Приложение № 4. Противодействие тактикам манипулирования в деловых контактах
/. Манипулятивные тактики: определение и общая информация
Манипулятивные тактики — это совокупность приемов и способов воздействия на оппонента, ориентированная на введение его в заблуждение и побуждающая к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам.
Основная цель: используя сознательно «элемент надувательства», так воздействовать на рациональную и эмоциональную сферу собеседника, чтобы последний согласился принять приоритеты другой стороны в ущерб собственным.
Личностные подструктуры, на которые направлено воздействие манипулятивных тактик:
• самооценка личности, вызывающая активизацию механизмов психологической защиты своего Я (своих представлений о себе: компетенции, информированности, социальном статусе, самоуважении, умении отстаивать свои интересы и потребности);
• способность «человека» хладнокровно и объективно воспринимать, анализировать и оценивать ситуацию в связи с реализацией своих интересов и потребностей;
• на активизацию мотива страха.
298 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Приложения
299
Эффективность воздействия манипулятивных тактик основана, как правило, на:
• неосознанности (автоматичности) включения механизма психологической защиты при повышении эмоциональной напряженности от воздействия тактики (аналогия с «коленным рефлексом»);
• неосознаваемом сдвиге внимания партнера от своих интересов и приоритетов и повышении готовности действовать в интересах оппонента.
2. Тактика использования слухов
«Слухи» — это различные виды «искаженной» информации, которые в том или ином отношении невыгодно представляют Вас, Вашу позицию в связи с обсуждаемым вопросом.
Цель: поставить партнера в «оправдательно-объяснительную» позицию, чтобы побудить его «объяснить» реальное положение дел.
Механизм действия:
• возникает дискомфортное состояние, поскольку услышанная информация тем или иным образом задевает нашу самооценку (показывает наши доводы в невыгодном плане, намекает на нашу неосведомленность, некомпетентность или апеллирует к нашей компетентности);
• как следствие возникает сильное, как правило, неосознаваемое побуждение «объяснить» оппоненту реальное, «правильное» положение дел, подлинность Вашей позиции и т. д.;
• мы сообщаем партнеру конкретную информацию, раскрытие которой может оказаться * его интересах и нанести ущерб нашим.
Примеры воздействия и способы противостояния
Примеры: ,„„
Г ■ : Л 101.
—И, тем не менее, несмотря на то, что Вы утверждаете, существует мнение, что...
—И все же, что Вы скажете о широко распространенных и обсуждаемых в СМИ слухах о том, что...
—Я допускаю в Ваших доводах рациональное ядро. Но я слышал и совершенно другие оценки и предположения о вероятном развитии ситуации. Их суть в том, что...
Основное правило и приемы противостояния тактике Правило: заставить самого оппонента доказывать и убеждать Вас в правдоподобности «запущенного» им слуха. Чтобы выработать
в себе такие навыки, чаще задавайте себе вопрос: «Почему именно я должен пускаться в объяснения и доказательства малообоснованных заявлений оппонента, не разумнее ли предоставить ему самому право "доказывать" обоснованность своего высказывания?»
Приемы. При «инъекции» слуха больше задавайте проясняющих вопросов типа:
—Честно говоря, я мало об этом слышал, расскажите подробнее, откуда Вам это известно?
—А что Вас самих заставляет думать, что это соответствует действительности?
— А почему сейчас Вы хотите обсуждать именно это?
Задавайте вопросы до тех пор, пока не заставите оппонента
полно и точно высказаться, на чем основано его сообщение, кто источник, при каких обстоятельствах ему это стало известно и т. д. Помните, чем настойчивее Вы опровергаете слух, тем сильнее втягиваетесь в ловушку. Главное — не пускаться в объяснения, не высказывать никаких опровергающих доводов и фактов. Ограничивайте свои реакции краткими, но спокойными и доброжелательными отказами., несогласием по самому факту высказывания оппонента:
— Мне это представляется не соответствующим действительности.
— Вы же сами сказали, что это мнения и предположения. Давайте не будем попусту тратить на это время.
