Задания для самостоятельной работы. Для студентов и слушателей
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для студентов и слушателей
по направлению подготовки 43.03.01 – юриспруденция
Разработала:
Доцент кафедры ППиП, к.пс.н. А.Л. Плотникова
Самара 2015
Планы семинарскихзанятий рассмотрены и одобрены на заседании предметно-методической секции кафедры ППиП
«___» ___________ 2015 г., протокол № __.
Председатель секции
доцент кафедры ППиП, к.пс.н.
полковник вн. службы Тарасова С.А.
Тема 1. Юридическая психология как наука
Количество часов: 2
Вопросы занятия
1. Структура, предмет и задачи юридической психологии.
2. Историческое развитие юридической психологии.
3. Развитие юридической психологии в России.
Методические рекомендации для подготовки к занятию
Вопрос 1.Структура, предмет и задачи юридической психологии
1.1. Дайте определение юридической психологии. Почему юридическая психология – это прикладная наука? Что это значит?
1.2. Какова структура юридической психологии? Разграничьте области изучения криминальной, судебной, пенитенциарной и правовой психологии.
1.3. Каковы задачи юридической психологии?
Вопрос 2.Историческое развитие юридической психологии
2.1. Кто из ученых и когда ввел термин «Юридическая психология»?
2.2. Какие из разделов юридической психологии исторически возникли первыми?
2.3. Какие исторические события послужили толчком для развития юридической психологии в мире?
2.4. Кто из ученых и когда провел первые экспериментальные исследования личности преступников?
2.5. В чем сущность теории Ломброзо о врожденной преступности?
Вопрос 3.Развитие юридической психологии в России
3.1. Кто является родоначальником психологической школы права в России?
3.2. Кто является основоположником криминальной психологии в России?
3.3. Какие исторические события послужили толчком для развития юридической психологии в России?
3.4. Кто из российских психиатров занимался изучением вопросов судебно-психиатрической экспертизы и личности преступника?
3.5. Кто из российских юристов занимался развитием судебной психологии в России?
3.6. Почему в период тоталитарного режима в России юридическая психология не развивалась? Почему развитие юридической психологии как науки возможно только в условиях демократии?
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу
История развития проблем юридической психологии
Эпоха | Философы, ученые, представители эпохи | Развитие правосознания Взгляды на проблемы юридической психологии |
Античность | ||
Средневековье | ||
Новое время | ||
XIX-XX века дореволюционное время в России | ||
20-30 гг. XX века в России | ||
30-60 гг. XX века в России | ||
60-е гг. XX века - по настоящее время в России |
2. Выполните тестовые задания (выберите из предложенных вариантов один или несколько правильных ответов).
2.1. В структуру юридической психологии как науки входит:
а) криминальная психология
б) судебная психология
в) коррекционная психология
г) общая психология
д) пенитенциарная психология
е) правовая психология
ж) трудовая психология
2.2. Юридическая психология изучает:
а) душевную жизнь человека
б) психологические закономерности в сфере отношений, регулируемых правом
в) процесс установления, поддержания и развития отношений между людьми
2.3. Одной из задач юридической психологии как науки является:
а) повышение эффективности правоприменительной деятельности
б) исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания
в) формирование правосознания у подростков и молодежи
2.4. Судебная психология как раздел юридической психологии изучает:
а) специфику судебной речи
б) личность осужденных
в) психологию предварительного следствия
г) психологические закономерности принятия судебного решения
д) методы судебно-психологической экспертизы
е) психологию преступной группы
2.5. Криминальная психология как раздел юридической психологии изучает:
а) личность преступника
б) психологию преступной группы
в) психологию законопослушного поведения
г) поведение жертвы
д) ресоциализацию осужденных
2.6. Правовая психология как раздел юридической психологии изучает:
а) правовое сознание
б) психологию виктимного поведения
в) психологию правовой социализации личности
г) психологические закономерности правотворчества
д) механизмы формирования криминального поведения
2.7. Исправительная психология как раздел юридической психологии изучает:
а) личность осужденных
б) личность сотрудников УИС
в) психологию правовой социализации личности
г) психологические закономерности пенитенциарной среды
д) психологические механизмы антиобщественного поведения
е) психологию оперативно-розыскной деятельности
2.8. Термин юридическая психология ввел в начале XX века ученый:
а) Э. Клапаред
б) Г. Гросс
в) Ч. Ломброзо
2.9. Родоначальником российской психологической школы права (начало XX века) является:
а) В.М. Бехтерев
б) Л.И. Петражицкий
в) А.Ф. Кони
Тема доклада:Исследования психологии преступника в психоаналитической традиции.
Список рекомендуемой литературы
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1998.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.
3. Плотникова Л.А. Юридическая психология. Самара, 2010.
4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000.
5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.
Тема 2. Познавательные процессы
в деятельности юриста
Количество часов: 2
Вопросы занятия
1. Процессы, обеспечивающие когнитивную переработку информации.
2. Способы активизации познавательных процессов субъектов правоприменительной деятельности.
3. Оценка точности показаний субъектов правоприменительной деятельности.