Духовно-религиозный контекст поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: автор и текст
Воропаев, В.А. «Н.В.Гоголь: Жизнь и творчество». МД задуманы в общерусском, общенац. масштабе, как произведение в 3х томах, обнимающее собой «всю Русь» и «всё человечество в массе». Но она осталась незавершенной, в свет вышел лишь первый том, и после смерти Гоголя были найдены черновые наброски отдельных глав второго тома. Сюжет подсказан Пушкиным (возможно, отдан из собств. произведения «Русский Пелам»). Анекдотич. случай, положенный в основу МД, носил жизненный характер. Факты скупки мёртвых душ были достаточно распространены в тогдашней России и могли быть известны Гоголю и ранее. В основе поэмы – тема познания всей России. Главный путь к этому – познание природы рус. чел-ка. Гл. задача – «показать все достоинства и недостатки наши», чтобы воспитать 1е и избавиться от 2х. В развитии мыслится не т. нац. хар-р, но и вся Россия. МД д.б. разрешить загадку историч. предназначения России и загадку жизни их автора.
Манн, Ю.В. «В поисках живой души». В письме от 7 окт.1835г. Г сообщает Пушкину: «Начал писать «Мёртвых душ» <>. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». «Хотя с одного боку» - оговорка ограничительная в содержательном и жанровом смысле. «С одного боку» - со стороны забавного, негативного, сатирического, комического. Но хотя и «с одного боку», это вся Русь – образ России во всём пространстве и объёме. Причём Г. решил представить этот образ не символически. Иносказательно, а вполне конкретно и материально.
(Манн) МД (1842) мыслятся под знаком «весёлости». В то же время определилась некомическая стихия произведения – в виде лирич. отступлений серьёзного и патетического хар-ра. Стал намечаться выход к некомическим, более значительным хар-м. Вместо резко отрицательного изображения персонажей, какое было в 1й редакции поэмы, основное направление работы над текстом стало – «смягчение», «внесение света»: вместо чудовищного – мелкое, ничтожное, пошлое. Постепенно трансформир-ся и автобиографизм: автор – чел-к, набравшийся сурового жизн.опыта. Его образ обволакивается дымкой поэтического мифа. Усиливается ироническое освещение происходящего. В 1840г. – кризис => «постоянное стремление к улучшению в себе дух. Чел-ка и преобладание религ. отношения => изменение внутр. задания поэмы – она эволюционирует от «забавного анекдота» к «колоссальному созданию». Если раньше Г. свой труд характеризовал как «огромный, оригинальный сюжет» (явление эстетич. порядка), то теперь на 1м плане – моральные категории: писатель осуществляет спасительный подвиг, а тот, кто отвлекает его от этого дела – великий грешник.
Мережковский Д.С. «Гоголь и чёрт». «Как чёрта выставить дураком» - гл. мысль жизни Г. В религиозном понимании Г. чёрт – мистич. сущность и реальное существо, в кот. сосредоточилось отрицание Бога, вечное зло. Смех Г. – борьба чел-ка с чёртом. Бог – бесконечное, конец и начало всего; чёрт – отрицание бесконечного, начатое и неоконченное, кот. выдает себя за безначальное и бесконечное. Чёрт - вечная пошлость. Г. 1й увидел чёрта без маски, понял, что лицо у него не фантастическое, а близкое, человеческое, лицо «как у всех». Два гл. героя Г. – Хлестаков и Чичиков – суть 2 ипостаси вечного и всемирного зла. Оба – мелкие петербургские чиновники, обезличенные клетки огромного гос. тела. Стараются быть не тем, что есть, чтобы не быть никем. Оба они – дети рус. среднего сословия и рус. 19в, сущность обоих – вечная середина, «ни то, ни сё», совершенная пошлость. Чичикова принимают за Наполеона => он – антихрист. Он обольщает, «выводит из пределов разума и благоразумия человеческого».