Помните, если Ваш оппонент просит пояснения, приглашает к обсуждению, ссылаясь на тот или иной слух, то он выступает в роли своеобразного «рыбака». И «рыбка», которую он стремится поймать и изжарить, это Вы, точнее, та информация, которую он стремится получить при помощи «инъекции» слуха. Поэтому будьте внимательны и не становитесь легкой добычей таких «рыбаков».
ОТ!' ,;
3. Тактика давления с использованием угроз
«Угроза» — высказывание, заявление оппонентом намерения предпринять конкретные действия или отказаться выполнить конкретные действия, которые могут нанести ущерб Вашим интересам и целям.
Цель:
• заставить, побудить партнера пойти на уступки, нежелательные или неприемлемые с точки зрения его интересов;
I
300 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Приложения 301
• вывести партнера из равновесия и побудить к высказываниям и действиям, могущим нанести ущерб его интересам;
• зондирование решимости партнера отстаивать свои интересы и получение дополнительной информации о позициях и возможностях последнего в разрешении обсуждаемой проблемы.
Механизм действия в целом аналогичен механизму «запускания» слуха плюс активизация мотива страха, который может стать доминирующим в зависимости от конкретной ситуации.
Основные правила и приемы противостояния угрозам Правила:
1) воздерживайтесь от спонтанной реакции «коленного рефлекса» — автоматически реагировать контругрозой в ответ на угрозу оппонента. Успех в деловых беседах основывается на Ваших умениях и навыках постоянно держать под контролем сознания процесс взаимодействия;
2) необходимость быстрой качественной оценки высказанной угрозы, ее «спонтанности» или намеренности / запланированности. Внимательно следите за признаками поведения оппонента, свидетельствующими о твердости намерения осуществить угрозу:
• форма высказывания (спокойная или раздражительная);
• согласуется невербальное поведение с высказанными словами, или он нервно отводит глаза, избегает глазного контакта;
• было ли у Вас ощущение, что угроза может последовать в ближайшее время.
Спонтанная угроза может оказаться такой же серьезной, однако наиболее вероятно, что это продукт моментального раздражения;
3) не спешите реагировать на угрозу. Краткий период молчания
особенно полезен для обдумывания содержания и правдоподобия
угрозы и собственной реакции. Если, как это бывает, угроза была
полностью не намеренна или допущена в момент раздражения,
Ваше молчание даст шанс оппоненту отказаться от своего намере
ния и может привести его в замешательство! Краткое молчание, в то
же время способно побудить партнера как-то дополнительно объяс
нить, переформулировать свою угрозу.
Приемы противодействия угрозам
• Повторяйте, перефразируйте, просите повторить, прояснить
высказанную угрозу. Повторное высказывание "может быть более
обдуманным, Ваша просьба, если угроза содержала элемент блефа,
может побудить оппонента снять ее или ослабить.
• Попросите оппонента прояснить ситуацию беседы, которая подтолкнула его к высказыванию угрозы.
• Сделайте вид, что не распознали угрозу, и продолжайте прежнюю линию обсуждения. Если угроза была ненамеренной или просто «зондирующим блефом», Вы можете «не заметить» ее. Это помогает партнеру спасти свое лицо и не вынуждает его более определенно высказать угрозу, которую он не готов осуществить.
• Выразите сомнение или покажите состояние замешательства:
—Я совершенно обескуражен тем, что я сейчас услышал.
—Честно говоря, не знаю, как реагировать на Ваше заявление.
—Мне трудно поверить, что Вы намерены так поступить.
—Я был уверен и надеюсь, что мы способны прийти к такому решению, которое бы учитывало и Ваши и мои интересы.
• Вызовите чувство вины у оппонента. Это демонстрация чувства переживания, огорчения от того, что возникшие трудности поставили Вас лично друг против друга; выражение сожаления, что интересы оппонента не будут удовлетворены, так как его непримиримая позиция сделает соглашение невозможным.
• Переориентируйте высказанную угрозу самому партнеру. Покажите, какой ущерб его интересам может принести выполнение своей угрозы.
