Психолого-педагогическая характеристика. Полученный в результате изучения школьника материал тщательно анализируют, систематизируют, осмысливают и обобщают

Полученный в результате изучения школьника материал тщательно анализируют, систематизируют, осмысливают и обобщают. На его основе составляют психолого-педагогическую характеристику ученика. Она должна носить деловой, рабочий характер. Цель ее — раскрыть важнейшие стороны личности учащегося, показать общее направление развития его черт, качеств и проявлений. Характеристика обычно фиксирует индивидуальное своеоб­разие ученика и призвана служить основой планирования учебно-воспита­тельного процесса. Она должна быть хорошо аргументированной, указывать на динамику развития учащегося. Характеристика должна содержать указания на то, какие черты или проявления личности надлежит развивать, какие сглаживать, какие искоренять. Характеристику рекомендуется заключить краткими выводами, где на основе анализа индивидуальных особенностей ребенка следует указать направление дальнейшей воспитательной работы, наметить конкретные методы и приемы воспитательного воздействия.

Формы характеристик, их структуры могут быть различными. На­пример, рационально сначала кратко описать историю развития школьника, показав, чем определяются те или иные черты его личности, причины формирования тех или иных его особенностей. Характеристика может быть относительно краткой, но в то же время яркой и выразительной, обрисо­вывающей личность школьника по нескольким стержневым, доминирую­щим чертам.

Если составление психолого-педагогической характеристики дано в ка­чество практического задания, то вполне возможно (после согласования с преподавателем) в качестве отчета о проделанной работе представить вместо развернутой характеристики материалы дневниковых записей наблюдений и краткую характеристику как своего рода вывод.

Соответствующие программы и характеристики составляют и в тех случаях, когда практические задания предусматривают изучение не всей личности в целом, а отдельных ее проявлений и свойств, например темпераментов младших школьников.

Как уже указывалось, учитель имеет дело с коллективом школьни­ков. Влияя на отдельных учащихся, учитель опирается на коллектив. Поэтому, для того чтобы успешно осуществлять учебно-воспитательную работу, учитель должен хорошо знать особенности ученического коллекти­ва в целом. Будущий учитель должен также упражняться в проведении наблюдений за коллективом школьников. Можно предложить следующую программу изучения и характеристики класса.

Программа изучения ученического коллектива (III класс)

Общие сведения о классе. Количество учащихся (с указанием пола, национальности и возраста). Когда и при каких обстоятельствах сложился клас­сный коллектив. Общие сведения об успеваемости, посещаемости, дисциплине.

Структура классного коллектива. Степень организованности коллекти­ва. Спаян и сплочен класс или разрознен. Товарищеские взаимоотношения в классе. Имеются ли в классе группы? Их направленность. На какой основе они сложились? Наличие отдельных учащихся, особо влияющих на коллектив (в положительном и отрицательном смысле).

Направленность классного коллектива. Чем живет класс, есть ли общая цель, общее дело, общие устремления, общие коллективные интересы (круж­ки, игры, экскурсии) и как они влияют на учение? Общественное мнение в классе, его идейный уровень, сила, действенность. Воздействие коллектива на отдельных учащихся. Взаимоотношения с другими классами.

Учебная и трудовая работа классного коллектива. Отношение к уче­нию и отдельным учебным предметам. В чем это проявляется? Отношение к труду. Взаимопомощь в учебной работе и труде.

ЛИТЕРАТУРА

(по выбору и рекомендации преподавателя)

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.— Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20.

Ленин В. И, Материализм и эмпириокритицизм (главы I — III).— Поли, собр. соч., т. 18.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Про­свещение, 1968.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1979.

Выготский Л,С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. М., Просвещение, 1965.

Давыдов В. В.Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972.

Жунков С. Ф.Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., Просвещение, 1964.

Ковалев А. Г.Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., Про­свещение, 1970.

Крутецкнй В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.

Кузин В. С. Психология. М., Высшая школа, 1974.

Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Изд-во ЛГУ, 1961.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1972.

Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Про­свещение, 1977.

Общая психология /Под -ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1977.

Петровский А. В. Беседы о психологии. М., Педагогика, 1978.

Петровский А. В. Способности и труд. М., Знание, 1966.

Платонов К. К. Занимательная психология. 2-е изд., доп. М., Молодая гвардия, 1964.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., Просвещение, 1966.

Страхов И. В. Психология педагогического такта. Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1966

Теплов Б. М.Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АЛН РСФСР. 1961.

[1] Ленин В. И.Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч., т. 18, с. 257.

[2] В последнее время в иностранной печати появились сообщения о том, что одну из молодых горилл удалось обучить «языку жестов» (подобно «языку жестов» глухонемых). Но это еще требует проверки и правильной научной интерпретации.

[3] Маркс К.Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Марке К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитивдат, 1956, С. 631.

[4] Левин В. И,Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10—18(23—31) января1918 г. — Поли. собр. соч., т. 35, с. 289.

[5] Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 718.

[6] Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с. 77.

[7] Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.— Поли. собр. соч. 2-е изд., доп. М.— Л., Изд-во АН СССР 1951, т. III кн. 1 с. 248.

[8] Маркс К.Капитал. — Маркс К.- и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, С. 189.

[9] Ушинский К. Д.Родное слово. - Собр. соч. М. —Л., Изд-во АПН РСФСР, 1949, т. 6, с. 252.

[10] Ленин В. И.Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч. т. 18, с. 50.

[11] Ленин В. И.Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч. т. 18, с. 320.

[12] Ленин В. И. т. 18, с. 46. Материализм и эмпириокритицизм. — Поли. собр. соч.,

[13] Рабкин Е. Б.Полихроматические таблицы для исследования цветоощущений. М., Медгиз, 1952.

[14] Ленин В. И.Задачи союзов молодежи. — Поли. собр. сочч т. 41, с. 305.

[15] Павлов И. П.Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. — Поля. собр. соч. 2-е изд., доп. . - Л., Иад-во АН СССР, 1951, т. III, кн. 2, с. 325.

[16] Некоторые психологи оперативную память называют кратковременной памятью, а для обозначения кратковременной памяти используют термин «ультракороткая память».

[17] Маркс К.Капитал.— Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 189.,

Наши рекомендации