В 1842 г. Г. обдумывает 2т, он накапливает материал по 2м линиям: 1 – для изображения повседневной рус. жизни, её темных сторон и пороков, 2 – для создания более позитивных характеров. В к. июня во Франкфурте происходит трагедия, он сжигает 5летний труд, в рассказе 4 письма к разным людям, он указывает мотивы сожжения: «появления 2го тома в том виде, в каком он был, произвело бы вред, нежели пользу. Вывести несколько прекрасных хар-в с высокими благородством нашей породы ни к чему не приедет – неубедительность, идеальность изображаемого». В пору идейного кризиса Г. хотел выразить в поэме мысль о возможности нравств. совершенствования рус. чел-ка. Неприглядные герои 1т д. б. прийти к дух. просвещению и перерождению. Лучшие люди во 2 и 3 томе д. б. быть из дворянского сословия хотя красоту нац. характера он связывал с христианством. Устами Костанжогло он говорит о крестьянстве, как о самому здоровом сословии. Тема труда занимает во 2т большое место. В его лице Г. хотел показать энергич. и экономич. хозяина, выводящего Россию из состояния застоя, вместе с тем он остается крепостником и дает Чичикову советы как разбогатеть. Г. показывает рождение чувства неудовлетворенности у лучших людей дворянства. Появление отщепенцев от своей среды – Тентетников. Должен был придти к духовному возрождению и Чичиков. (инет, видимо) Своё благополучие Чичиков пытается основать на мёртвых душах. На пустоте. Все замыслы его лишены духовной основы. Путь Чичикова бесплоден. Пословица о выеденном яйце впервые появляется задолго до финала первого тома, и ею же Гоголь подводит итог делу Чичикова. (Воропаев) Этот итог содержит в себе приговор ему и возможность его грядущего возрождения. Есть основание полагать, что намёк на предстоящее нравственное перерождение Чичикова содержится уже в самом имени «Павел». В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который всех наставляет и выводит на прямую дорогу, занимают исключительно важное место. Гоголь хотел провести своего героя через горнило испытаний и страданий, в результате которых он должен был осознать неправедность своего пути. Этим внутренним переворотом, из которого Чичиков вышел бы другим человеком, по-видимому, должен были завершиться «МД». По словам архимандрита Феодора (А.М. Бухарева), Чичикова д.б. постигнуть наказание, кот. послужит началом его перерождения, чему будут содействовать встречи с др. людьми, разнообразные воздействия внеш. мира. + практич. Мотивы: домашний очаг, жена, дети; ставший на новый путь Чичиков, окажет благотворное влияние на других.
В ходе работы над поэмой была неизбежна духовная эволюция автора. Он, отойдя от сатирического осмеяния действительности, начинает мистифицировать и проповедовать Христа. Он чувствует себя пророком, мессией, но мессией, кот. никто не понимает. Г. начинает советовать, какими д.б. люди. Высказывает идею служения Христу в миру – служить каждому чел-ку так, как ты служил бы Богу. Над Гоголем начинают смеяться.
Воропаев. Г. никогда не расставался с Евангелием. Всякий христианин д. жить по евангел. законам, «создавать зеркало». Это и делал Г. В финальной сцене «Ревизора» Городничий произносит: «Чему смеётесь? Над собой смеетесь!». В МД возникает параллель этой фразы: «А нет ли во мне какой-н. части Чичикова?». Гл. идея «Ревизора» - идея неизбежного возмездия, кот. д. ожидать каждый чел-к. «Ревизор – наша проснувшаяся совесть» (Г.). Финал пьесы – сцена, перекликающаяся со сценой Страш. Суда. Идея Страшного Суда пронизывает всё творч-во Г., и д.б. получить развитие и в МД. Любивший выражать свои заветные мысли в пословицах, Г. не отрёкся от этого ни в «Ревизоре», ни в МД. Идея «Ревизора» была сформулирована в эпиграфе-пословице: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В сохранившихся главах 2т «МД» важное значение для понимания автор. замысла имеет пословица: «Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». + параллель Хлестакова и Чичикова с нечистым (см. выше).
В процессе написания МД Г. переработал пов. «Тарас Бульба» и «Портрет». В «Тараса Бульбу» он вводит мотив мученического подвига за веру, у него все умершие за веру казаки – святые. (Мережковский) В другой повести – «Портрет» - проводится параллель между ростовщиком, которого рисует художник, и Чичиковым: Ростовщик молит художника закончить портрет, т.к. ч/з него он «не умрёт совершенно». Чичиков так же боится «пропасть, как волдырь на воде, без всякого следа», он хочет, «чтобы всем было известно, что он действительно существовал».
Николай Булгаков, «Душа слышит свет»: Реализм позднего Гоголя». В последние годы жизни для Гоголя лит-ра становится не гл. его делом, уступая место «делу души», её очищения и спасения. Его всё больше занимал мир духовный. Он перестал быть только писателем, только поэтом. Он стал писателем-христианином. Появляются такие произведения как «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», «Размышления о Божественной литургии», «Правило жития в мире».
Своё понимание христианского смирения, почерпнутое из писаний святых отцов, Гоголь сжато изложил в «Правиле жития в мире»(1843-44). От споров, как от огня, следует остерегаться, как бы ни сильно нам противоречили, какое бы неправое мнение нам не излагали, не следует никак раздражаться, не доказывать; но лучше замолчать, и удаляясь к себе, взвесить всё сказанное и обсудить хладнокровно. Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет.
Воропаев. В 1845г. у Г. сильно ухудшается здоровье, но он заставляет себя писать. В янв.-февр. живёт в Париже у графа Толстого, посещает церковные службы, работает над книгой «Размышления…» (вышла после смерти). Цель этой книги, как определил её сам Г., - «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, ещё начинающим, ещё малоознакомленным с её значением». Булгаков. Гоголь дал описание Божественной литургии, чтобы подвести нас к началам понимания той величайшей Жертвы, кот. была принесена для нашего спасения, чтобы мы соединили свою жизнь с этой главной её правдой. Эта книга логическое, естественное завершение пути автора, кот. был весь устремлен к «Свету истинному, просвещающему всякого человека, грядущего в мир».