• Выразите понимание и сочувствие. Использование этого приема хорошо «работает», когда угроза — явно результат накопившегося раздражения:
—Я искренне огорчен, что у нас возникли затруднения. Я, вообще-то говоря, с оптимизмом оценивал возможности достичь взаимоприемлемого решения.
—Я понимаю, насколько трудно Вам убедиться в том, что мое предложение действительно выгодно для нас обоих.
• Пригласите оппонента еще раз обсудить сложившуюся ситуа
цию. При обсуждении выражайте искреннюю уверенность в том,
что интересы обеих сторон могут быть удовлетворены лучшим обра
зом, если продолжить обсуждение, не прибегая к крайностям. Мож
но при обсуждении использовать прием «обсуждения гипотетиче
ской возможности», ее суть заключается в следующем: склоните оп
понента к предположению, что какая-то Ваша позиция приемлема
для него, и предложите обсудить ее. Прием втягивания партнера в
обсуждение воображаемой ситуации позволяет снять напряжение и
более спокойно и открыто обсуждать возникающие возможности.
Полезен прием достижения соглашения в принципе.
302 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Приложения
303
• Отложите дискуссию по обсуждаемому вопросу. В ряде случаев полезно сразу переключаться на обсуждение тех вопросов, вероятность достижения согласия по которым более вероятна.
• Примите вызов. Иногда наиболее уместный ответ — это выразить свое отрицательное отношение и решимость противостоять угрозе:
— К сожалению, вынужден сказать...
— Если Вы намерены поступить таким образом, то... Хотя я, со своей стороны, предпочел бы обсудить с Вами возможность другого варианта, более приемлемого для нас.
• Ответьте контругрозой.
• Прервите беседу и удалитесь.
• Ответьте уступкой на угрозу. Даже тогда, когда Вы уверены, что должны будете пойти на уступки, прежде чем это делать, пробуйте прибегнуть к приему зондирования.
Итак, проявляйте гибкость в своем реагировании на угрозы, ультиматумы, тупиковые ситуации. В зависимости от специфики ситуации возможны разные комбинации перечисленных приемов. При любой форме реагирования стремитесь продолжать обсуждение. Никогда не сжигайте мосты, которые в иных обстоятельствах могут вновь вернуть Вас на путь продуктивных переговоров. Главное — не позволяйте себе попасть в ловушку «коленного рефлекса» при реагировании на угрозы партнера.
4. Тактика провоцирования замешательства и дезориентации партнера
«Эмоциональная провокация» — неожиданные провокационные вопросы, оскорбительные высказывания и замечания, унижающие Ваше личностное достоинство, открытая агрессия в адрес Вашей личности. Как правило, такие приемы.реализуются в форме заранее спланированного действия или высказывания, неожиданного и как бы «выпадающего» из нормального хода беседы. Цель:
• разрушить Вашу установку на конструктивное обсуждение;
• расстроить Ваши планы, ожидания;
• вывести Вас из равновесия и побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести ущерб. Вашим интересам.
Механизм воздействия тот же, что и в тактиках «запускания» слуха и использования угроз. Такой же эффект дезорганизации могут вызывать и агрессивные реакции партнера с авторитарной
структурой личности, для которого унижения, оскорбление людей, грубость, стремление «загнать их в угол», использовать в своих интересах — типичная форма взаимодействия, форма удовлетворения потребности во власти.
Правила и приемы противостояния
Основное правило: сохранение хладнокровия, спокойствия, воздержание от реакции «коленного рефлекса». Нет ничего эффективнее против тактики агрессивности независимо от того, в какой форме она осуществляется, как сохранять спокойствие и самоконтроль. Поступая так, внезапно обнаружите, что Ваш агрессивный оппонент сам оказывается в состоянии замешательства и дезориентации.
Приемы противодействия. Используйте приемы защиты от агрессивности:
• перефразирование агрессивной реакции оппонента;
• задавание уточняющих вопросов;
• высказывание партнеру своих отрицательных эмоциональных состояний в связи с агрессией;
• повторное приглашение партнера к конструктивному обсуждению вопроса.
