по сравнению с контрольной группой более молодых испытуемых (до 50 лет). Как
правило, все пожилые люди высказывают жалобы на снижение способности запоминания, Эти жалобы при нейропсихологическом исследовании получают объективную верификацию и могут быть интерпретированы как модально-неспецифические мнес-тические расстройства, в основе которых лежит повышенная тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями. Пытаясь преодолеть трудности запоминания в экспериментальной ситуации, все пожилые испытуемые использовали компенсаторные опосредующие приемы, содержание которых изменялось в различных возрастных подгруппах,
Лица в возрасте от 51 до 60 лет обнаружили снижение продуктивности запоминания по сравнению с более старшими возрастными подгруппами (за исключением подгруппы старше 81 года) Однако при большом количестве пропусков в припоминаемой стимульнои последовательности они абсолютно не допускали искажений предъявленного материала. Усиленная установка на точность запоминания, по нашему мнению, является своеобразным компенсаторным приемом саморегуляции. Этот прием вместе с тем может рассматриваться как гиперкомпенсаторный, создающий у субъекта дополнительное напряжение, что, в свою очередь, переструктурирует функцию запоминания в сторону снижения ее продуктивности.
Иная картина опосредования памяти имела место у лиц старше 81 года. Запоминая последовательность из 5 слов, эти испытуемые пытались путем прого-варивания установить связь между элементами ряда, логически структурировать материал. Припоминание последовательности тем не менее не было успешным. Имело место большое количество ошибок. Вынесенные во внешний план речемыслительные операции, являющиеся в целом адекватным приемом запоминания, в данном случае не приводили к успеху. Скорее наоборот, дополнительная психическая активность, направленная на действие опосредования, приводила к нарушению избирательности (точности) припоминания.
4. Существующие при нормальном физиологическом старении возможности компенсации когнитивного дефицита с помощью опосредования не всегда сохраняются в полном объеме при патологическом старении. При обследовании группы из 56 лиц пожилого и старческого возраста (средний возраст около 70 лет), страдающих сосудистой деменцией, оказалось, что только 4% больных выполняют серийные счетные операции без каких-либо нарушений. Задание часто выполняется в медленном темпе, вычитание производится со значительными колебаниями уровня достижений, с постепенным истощением и утерей программы. Наиболее часто встречаются ошибки в счете при переходе через десяток, когда происходит как бы частичная потеря «направления» операции. Большинство подобных ошибок не только не замечаются и не исправляются больными самостоятельно, но и не могут быть исправлены с помощью психолога Таким образом, компенсация дефекта оказывается невозможной даже при включении помощи и контроля извне.
Зададим себе вопрос: в чем причина столь выраженных нарушений? Можно предположить, что они возникают либо вследствие распада пространственных представлений, лежащих в основе выполнения счетных операций данного типа, либо вследствие сужения объема психической деятельности в целом.
Чтобы проверить, какая из причин главенствует, мы просили больных решать устно примеры на
вычитание однозначных и двузначных чисел (в среднем 6 примеров) как в пределах десятка, так и с переходом через десяток. Оказалось, что безошибочное выполнение таких отдельных счетных операций доступно 50% больных. Следовательно, можно сделать вывод о том, что сужение объема деятельности является генеральным фактором, приводящим к неуспеху при выполнении серийных счетных операций, и адекватным методом опосредования здесь может быть только «квантификация» — дробление выполняемой деятельности на отдельные операции.
Сокращение возможностей опосредования собственной деятельности при сосудистой деменции прослеживается и при исследовании понимания больными содержания сюжетных картинок. То перечисление элементов, составляющих картинку, которое при норму мальном старении является адекватным способом компенсации трудностей, приемом, облегчающим
вхождение в задание, оказывается при сосудистой деменции свидетельством дефицита целостного восприятия изображения, причем этот дефицит не ограничивается сферой перцепции, но распространяется и на интеллектуальную деятельность — около 80$ больных сосудистой деменцией с трудом осмысливают содержание сюжетных картинок.
