Ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда
Инфаркт миокарда – это способность принимать любую нагрузку близко к сердцу.
Клиенты с такими заболеваниями придают мало значения предвестникам инфаркта, они отличаются толерантностью к симптомам своей болезни и даже безразличием к ним.
Развитие данных заболеваний характеризуется с психосоматических позиций как последовательное чередование определенных стадий – синдромов гиперактивности, сверхкомпенсации и крушения.
1) Синдром гиперактивности. Личность с заболеваниями сердца и сосудов характеризует честолюбие и трудолюбие, это целенаправленная и усердная личность. Таких людей отличает интенсивная длительная потребность в успехе, честолюбиво - конкурирующее поведение, постоянное желание признания. Трудные ситуации переживаются такими людьми как испытание их способности к решению проблем. У них преобладает чувство гневливой раздражительности. Так складывается выраженное агрессивное, эгоистическое поведение.
2) Синдром сверхкомпенсации. Постоянное внешнее давление, которое провоцируется соответствующим поведением, приводит к хроническому перенапряжению. Сохранение стабильности поведения требует стратегии постоянного нарастания издержек, исходя их этого, объективно возникает перегрузка организма.
3) Синдром крушения. Данную стадию характеризуют труднообратимые последствия «надлома жизненной линии». Внешне такой человек может демонстрировать спокойствие и невозмутимость, однако его механизмы эмоционально контроля сильно изношены, он испытывает состояние истощения и депрессии, что и приводит к инфаркту миокарда. Такие люди, долгое время направляющие гиперактивность и враждебность вовне, в конце концов, обращают их против самих себя.
Рекомендации для работы с таким клиентом:
- Следует собрать биографический анамнез с целью выявления эмоциональных нарушений и выяснение того, как ведет себя больной относительно своих внутренних побуждений и чувств.
- Необходимо распознать ориентировку на успех как конфликтное поведение. Уйти от стереотипа, что тот, кто много работает, является здоровым.
- Борьба с механизмом отрицания больного, используя сообщения и ЗОЖ.
- Аутотренинг, функциональная релаксация.
- Использование психотерапии, работающей с сопротивлением и переносом.
- Могут использоваться методы терапии фокусированной на решении, арт-терапии, семейной психотерапии.
Консультирование клиентов при наличии у них психогенных нарушений пищеварения.
Стиль питания есть отражение эмоциональных потребностей и душевного состояния человека. В первое время нашего существования прием пищи – это основная жизненная функция. Удовлетворение голода вызывает ощущение защищенности и хорошего самочувствия. В переживании младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и любви.
Люди, которые в детстве не получили должное удовлетворение своих потребностей склонны во взрослом состоянии к захвату, зависти, ревности, агрессивности по отношению к матери, которая часто вытесняется (проявляется в спазмах и рвоте).
Также прием пищи находится в тесной связи с потребностью в общении, то есть является коммуникативным процессом. Большинство людей предпочитает есть в обществе. Вот почему, так часто бывает трудно отказаться от своих гастрономических привычек – они создают ощущение радости, а это составная часть жизни.
При работе с таким клиентом лучше всего вызывать у него воодушевление к достижению цели, необходимо постоянно объяснять человеку, для чего вводятся ограничения. А все рекомендации лучше давать в строгом письменном виде.
К традиционным психогенным нарушениям пищеварения относят:
- ожирение;
- нервную анорексию;
- нервную булимию;
- язвы желудка и двенадцатиперстной кишки;
- запоры;
- эмоциональную диарею («Медвежья болезнь») и др.
Клиническое нарушение восприятия своего тела сопровождается явно выраженной депрессивной симптоматикой или социальной фобией.
Удовлетворение своим телом зависит, прежде всего, от стабильного чувства уверенности в себе. Кто хорошо ощущает свое тело, настроен оптимистически, уверен в себе, тот не станет легкой добычей рекламы и того стандартного образа, который диктуется установившимися в обществе нормами и предписаниями. Такие люди знают, что их внутреннее самочувствие зависит не только от того, как они выглядят внешне.
Картина личности клиента с ожирением.
Ожирение – это способность здесь и теперь доставить себе что-то приятное.
1) Ожирение может быть вызвано родителями, когда они систематически на любое внешнее выражение ребенком потребности отвечают предложением пищи и ставят свое проявление любви к ребенку в зависимость от того, ест ли он.
2) Очень тесная привязанность к матери, доминирование матери в семье. Мать своей чрезмерной заботой задерживает двигательное развитие и готовность к социальным контактам, фиксирует ребенка на пассивной позиции.
3) Чрезмерное потребление пищи как защита от негативных депрессивно окрашенных эмоций и страха.