Используйте весь арсенал приемов для противостояния угрозам, описанный выше.
5. Тактика формирования впечатления, что партнер настроен на сотрудничество
Содержание тактики: демонстрация оппонентом высокого уровня понимания проблем, текущих потребностей с одновременным выражением сожалелия, что по тем или иным причинам он не может Вам помочь или оказать услугу^!служебные функции не позволяют принять Ваше предложение,"возможности ограничены, принятие именного такого предложения не входит в сферу его компетенции и т. п. Цель:
• зондаж Ваших позиций и трудностей в связи с обсуждаемыми вопросами;
• формирование Вашего положительного отношения к личности оппонента (образ «милого», понимающего собеседника, проявляющего симпатию, одобрение и словесную поддержку);
• активизация Вашей готовности пойти навстречу его интересам.
304 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Приложения
305
Механизм воздействия: неосознаваемый сдвиг внимания партнера с его текущих интересов и целей взаимодействия на межличностную сторону, затрудняющий отрицательно ответить оппоненту на просьбу (активизация ложного чувства вины и обязанности).
Правила и приемы противостояния
Основное правило: постоянный контроль внимания на своих целях и интересах. Главное — отстраниться от ложного чувства вины и рбязанности. Не позволяйте втянуть себя в конкретные обязательства в обмен на понимание, пустые обещания, выражения сочувствия и симпатии партнера, играющего роль приятного человека, не готового к взаимодействию. Помните, что сочувствие и симпатия — это лишь важный компонент делового сотрудничества. За этим должны следовать конкретные шаги, действия, обязательства с обеих сторон.
Возможные приемы противодействия
• Настойчиво напоминайте партнеру, чтобы он делом подтверждал свое намерение к сотрудничеству и постоянно оказывайте на него давление в этом направлении, не давая ему «увиливать».
• Спрашивайте «в лоб»: чем конкретно он может помочь в реализации Ваших потребностей и интересов по обсуждаемым вопросам.
• Используйте тактику повторного обсуждения (резюмирования) в ходе беседы, чтобы открыто заявить, что его заверения в готовности действовать в интересах обеих сторон не сдвигают ситуацию с места.
• Если делаете уступки в его пользу, открыто связывайте их выполнение с его конкретными действиями в Вашу пользу.
• Высказывайте предложение отложить обсуждение проблемы до тех пор, пока другая сторона не будет готова-обсуждать ее в более конструктивном плане.
• Откажитесь от взаимодействия с партнером и выскажите просьбу об организации встречи с другим лицом, имеющим компетенцию принимать решения по обсуждаемой проблеме.
6. Тактика провоцирования Вашего интереса к партнеру (как вариант тактики формирования впечатления)
Содержание и цель тактики: произвести такое впечатление на оппонента, чтобы он сам захотел развивать отношения с другой стороной. Другими словами, Ваш партнер так рекламирует себя (свои способности, возможности, ресурсы, связи и т. д.), что Вы убеж-
даете себя в целесообразности установления с ним личных и деловых отношений и как следствие выражаете готовность пойти на определенные уступки в надежде получить выгоду в будущем. Механизм действия:
• неосознаваемый сдвиг внимания партнера с текущих приоритетов и интересов;
• формирование ожидания получить выгоды в будущем;
• как следствие повышение готовности идти на текущие уступки в пользу оппонента.
Правила:
• не забывайте вышеприведенное правило: когда партнер стремится убедить Вас, что он настроен на сотрудничество;
• держите под контролем сознания не только потенциальные возможности оппонента, но и достижение поставленных Вами целей в текущей ситуации;
• не забывайте, что Ваша цель — выстроить ясную перспективу на будущее. И пока перспектива развития отношений с таким партнером для реализации Ваших целей не совсем ясна, будьте внимательны и осторожны и не спешите идти на уступки.
Тактика работы с «саморекламирующимся» партнером Общая внутренняя установка: «Не рассказывайте много о том, что Вы сделали для других. Лучше расскажите, а затем и докажите, что Вы собираетесь и можете сделать для меня и чего это мне будет стоить».