Ограничение возможностей опосредования при сосудистой деменции тем не менее не означает исчезновения таких возможностей вообще. Одни уровни опосредования являются сохранными, другие — нарушенными. Сравнив успешность выполнения больными перекрестных поз в пробах Хэда по зрительному образцу и по речевой инструкции, мы обнаружили, что в случае зрительного образца нормально выполняют задание 14% больных, а по речевой инструкции — 74%. Этот пример показывает, что больным практически недоступно самостоятельное речевое опосредование (анализ позы психолога, ее описание во внутренней речи и воспроизведение на основании такого описания), Но если такое опосредование задается извне {и не требуется его самостоятельное конструирование), то осуществляемая с его помощью деятельность оказывается значительно более успешной.
Результаты выполнения проб логико-грамматического конструирования демонстрируют и возможность опосредования деятельности с помощью наглядной опоры. Так, правильный выбор из двух атрибутивных конструкций родительного падежа удается 39% больных, если он осуществляется при слуховом предъявлении, и 76% — если он осуществляется с опорой на рисунок.
5. Приведенные данные показывают, что в возрасте инволюыии опосредование остается значимым способом регуляции активности в когнитивной сфере как при нормальном, так и при патологическом старении. Более того, опосредующая деятельность на этом этапе жизни направляется на преодоление когнитивного дефицита и встраивается в общий контекст деятельности как компенсаторный механизм саморегуляции. При этом происходит переструктурирование отношений между различными психическими процессами, что свидетельствует об адекватности понимания старения как особой стадии онтогенеза, характеризующейся не только дефицитарностью отдельных составляющих психической деятельности, но и мобилизацией новых дополнительных средств ее оптимизации,
Уровень сложности используемых адаптивных возможностей характеризуется широким диапазоном от сугубо внутренних (гиперконтроль за деятельностью) до чисто внешних (применение лупы при чтении для реконструкции зрительного поля). Естественно, что в позднем онтогенезе, в отличие от раннего, на текущую деятельность накладываются уже освоенные, лич-ностно адекватные и закрепленные в индивидуальном опыте опосредующие действия. Значительно чаще по сравнению с периодом зрелости используются приемы опосредования, вынесенные во внешний план психической активности, что обусловлено сужением объема деятельности, осуществляемой во внутреннем интеллектуальном пространстве.
Вместе с тем на этапе позднего онтогенеза имеет место своеобразная дивергенция двух уровней психической активности: натуральные когнитивные способности обнаруживают отчетливую тенденцию к снижению, в то время как опосредование становится все более самостоятельной формой жтивности. Последняя может носить гиперкомпенсаторный характер и в этом смысле заменять собой реализацию актуальных задач и целей.
Е.Ю.БАЛАШОВА ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССАХ ПАМЯТИ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И ПАТОЛОГИЧЕСКОМ СТАРЕНИИ
Среди работ, посвященных изучению изменений высших психических функций при нормальном физиологическом и патологическом старении, значительное место занимают исследования памяти (В.М.Блейхер, ЮА.Машек, 1974; Б.А.Греков, 1969; К.Ф.Канарейкин, В.Н.Волков, 1979; З.М.Истомина, И.Н.Преображенская, В.И.Самохв&юва, 1967; Н.К.Корсакова, М.И.Сурикова, 1991; Е.Ю.Балашова, Н.П.Щербакова, 1991 и др.). Это объясняется рядом причин: хорошей разработанностью представлений о мозговой организации памяти в многочисленных нейролсихологических исследованиях последних десятилетий, портативностью используемых для изучения памяти методик, результаты которых одинаково доступны качественной интерпретации и количественной обработке, а также тем, что память относится к психическим функциям, наиболее сензи-тивным к процессам старения мозга.
При анализе инволюционных изменений мнести-ческой функции одной из наиболее интересных проблем представляется проблема состояния в пожилом и старческом возрасте пространственной памяти, иными словами, особенностей запоминания, хранения и воспроизведения пространственных характеристик информации. В различных исследованиях были получены данные о снижении в пожилом возрасте возможностей запоминания пространственной локализации объектов (4.Naveh-Benjamin, 1987; K.Pezdek, 1983; P.R.Bruce, J.Herman, 1986). В возрасте инволюции падают продуктивность и скорость воспроизведения обладающих сложными пространственными характеристиками фигур Рея—Остеррайха и Тейлора (T-H.Tombaugh, А.М.НиЫеу, 1991; Loring et ai, 1991).