4) Больные чувствуют себя несовершенными, ранимыми, несостоятельными. Став массивным и внушительным, человек с ожирением кажется себе более сильным и защищенным.
5) Человек утешает себя едой за отсутствие любви к себе.
6) Характерны частые стрессы в межличностных отношениях.
7) Заметное превышение устойчивой личностной тревожности.
8) Ожирение обостряется при потере близкого человека, в ситуациях требующих повышенного напряжения, в ситуациях общей подавленности и гнева.
Рекомендации для работы с таким клиентом.
- Письменной описание поведения во время еды. Пациенты должны подробно записывать, что они ели, сколько, в какое время, где и с кем это происходило, как они себя при этом чувствовали, о чем говорили. Первая реакция пациентов на такое задание – негативизм, но в дальнейшем можно добиться хороших положительных результатов (пример с коммерсантом).
- Контроль стимулов, предшествующих акту еды (ограничение вредных продуктов, хранящихся дома, мест, времени суток). Необходимо есть всегда в одном месте, даже если речь идет о маленьком кусочке или глотке.
- Замедление процесса еды. Клиентов учат навыку самостоятельно контролировать прием пищи. Считать во время еды каждый глоток и кусок. После каждого третьего куска откладывать столовый прибор и тщательно пережевывать содержимое рта. Все внимание должно быть сосредоточено на еде и на получении удовольствия от пищи (никакого телевизора или газеты).
- Усиление сопутствующей активности. Клиентам предлагается система формальных поощрений за изменение своего поведения и похудение. Накопленные очки суммируются и превращаются при помощи членов семьи в материальную ценность.
Картина личности клиентов с нервной анорексией и булимией.
Термином анорексия определяется возникшее в пубертатном периоде болезненное состояние, связанное с желанием похудеть, стать изящной и оставаться такой.
1) Страх перед нормальной едой, увеличением массы тела и достижением средних показателей, необходимых для сохранений здоровья. Также присутствует страх физиологического созревания.
2) Чаще наблюдаются черты шизоидной личности.
3) Ранимые с недостаточной контактностью.
4) Внешне производят впечатление послушных и даже подчиняемых.
5) Провоцирующей ситуацией для нарушения пищевого поведения часто бывает первый эротический опыт, который больные не могут переработать и переживают в качестве угрожающего.
6) Амбивалентный конфликт близости / дистанции с матерью, к чьей близости они стремятся, одновременно опасаясь ее.
Булимия (бычий голод) обозначается как навязчивая еда / рвота или еда / дефекация. Как и нервная анорексия, булимия проявляется преимущественно у женщин.
1) Превосходный фасад скрывает крайне низкую самооценку.
2) Перфекционизм – стремление все сделать на «отлично».
3) Склонны к унынию, депрессии, навязчивым мыслям или действиям.
4) Не удовлетворены своим внешним видом.
5) Ставят себе нереалистичные цели.
6) Впадают в отчаяние, когда не удается достичь целей.
7) Строят личные отношения по «булимистической» схеме: пылкое увлечение – резкий разрыв.
Рекомендации для таких клиентов:
1. Тщательные диагностические беседы.
2. Семейная терапия.
3. Терапия испытанием (примерять купальники и т.п.).
4. Преодоление тревожности.
5. Формирование адекватной самооценки (методики телесно-ориентированной терапии).
Картина личности клиентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.
Выделяют следующую типологию язвенных больных:
1) Психически «здоровый» язвенный больной. Личности с хорошей функцией Я и стабильными объектными отношениями, которые при массивной специфической или неспецифической нагрузке и определенной предрасположенности желудка заболевают язвой в качестве единой психосоматической реакции.
2) Язвенный больной с неврозом характера. Заболевание обостряется вследствие особых переживаний обиды, неудачи, любовной потери после двухфазного вытеснения.
3) Социопатический язвенный больной. Пассивно-зависимые больные со слабым Я, чрезмерной зависимостью от объектов, заболевают уже при мелких внешних отказах в любви и обращении к себе.
4) «Психосоматический» язвенный больной. Невыразительные личности с бедной фантазией, ригидные в повседневной жизни. У таких пациентов констатируют учащение несчастных случаев и оперативных вмешательств.
5) «Нормопатический» язвенный больной, чрезмерно ориентированный на нормальность поведения, чрезмерно адаптивный, такие люди находятся в состоянии хронической саморазрушающей стрессовой перегрузки, но фоне которой и появляется язвенная симптоматика.
Рекомендации при работе с такими клиентами:
1. Коррекция системы факторов агрессии и защиты.
2. Преодоление сопротивления и выявление психотравмирующих событий.
3. Преодоление тревожности.
4. Широкое использование аутотренинга.
5. Использование семейной психотерапии (устранение трудностей взаимопонимания и внутрисемейных конфликтных ситуаций).