В зависимости от контекста ситуации приемлемо использование вышеперечисленных приемов противодействия тактике формирования впечатления, что партнер настроен на сотрудничество. Выражайте открыто свое удовлетворение от взаимодействия с таким перспективным партнером с обязательным последующим подробным обсуждением и доказательной конкретизацией его возможностей в реализации Ваших интересов как текущих, так и перспективных.
7. Тактика провоцирования чувства безысходности
Содержание и цель тактики:
• подвести партнера к убеждению в безысходности трудной ситуации;
• заставить его поверить и принять «единственный» правильный выход из нее, навязываемый оппонентом.
11 - 8765 Соснин
306 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Приложения
307
Зачастую эта тактика реализуется с использованием компрометирующей или конфиденциальной информации и применением угроз как инструментов оказания давления.
Механизм воздействия: активизация мотива страха наступления разрушительных последствий при отказе от принятия «единственного» выхода из ситуации, навязываемого оппонентом. И как следствие происходит своеобразное «сужение поля восприятия» в тревожное рассмотрение только отрицательных последствий, своеобразная блокировка видения ситуации в более широкой перспективе и возможностей ее разрешения с меньшими потерями, чем предлагает оппонент.
Правила и возможная линия противостояния
Правила. Естественно, готовых рецептов выхода из критических жизненных ситуаций, будь то личные или служебные, предложить нельзя, однако:
• не торопитесь сразу же сдаватьс'я, Вы это всегда успеете сделать;
• сохраняйте спокойствие и хладнокровность настолько, насколько это возможно.
Важно сохранить установку на анализ и оценку ситуации в широкой перспективе, на целеустремленную работу, чтобы найти выход из создавшейся ситуации с минимальными потерями.
Возможная тактика и приемы противодействия. Тактика: любыми способами стремитесь получить максимум информации о предложении партнера для оценки и выбора ответных шагов с учетом долговременных перспектив.
Реализация тактики (приемы)
• Задавайте уточняющие вопросы в отношении доводов, аргументов, доказательств, предположений о последствиях, выдвигаемых оппонентом.
• Используйте приемы противостояния угрозам.
• Используйте тактики реагирования на предложения оппонента (рассмотрены ниже).
• Если позволяют обстоятельства, попросите дать время обдумать предложение оппонента.
• При выборе конкретного шага после получения дополнительной информации необходимо по возможности оценить последствия возможного развития ситуации, если:
а) откажетесь от предложения оппонента;
б) предпримите другие шаги или используете возможности, не
связанные с его предложением (например, обратитесь за помощью
к другому лицу, организации, партнеру, решитесь пойти на текущие
потери с целью сохранения долговременной перспективы);
в) примите его предложение.
Естественно, нельзя исключить, что после обсуждения всех аспектов ситуации и предложения оппонента Вы придете к выводу, что принять его — лучший выход. Но это будет осознанный выбор, а не поспешное решение под влиянием чувства безысходности.
8. Тактики реагирования на предложения партнера как элемент управления процессом беседы (делового взаимодействия)
Итак, в ходе деловой беседы, переговоров Вы оказались в ситуации, требующей принятия решения по предложению, высказанному партнером. Каковы Ваши возможные реакции?
Основные правила реагирования па предложение Не думайте, что у Вас только два варианта ответа: «да» или «нет». Вариантов гораздо больше.
Две обязательные, (основные) реакции:
а) выясните все детали, обстоятельства и условия предложения;
б) повторите своими словами то, что было предложено.
Если Вы этого не сделаете, то нет гарантии, что дальше Вы будете обсуждать именно то, что предложил Ваш собеседник.
Дальнейшие возможные реакции
• Примите то, что Вам предложено, если предложение способствует реализации Ваших интересов и целей.
• Откажитесь от предложения.
• Вы нашли предложение неприемлемым и говорите об этом прямо. В дальнейшем возможны два варианта:
а) обсуждение вопроса продолжается;
б) обсуждение прекращается.