Одним из широко используемых для изучения закономерностей пространственной памяти методических поиемов является Тест зрительной памяти А.Бснтони (А.М.ВеМоп, 1965). В основу настоящего сообщения положены результаты, полученные при выполнении различными категориями лип пожилого и старческого возраста одного из вариантов данной методики, специально адаптированного для применения в геронтологии и гериатрии (L.Israel, D.Kozarev'tc, N.Sartorius, 1984).
Стимульный материал: 10 карточек, на каждой из которых изображено не более трех несложных геометрических фигур, различающихся по форме, размеру и расположению. Испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть каждую карточку в течение 10 с, а затем сразу же нарисовать предъявленные фигуры по памяти. Успешное воспроизведение каждого из 10 субтестов методики оценивалось 1 баллом, ошибочное — О баллов. В процессе обработки результатов вычисля-
1 Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1995. №2. С.71-73.
лись суммарные баллы (индивидуальные и групповые) и показатели дисперсии а. Кроме того, выделялись тилы допущенных ошибок и определялась их частота в различных группах.
Методику Бентона выполняли три группы испытуемых: 18 психически здоровых испытуемых (средний возраст 70,6 года), 32 больных сенильной деменцией (средний возраст 75,1 года) и 38 больных сосудистой деменцией (средний возраст 69,8 года). Все испытуемые были предварительно проведены через комплексное нейропсихологическое обследование. Оно выявило, что для психически здоровых лиц пожилого возраста характерна прежде всего некоторая дефицитарность энергетического обеспечения психической деятельности, связанного с первым функциональным блоком мозга, и достаточная сохранность операционных и регуля-торных сторон психической деятельности, обеспечиваемых работой второго и третьего функциональных мозговых блоков по А.Р.Лурия (1973). В нейропсихо-логическом синдроме больных сенильной деменцией (характеризующейся системной центральной и корковой атрофией мозга) преобладали модально-не-специфические нарушения памяти и произвольной регуляции деятельности, т.е. дисфункция преимущественно первого и третьего функциональных блоков мозга. У больных сосудистой деменцией (характеризующейся наличием множественных геморрагических очагов в тканях мозга) безусловно доминировали проявления дефицита «фоновых» энергетических составляющих психической деятельности. Синдром также мог включать расстройства памяти, нарушения операциональных составляющих психической деятельности и ее произвольной регуляции разной степени выраженности.
Результаты выполнения методики Бентона нашими испытуемыми показывают, что запоминание пространственных характеристик зрительной информации при нормальном физиологическом и патологическом старении обладает рядом специфических черт (табл. 1).
Во-первых, при патологическом старении снижена продуктивность запоминания, на что указывают значительные различия в сред негрупповых суммарных баллах: психически здоровые — 4,8 (а = 2,78); больные сенильной деменцией — 0,4 (а = 0,92); больные сосудистой деменцией — 1,7 (о = 1,62).
Во-вторых, продуктивность запоминания меняется по-разному при различных видах дсменции.
В-третьих, качественный анализ групповых результатов выявляет особую типологию ошибок. Данные о типах ошибок и их частоте в разных группах испытуемых, помещенные в табл. 1, показывают, что у психически здоровых лип крайне редко встречаются пропуски фигур, добавления к фигурам лишних элементов, смещения элементов фигур, искажения формы фигур, нарушения их порядка, тремор. Это позволяет предположить, что при нормальном (физиологическом) старении относительно сохранен требуемый условиями методики объем зрительной памяти (видимо, поэтому редко встречаются пропуски фигур) и контроль за мнсстической деятельностью (именно его сохранность позволяет испытуемым редко добавлять к фигурам лишние элементы или существенно искажать их форму). Невысокая частота проявлений типа тремора говорит об удовлетворительном состоянии моторных «сервомеханизмов» графического воспроизведения материала. Однако некоторые типы ошибок встречаются в группе значительно более часто. Это пропуски элементов фигур, повороты фигур, ошибки в передаче их размера, смещения фигур. Появление таких оши-
Таблица 1
Частота различных типов нарушений при выполнении методики Бентона (%)
Типы ошибок | Психически здоровые | Больные | |
сениль-ной де-менцией | сосудистой демен-цией | ||
пропуски фигур | 3* | • 25 | |
пропуски элементов фигур | |||
персеверации | |||
добавления лишних элементов к фигурам | |||
искажения формы фигур | |||
неверная передача размера фигур | |||
неверная передача порядка фигур | — | ||
смещения фигур | |||
смещения элементов фигур | |||
повороты фигур | |||
тремор |
* Примечание. 100% — все выполненные испытуемыми соответствующей группы субтесты методики.