(Воропаев). «Выбранные места» (нач. 1847) - центр. произведение позднего Г., в кот. сконцентрированы многие проблемы его писательской биографии. Это своеобразный лирико-философский эквивалент МД: отдельные письма-статьи звучат как наброски глав поэмы. Г. высказал свои взгляды на веру, церковь, царскую власть, Россию, слово писателя, поэзию. (Булгаков) Однако «главным предметом» книги, как писал Г., был «психологич. вопрос». Эта книга (как и МД) – о том, что жизнь можно сделать лучше, чем она есть, и для этого есть реальный путь, кот. связан с устройством души человека. Это лирич. монолог автора. Он говорит о том, что светские беседы и вообще всё, чем привык жить совр. ветреный человек – это путь к погибели. И успокаиваться на этом можно т. по безумию, по незнанию основ жизни. Г. говорит о том, что законы человеч. души одни на всех, независимо от соц. положения чел-ка или его профессии. Каждый чел-к непрерывно выбирает м/у силой и слабостью, чистотой и грехом. Вот это зло и добро в нас определяет кач-во всей жизни. (Воропаев) М. сказать, что гл. содержанием книги явл-ся Россия и её возможная духовная будущность. Единственным условием дух. возрождения России Г. считал воцерковление всей рус. жизни. Книга говорит о необходимости внутр. переустройства каждого, кот. в конечном счете д.послужить залогом переустройства и преобразования всей страны. В печать книга вышла в 1847г. 5 писем-статей были исключены цензурой, в других – сделаны купюры и исправлены некоторые места. В критике того времени было неприятие книги. В.Г.Белинский в своём «Письме к Гоголю» от 15 июля 1847г. обвинял Г. в том, что он знает Россию только как художник, а не как мыслящий человек, что он привык смотреть на неё из прекрасного далёка и видеть только то, что хочет видеть, и вследствие этого проповедует в своей книге то, что не соответствует реальным нуждам русского народа – мистицизм и аскетизм вместо цивилизации, просвещения и гуманности. (Булгаков) Программу книги называли утопической, прежде всего потому, что она обращена не на всё человечество разом, а на каждого чел-ка в отдельности. Однако реализм гоголевской программы строится на самом прочном основании, кот. м. б. у чел-ка – на камне веры. Единственная действительная проблема человечества – неверие.
В «Авторской исповеди» (1847) Г. подробно рассказал о возникновении замысла поэмы. В «АИ» с высшими ценностями связано гоголевское понимание патриотизма: тому, кто пожелает истинно честно служить России, н. иметь очень много любви к ней, кот. поглотила уже все др. чувства, - н. иметь много любви к чел-ку вообще и сделаться истинным христианином, во всём смысле этого слова. Манн: Эта «небольшая книжечка» (не завершена) д.б. «сколько возможно яснее изобразить повесть «писательства» Г. и опровергала бы мнение, будто бы он «возгнушался искусством».
Воропаев. 26 янв. 1852г. умерла Екатерина Хомякова, сестра одного из ближайших друзей Г. – Ник. Мих. Хомякова. Гоголя стали одолевать мысли о смерти, он ежедневно посещает церковь. В масленицу решил поститься. Прекратил все лит.занятия, почти ничего не ел, большую часть ночей проводил в молитве. В ночь 8-9 февр.уснул на диване без постели и во сне слышал некие голоса, говорившие ему, что он умрёт => хотел собороваться маслом, но передумал. В ночь 11-12 февр.сжигает бумаги. 20 февр. Граф Толстой собрал консилиум врачей, который признали у Г. менингит => лечат. Обращаясь как с человеком, не владеющим собой. Это ускорило смерть Г. 24 февр. Г. умер. П/д смертью прокричал: «Лестницу» Поскорее давай лестницу!». Связано это, по-видимому, с книгой Иоанна Богослова «Лестница», которую читал Г. Это лестница человеческих грехов и благодетелей, по кот. люди восходят к Богу, постепенно очищаясь. Вся жизнь Г. предстает как образ дух. лестницы, постоянного восхождения, а произведения – ступени.
Воропаев. Творческая история МД – судьба самого Гоголя, трагедия его жизни и смерти. Талант, данный ему Богом, Г. хотел направить на прославление Бога и на пользу людям. Преображение рус. чел-ка, о кот. он мечтал, совершалось в нём самом. Своей жизнью он продолжил свои писания. Зародыши тех страстей, кот. довели его героев до их ничтожества и пошлости, Г. находил в себе. Сожжение рукописи МД (неск-ко версий: сжёг в минуту безумия, под действием лукавого (Г.: «Как лукавый силён!»); случайно (хотел сжечь др. бумаги); был недоволен своим трудом как художник) кА результат невозможности воплотить замысел, м. рассматривать и как очищение, и как самосожжение, приведшее к действительной смерти. И.С. Аксаков писал, что «создание 2х томов поневоле стало процессом самоизнурения и самоистребления. Вся жизнь, весь подвиг, таинственная ночь сожжения и вслед за этим смерть – всё носит хар-р такого события, представляет такую великую грозную поэму, смысл кот. ещё долго останется неразгаданным».