• Задайте уточняющие вопросы, касающиеся выдвинутого пред
ложения. Узнайте как можно больше деталей, связанных с предло
жением.
• Как вариант: попросите партнера подробнее обосновать свое предложение (побуждение партнера рекламировать свое предложение).
• Отложите его рассмотрение. Скажите, что Вы хотели бы рассмотреть его позднее. Если необходимо, приведите аргументы.
308 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Приложения __________ 309
• Модифицируйте предложение. Предложение берется за основу
и вносятся изменения, более приемлемые для реализации Ваших
целей:
— Я согласен рассмотреть серьезно это предложение, если мы включим в него...
— А как насчет...
— Согласен, если при этом... и т. д.
• Выразите сомнение, удивление и т. д. по поводу высказанного
предложения. Это вариант побуждения партнера к рекламированию
своего предложения:
— Мне трудно объективно (всерьез и т. п.) обсуждать это пред
ложение, поскольку...
• Похвалите предложение. Вы можете при этом указать на остающиеся трудности и не обязаны принимать предложение после того, как его похвалили.
• Сравните его с другим возможным предложением. Это делается, чтобы «принизить» ценность предложения от сравнения его с более выгодным, полученным ранее от этого или другого партнера.
• Юмористический вариант отказа: посмейтесь над предложением. Вместо холодного и сухого «нет» Вы дружелюбно высмеиваете предложение, например: «Ну и шутник же Вы!». Если предложение явно жульническое, партнер будет относиться к Вам серьезнее. Но есть опасность в использовании этой тактики: если партнер хорошо и серьезно продумал предложение, может возникнуть напряжение.
Реагирование на «окончательные» предложения. «Окончательное» предложение — это такое предложение партнера, после выдвижения которого он заявляет, что дальнейшие уступки невозможны. Но очень часто предложение, названное «окончательным», таковым вовсе не является. Может возникнуть предельно простая ситуация: партнер высказывает в качестве окончательного какой-то выгодный для себя вариант, на успех которого вовсе не рассчитывает. Это способ манипулятивной тактики: он запускает «пробный шар» и «зондирует» Вас. Если Вы соглашаетесь, то он «срывает большой куш», если нет, то приступает к более серьезному обсуждению.
Как отличить окончательное предложение от того, что преподносится как окончательное?
• Используйте весь арсенал приемов, перечисленных выше.
• Если выяснили, что предложение является действительно лучшим из того, что может предложить на данный момент партнер, и Ваши попытки давления не изменяют его позицию, то лучше зафиксировать соглашение в принципе с договоренностью об уточнении отдельных пунктов в будущем.
• Внимательно следите за невербальными реакциями партнера при высказывании предложений. Определенные жесты часто сопровождают сомнительные предложения типа пробного шара:
— вжатие в кресло, «скрещение» ног в лодыжках, неподвижность, скованность позы в целом;
— прикрывание рта рукой при произнесении таких предложений;
— движение руки по направлению к носу, уху, глазу в ходе высказывания;
— неспособность поддерживать «глазной контакт» или частое моргание;
— проявление так называемого «вербального тика»: «Вы знаете...», «Ну...», «Э, э...» и т. п.
Невербальные признаки подлинного окончательного предложения:
— оно чрезвычайно открыто и направлено на интенсивность включения в сотрудничество;
— высказывающий предложение склонен податься вперед, может сесть на кончик стула;
— поддерживает с Вами тесный глазной контакт;
— говорит размеренно, не покашливает, не прибегает к «вер
бальному тику».
Контрольные вопросы
1. Дайте содержательное определение конфликта и перечислите его функции.
2. Как вы понимаете выражение «системность конфликта как объекта исследования»?
3. Расскажите о концептуальной схеме конфликта, отражающей системность этого феномена.
4. Какие виды конфликтов вы знаете и что может служить основой их классификации?
5. Охарактеризуйте основные положения социально-психологического подхода к изучению конфликтов.
■
310 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
6. Что означает адисциплинарный подход к изучению конфликтов?
7. Какие типологии конфликтов в организации вы знаете, дайте их характеристику. Приведите перечень основных причин конфликтов в организации.