бок может означать, что при однократном предъявлении зрительного материала на 10 с некоторым испытуемым пожилого возраста трудно воспринять, запомнить и воспроизвести стимулы во всем своеобразии их деталей и пространственных характеристик — поэтому возникают смещения фигур вверх, вниз, вправо, влево, пропуски их элементов, повороты, неверно воспроизводится размер фигур.
При сенилъной деменции особенно резко возрастает частота пропусков фигур и их элементов, добавлений лишних элементов к фигурам, искажений их формы (хотя и остальные типы ошибок встречаются чаще, чем у психически здоровых испытуемых). Подобная картина свидетельствует о сужении объема зрительной памяти, о грубом дефиците мотивационных аспектов мнестической деятельности и контроля за избирательной актуализацией следов.
При сосудистой деменции на первый план в структуре нарушений выступают ошибки в передаче размера фигур (в виде уменьшения размера, нередко
достигающего степени грубых микрографий), смещения и повороты фигур, тремор. Значительно чаще, чем у психически здоровых испытуемых, наблюдаются также пропуски фигур, искажения их формы. Преобладание таких ошибок говорит не только о грубом дефиците моторных «сервомеханизмов» воспроизведения, о значительных трудностях запоминания и воспроизведения метрических и координатных пространственных характеристик стимулов, но и о сужении объема зрительно-пространственной памяти, о снижении контроля за мнестической деятельностг ю.
Таким образом, полученные при использовании методики Бентона данные указывают на то, что при нормальном старении и при различных вариантах патологического старения имеют место дифференцированные варианты нарушений пространственных компонентов мнестической деятельности, обусловленные свойственным для того или иного типа старения состоянием различных функциональных блоков мозга.
Ж.М.ГЛОЗМЛН КОМУ И КАК СТАВИТЬ ДИАГНОЗ ДЕМЕНЦИЙ? МНЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГА1
Интерес клиницистов и психологов к вопросам диагностики демениии связан с тем, что это важнейшая демографическая проблема, обусловленная постарением населения: прогнозируется, что в начале XXI века четверть населения будет старше 60 лет. Несмотря на теоретическую и практическую значимость точной диагностики демениии, определение этого понятия и критерии постановки диагноза остаются спорными и неопределенными. По данным литературы, частота ошибочно положительного диагноза деменции у больных старческого возраста колеблется от 39,5% до 85% (R.G.Braun, C.D.Marcden, 1984; M.Gagnon et al., 1990)
Причина этого заключается, прежде всего, в том, что содержание понятия деменция неодинаково для представителей даже таких смежных медицинских специальностей как неврология и психиатрия. Сравним два определения: из учебника по психиатрии для медицинских вузов (А.А Портнов, Д.Д.Федотов, 1971) и из справочника по неврологии (Н.В.Верещагин и др., 1989). «Интеллект рассматривается как совокупность всех сторон познавательной деятельности ... как способность к умственной познавательной работе, а расстройства его — как нарушения умственной деятельности в виде различных форм слабоумия. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности как восприятие, память, мышление и речь, внимание,., способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, умозаключения, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки, умножать знания и т д. Расстройство интеллекта может возникать как у лиц со сформировавшимся интеллектом (деменция), так и у детей (олигофрения)» (А.А.Лортнов, Д Д.Федотов, 1971, с.88). «Демениия — диффузное нарушение психических функций в результате органического поражения мозга, проявляющееся первичными нарушениями мышления и памяти и вторичными эмоциональными и поведенческими расстройствами ... Ранний признак — нарушение способности рассуждать и объяснять, проявляющийся в трудности оценить смысл ситуации в целом и соответственно реагировать на это. Может страдать, например, разумность суждений в профессиональной, научной или социальной области, изменения же в сфере бытовой деятельности незаметны... Замедленная умственная деятельность при тяжелой депрессии может неправильно истолковываться как проявление деменции, а некоторые больные с сенсорной афазией на почве локального повреждения мозга ошибочно рассматриваются как страдающие деменцией с точки зрения нарушений у них возможности общения, аналогичная ошибка нередко встречается при оценке