Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. Их отношения можно представить в виде треугольника:
ШИЗОИДНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ
Их отношения можно представить в виде треугольника:
быть вместе с ней. Я шла рядом с ней. чувства ушли от нее и от мира и стали призрачными». Здесь пациентка поняла, что между ее сном о телах, напоминающих трупы, и этим инцидентом есть тесная связь. Она пережила чувство призрачности, отстраненности от тела и от представления о теле. Затем она спросила меня: «Почему я умертвила себя?» Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо понять динамику, механизм и этиологию проблемы шизоида.
Соотношения этих уровней личности иллюстрирует следующий случай. Пациентка, женщина, имела образ Я. который подразумевал, что она замечательный человек, выше среднего уровня, просвещенный и чувствительный. В курсе терапии образ Я рассеялся. Она рассказала о своем сне, в котором два ее ребенка, мальчик и девочка, спрятались в подвале дома и объявили голодовку. Вот ее рассказ: «Во сне я чувствовала, что они делают это без злобы. Я спустилась в подвал и там увидела их тела, лежащие друг напротив друга, как мертвые, но я заметила, что их глаза открыты и лица выглядят живыми, в отличие от тел, которые были, как трупы. Я чувствовала, что они изображают меня. Я часто делала что-нибудь со злости. Я задумалась, что если глаза символизируют ум, то я чувствую, что эта часть меня самая живая.»
У этой пациентки было высокое, худощавое тело и резкое изможденное лицо, придававшее ей вид трупа. Однажды, прогуливаясь с матерью по улице, она почувствовала свое состояние. «Я почувствовала, что мне очень стыдно перед ней, потому что я отодвинулась, чтобы не
ЗАЩИТА ОТ УЖАСА
ЗАЩИТА ОТ УЖАСА
СТРАХ И УЖАС
Страх парализует тело. Нормальный человек, реагируя на страх, бросается в бой или обращается в бегство. Он пытается отодвинуть опасность или избежать ее. Если эти реакции блокированы, самоконтроль рушится. Личность человека разваливается, и рассудок оказывается под угрозой. Сумасшествия в такой ситуации можно избежать только с помощью определенных действий, которые отрицают и вытесняют страх. Существуют способы самоконтроля, но страх не исчезает. Если человек вытесняет страх, тот становится смутным ужасом. Он трансформируется в боязнь потерять контроль или сойти с ума.
Глубинный страх сумасшествия — это ужас, который пугает гораздо больше, поскольку он безымянен и безлик. Этот ужас связан с образом сумасшедшего дома. Он таится в недрах каждого шизоидного индивидуума, и его вполне можно сравнить с неразорвавшейся бомбой. Когда он прорывается в сознание, человек переживает «мировую катастрофу». Ум шизоида представляет это как разрушение мира (Weltuntergang), фантазию или чувство полной аннигиляции. Он реагирует на ужас чувством, что «распадается на части» или «разваливается на куски». Он прилагает отчаянные усилия, чтобы защититься от ужаса и его катастрофического воздействия. Если защиты не достаточно сильны, единственный способ спастись — полностью уйти в нереальность шизофрении.
Поверхностно ужас связан со страхом сумасшествия. Джек, о котором мы говорили во второй главе, сказал: «Мне кажется, я просто боюсь потерять рассудок».
Значительная часть пациентов переживает ужас подобным образом. Можно показать, что ужас сам по себе является силой, которая угрожает Я и разрушает разум, и что шизофрения — это крайняя попытка избежать его. Что же это за безымянный страх?
Страхи становятся безымянными и безликими, когда они вытеснены. Они живут в бессознательном и оказывают воздействие на ребенка. Когда пациенту удается освободиться от той хватки, которой ужас сковывает его, некоторые элементы этого ужаса проясняются, и тогда удается разглядеть страх быть покинутым, страх быть уничтоженным и страх уничтожить кого-то. Но эти страхи специфичны, потому что человек сознает их, в то время как бессознательный ужас шизоида аморфен, его щупальца холодят кости и парализуют волю. Он как скелет в шкафу, который не так страшен, когда дверца открыта и на него можно взглянуть прямо. Перед закрытой дверью, за которой стоит неизвестность, человек дрожит от подавляющего испуга, подтачивающего его мужество и разрушающего его решимость. Терапия должна помочь пациенту обрести отвагу и силу, чтобы он смог взглянуть на свои страхи. В процессе терапии человек неизбежно будет переживать ужас. При поддержке и понимании терапевта его переживание может дать позитивный эффект.