8. Охарактеризуйте способы разрешения конфликтов на межличностном уровне.
9. Расскажите о методе посредничества при разрешении конфликтов, каковы, основные признаки этого процесса?
10. Что вы можете сказать об этапах процесса посредничества?
11. В чем состоит специфика проблемно-ориентированного метода разрешения конфликтов?
12. Чем отличается процесс посредничества на межличностном уровне от его осуществления на социальных уровнях?
Литература
1. Барлас Т. В. Популярная психология: от конфликтов к обретению Я. М.: Асас1ет1а, 1997.
2. Васильева Е. И., Соснин В. А., Степанов Е. И. Социальный конфликт: организационные и технологические проблемы управления // Прикладная психология, Пробный выпуск. 1997. С. 30—40.
3. Гостев А. А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. 1996. № 2. С. 110—129.
4. Гришина Н. Г. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Дис... канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1979.
5. Гришина Н. Г. Общение в конфликтных ситуациях // Гришина Н. Г. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: ЛГУ, 1990.
6. Доценко Е. Л. Психология"- манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Юрайт, 2000.
7. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.
8. Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000.
9. Конфликты. Теория и практика разрешения: опыт зарубежных исследований; Алматы, 2002.
10. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М.: Стингер, 1992.
11. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993.
12. Мастенбрук У, Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М,: ИНФРА-М, 1996. " *
13. Мексон М. X. и др. Основы менеджмента. М.: Дело,'1992.
14. Самоукин А. И., Самоукина Н. В. Выбор профессии: путь к успеху. Дубна: Феникс, 2000.
Приложения 311
15. Соснин В. А. Исследование социального конфликта в социальной психологии США. Дис... канд. психол. наук. М.: ИПРАН, 1979.
16. Соснин В. А. Автономные рабочие группы: теория и практика метода // Психологический журнал. 1990. № 6. С. 28—38.
17. Соснин В. А. Теоретические и практические подходы к урегулированию конфликтных ситуаций в зарубежной конфликтологии // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1994. № 6. С. 115—127.
18. Соснин В. А. О некоторых проблемах использования мирового опыта урегулирования конфликтов в российских условиях // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1994. № 7. С. 198—177.
19. Соснин В. А. Переговорный процесс: теоретические и прктические проблемы преодоления конфликтных ситуаций // Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. М., 1994. С. 124—147.
20. Соснин В. А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике Запада // Психологический журнал. 1994. № 5, С. 130—142.
21. Соснин В. А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1995. № 10.
22. Соснин В. А. Переговоры по урегулированию этнополитического регионального конфликта // Психологический журнал. 1993. № 6. С. 16—23.
23. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: Асас1ет-А, 1996.
24. Социальные конфликты в современной России. М.: УРСС, ИС, 1999.
25. Шаленко В. Н. Методы конструктивного разрешения конфликтов: посредничество. М., 1997.
26. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
27. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.
28. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам, М., 1996. Энциклопедический социологический словарь / Ред. Г. В. Осипов, М.: ИСПИ РАН, 1995.
29. Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. М., 1993.
30. Виг/оп 1. СоЫ\\с\: ГСе$о1итЬп апс! РгоуепИоп. Ы.У.: 5т. Магтт Рге$5, 1990.
31. Вштоп 3. Солист: Нитап Ыееск Тпеогу. Ы.У.: 5+. Маглп Ргегх, 1990.
32. ВиНоп }., йискз 5. (Ео!;). Соп(Нс+: КеасИпдз 1П Мападетеп! апс! Ке5о!ит1оп от СопШстз. Ы.У.: 5т. Магтт Ргез5, 1990.
313 |
312 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
33. Виг1оп 1., йискз 5. СопШс!: Ргас+кез 1П Мападетеп! апс! КезоЫюп. Ы.У.: 5+. МагИп Ргезз, 1990.
34. Оеи/5сЬ М. ТНе КезоЫюп о( СопШсТ: Сопз+гисНуе апс! 0е5+гис+1Уе Ргосе$5е5. Ыеуу Науеп, 1993.