Сегодня специалисты по безопасности бизнеса должны обладать
познаниями в следующих областях*:
- информационно-аналитическая работа;
- методы разведки и контрразведки;
- оперативная работа;
- социальная психология и психология личности;
- основы банковского дела и бухгалтерский учет;
- основы менеджмента и маркетинга;
- гражданское и уголовное право.
*Грамотный специалист обязан*:
- разработать комплексные меры по обеспечению безопасности
коммерческой фирмы и личной безопасности ее руководства;
- осуществить защиту конфиденциальной информации, в том числе
хранящейся в компьютерной памяти;
- уметь применять технические средства скрытого наблюдения и
прослушивания;
- противодействовать проведению аналогичных мероприятий
конкурентами;
- разбираться в финансовой отчетности;
- заниматься профилактикой правонарушений в фирме;
- проводить внутреннее расследование случаев воровства,
мошенничества, саботажа и финансовых преступлений;
- организовывать проверки (в том числе негласные) благонадежности
сотрудников фирмы;
- предупреждать (выявлять) случаи сотрудничества работников фирмы
с конкурентами или криминальными структурами;
- взаимодействовать со следственными органами и милицией при
расследовании преступлений и иных происшествий;
- готовить документы, содержащие анализ финансово-экономического
положения партнеров, оценку конкурентов и потенциальных клиентов;
- разрешать конфликты между сотрудниками фирмы;
- кратко и точно излагать свои мысли.
Опыта и знаний в перечисленных областях ведущим сотрудником служб
безопасности отечественных коммерческих фирм пока явно недостает.
Поэтому вопрос об их подготовке и переподготовке более чем актуален.
X x x
*Чтобы оградить себя от утечки конфиденциальной информации,
следует*:
- контролировать доступ сотрудников фирмы к закрытой документации
и к базам данных;
- периодически просматривать данные и определять степень их
секретности, помня, что любая информация быстро "стареет";
- не злоупотреблять наймом временных сотрудников, если они по
роду своей работы автоматически получают доступ к конфиденциальной
информации;
- оборудовать звуконепроницаемые (экранированные) помещения для
обсуждения важных вопросов;
- регулярно обследовать такие помещения, проверяя при помощи
специальной аппаратуры наличие в них подслушивающих (сканирующих)
устройств;
- завести специальные конверты (папки), в которых
конфиденциальная информация будет циркулировать внутри фирмы;
- установить места приема посетителей, никогда не оставлять их
одних в офисе и других помещениях фирмы;
- не реже одного раза в неделю обследовать все служебные и
подсобные помещения фирмы (включая коридоры и туалеты) для выявления
подслушивающих и звукозаписывающих устройств;
- упорядочить использование сотрудниками множительной и
копировальной техники;
- установить аппарат для уничтожения ненужных документов (включая
использованную копировальную бумагу от пишущих машинок);
- неукоснительно придерживаться правила: секретные документы
уничтожаются лично сотрудником, отвечающим за безопасность фирмы;
- использовать для ведения служебных записей только специальные
тетради и блокноты, предварительно пронумеровав их;
- в конце рабочего дня прятать эти тетради и блокноты в сейф или,
на худой конец, - в ящик стола, снабженный надежным замком;
- установить персональную ответственность сотрудников за
сохранность конфиденциальной информации с четкой градацией мер
дисциплинарного и материального воздействия за ее утечку.
Каждый сотрудник независимо от своего служебного положения или
степени родства с руководителем фирмы должен владеть только той
информацией, которая ему необходима для работы.
Защищая собственную информацию, не забывайте накапливать сведения
о своих конкурентах. *Досье на каждого из них может включать следующие
разделы*:
- организация и финансы;
- коммерческие возможности;
- планы и цели;
- сбыт;
- сильные и слабые стороны.
Помните: ситуацией владеет тот, кто владеет информацией.
Предостережение:
Следуя моим советам, действуйте расчетливо. Главное - не
переусердствовать. Ведь самое неприятное воспоминание, остающемся от
исполненной фанатизма молитвы, - это расшибленный лоб. Помня об этом,
старайтесь действовать так, чтобы меры по защите информации не шли
вразрез с рекламной политикой, не мешали коммерческой деятельности
вашей фирмы.
X x x
Каждый бизнесмен сам должен решить, какой путь обеспечения личной
безопасности ему выбрать: купить себе пистолет, нанять парочку
телохранителей, подписать договор с охранной фирмой, создать
собственную службу безопасности, или... ничего не делать.