Пол, после года работы с терапевтом, рассказал о таком переживании: «У меня была странная неделя. Я метался между абсолютной беспомощностью и чувством, что я — живой. В пятницу я был почти активен, но в субботу мне не удалось даже встать на ноги. Я чувствовал, что весь день просочился сквозь пальцы. Я был очень подавлен и немного плакал. Воскресенье было лучше. Я погулял. В понедельник я чувствовал себя совсем мертвым, мне хотелось остаться в кровати и окончить жизнь.
Этим вечером я был в полусне... я повернулся на спину и сложил губы так, словно сосу что-то ртом. Они задрожали, и мне стало очень тревожно, меня почти парализовало. Руки стали тяжелыми и беспомощными, словно неживые, я не мог их поднять. Мне пришлось собрать
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ЗАЩИТА ОТ УЖАСА
всю волю, чтобы бороться и не уступать параличу. Я чувствовал: если поддамся этому, произойдет что-то катастрофическое. Я заставил себя пробудиться.»
Анализ переживания показывает, что ужас, проявившись тревожной дрожью и парализованностью, возник, когда Пол сделал спонтанный жест, чтобы достичь удовольствия. Сосательный жест, пробудил детские воспоминания, в которых такая активность угрожала катастрофическим результатом. Ребенком Пол встретил реакцию ненависти матери, когда предъявил ей свои требования. Ее ненависть выразилась убийственным яростным взглядом, который ребенок понял так: «Хватит требовать от меня! Если ты не замолчишь, я уйду или уничтожу тебя!» Подобная экспрессия родительской ненависти встречается нередко. Многие матери кричат от злости и досады. Некоторые даже говорили мне, что много раз чувствовали, что могли бы убить своих детей. Одно такое переживание не приведет ребенка к всеохватывающему ощущению ужаса, но если оно представляет собой бессознательную позицию матери, то воздействует на него, вызывая страх, что его покинут или уничтожат. В ответ ребенок развивает по отношению к матери такую ярость, что она почти ужасает.
Общий эффект подобных переживаний — удерживание агрессии. Шизоид начинает бояться предъявлять требования, которые могут привести к удовольствию и удовлетворению. «Дотягивание до мира» вызывает у него смутный ужас. Он караулит этот ужас, сужая свое окружение и пресекая собственную активность. У меня была пациентка, которая чувствовала себя очень некомфортно, если ей приходилось куда-то уезжать с постоянного места жительства. Бывает, что пациент впадает в панику, если ему предстоит одному выйти на улицу или поехать куда-то. У всех шизоидов ужас связан со страхом потерять контроль, поскольку в этом случае вытесненные импульсы могут вырваться наружу и, как в случае Пола, привести к катастрофическим результатам.
Чтобы удержать агрессию и пресечь активность, необходим контроль, который достигается ригидностью тела, ограничивающей самоутверждающие жесты. Поскольку импульсы пресекаются, их формирование в конце концов ослабевает. Вытесняя собственные желания, шизоид приходит к тому, что не знает, чего он хочет. Отвергая удовольствие, он начинает отвергать свое тело. Чтобы выжить перед лицом ужаса, он умерщвляет тело, снижая его подвижность и ослабляя дыхание.
Имея в виду эту ситуацию, легко понять шизоидную отделенность и невовлеченность. Это — защита от ужаса. В той степени, в которой ему удается сохранить себя вне эмоциональных взаимоотношений, он может избежать ужаса, который, в свою очередь, может позволить прорваться вытесненному импульсу. Физическая ригидность шизоида служит той же цели. Но отделенность и изолированность нарушает контакт с реальностью, подрывает его Я и ослабляет отождествленность. Невовлеченность не позволяет получить эмоциональное удовлетворение, которое подкрепляет нормальные взаимоотношения и приносит внутреннее чувство благополучия. И наконец, ригидность порождает внутреннюю пустоту, вакуум, который грозит шизоидной структуре уничтожением.
Защита против ужаса требует иного маневра. Шизоид вступает в «псевдо-контакты» и занимается «интеллектуализацией», чтобы не потерять связь с реальностью и поддержать паттерн поведения, который похож на нормальный: другими словами, он играет роль. Эта бессознательная роль обеспечивает ему отождествленность, придает смысл его действиям. Пока он сохраняет ее, опасность декомпенсации или ужаса и сумасшествия предотвращается. Но этот маневр тоже имеет свои сложности. Исполнение роли ограничивает основу существования. Когда человек находится в одиночестве, предполагаемая отождествленность может рассыпаться перед лицом самого себя (self). По этой причине шизоиды часто боятся одиночества. Таким образом, все аспекты его защиты (и манев-