Частота возникновения межличностных инновационных
Конфликтов в зависимости от инновационного процесса
И типа нововведения
Тип новвоведения | Стадии инновационного процесса | Процент от общего числа конфликтов | |||
Зарождение | Внедрение | Диффузия | Рутинизация | ||
Материально-технические | 23,5 | 64,7 | 5,9 | 5,9 | 11,3 |
Управленческие | 20,4 | 66,3 | 14,2 | 2,1 | 66,4 |
Педагогические | 22,1 | 54,3 | 15,2 | 8,2 | 16,7 |
* Анцупов А.А,, Шипилов А.И. Указ. соч. С. 361.
Направленность мотивов оппонентов различна. У новатора они более общественно-ориентированы, у консерватора чаще личностно-ориентированы. Основными мотивами вступления в конфликт новатора являются следующие:
· стремление повысить эффективность деятельности коллектива - 82%;
· желание улучшить взаимоотношения в коллективе - 42%;
· нежелание работать по-старому - 53%;
· стремление реализовать свои возможности - 37%;
· желание повысить свой авторитет - 28%.
Для консерваторов характерны следующие мотивы вступления в конфликт:
· нежелание работать по-новому, менять стиль поведения и деятельности - 72%;
· негативная реакция на критику - 46%;
· стремление настоять на своем - 42;%
· борьба за власть - 21%;
· Стремление сохранить социальные и материальные блага - 17%.
Инновационные конфликты оказывают большое влияние на успешность деятельности организации, поэтому проблема конструктивного решения чрезвычайно актуальна. Обобщение отечественного и зарубежного опыта изучения инновационных конфликтов позволило выявить закономерности их развития и разрешения.
Прежде всего следует отметить, что внедрение любых новшеств является в большей степени не техническим, а социальным и психологическим процессом. Чем более существенны негативные эмоции, переживаемые оппонентами по отношению друг к другу, тем менее конструктивный характер имеет конфликт. Консерватор нервничает в инновационных конфликтах меньше, чем новатор.
Вероятность конструктивного решения инновационного конфликта будет больше, если новатору удается заручиться поддержкой коллег. Здесь будет уместно обратиться к теории социальных ролей, автором которой считается американский социальный психолог Джордж Герберт Мид. Суть этой теории состоит в том, что в каждой конкретной ситуации человек ведет себя как актер в соответствии со своей ролью. Роль представляет собой определенный стереотип, модель поведения в системе общественных или личных отношений. Ролевой подход дает возможность описать шесть типов поведения, участвующих в инновационном процессе[7].
Инноваторы - это инициаторы, которые предлагают и отстаивают собственные идеи, причем часто могут идти на конфликт, чтобы протолкнуть их. Они не всегда видят реальные возможности для внедрения предложений, потому что очень увлечены новым. Руководителю важно формировать у них панорамное видение ситуации.
Сторонники нововведений - это те, кто очень быстро воспринимают новое, когда убеждаются в его важности. Именно на них необходимо опираться, чтобы инициативные предложения были внедрены.
Колеблющиеся по отношению к нововведениям - это работники, которые либо недопонимают их значимость, либо видят больше "минусов", чем "плюсов". Чаще всего эти работники являются эрудированными, а потому к их мнению всегда прислушиваются и остальные. Руководителю, который вносит новые предложения на обсуждение в своем подразделении, важно понимать, что эрудиция еще не означает проникновения в суть новой идеи. Ведь существует такая историческая закономерность: наибольший вклад в прогрессивное развитие вносят не эрудиты, а творцы идей и обстоятельств.
Нейтралисты - это те, кто безразлично относится к новым предложениям. Но проявление безразличия тоже может быть определенной позицией: если они никак не относятся к новым идеям, то это свидетельствует о том, что они не поддерживают новое. При некоторых условиях они могут занять конформистскую позицию, подпадая под влияние тех, кто только делает вид, что перестроился, а на самом деле хочет оставить все по-старому. Поэтому руководителю важно понимать, при каких условиях они могут выступить против.
Скептики- это те работники, которые ищут в нововведениях прежде всего негативные последствия. Однако они, как правило, не предпринимают никаких практических шагов, чтобы помешать. Будучи по натуре всегда так настроенными к любому новому делу, они могут со временем и принять нововведение под давлением мнений большинства. Руководитель, опираясь на команду единомышленников, может сформировать сильное позитивное мнение по отношению к нововведениям, которое заставило бы скептиков по-новому посмотреть на проблемы их внедрения. Это трудно, но необходимо!
Консерваторы - это те, кто оказывает сопротивление новому. У них доминирует традиционализм при восприятии нововведений. Они могут воспринимать новое только тогда, когда оно становится традицией. Характер мышления не позволяет им ориентировать себя на новое, а поэтому они уютнее чувствуют себя в спокойной, привычной обстановке.
В зависимости от разнообразия позиций работников по отношению к нововведениям руководитель вырабатывает для себя определенную тактику делового поведения на всех стадиях разработки и внедрения инновационной программы.
До прихода нового руководителя в коллективе царил "застой". Если не всех, то многих это устраивало. Новый руководитель резко повысил требования практически к каждому члену коллектива, что вызвало негативную реакцию.
Остроту конфликта можно было снизить своевременной и полной информацией о сущности и особенностях нововведения. Поспешно внедряемые новшества вызывают большее сопротивление по сравнению с вводимыми постепенно.
Конструктивное решение данного инновационного конфликта более вероятно, если новатору (новому руководителю) удастся заручиться поддержкой коллег, прежде всего привлечь на свою сторону сторонников нововведений, убедив их в социально-экономической эффективности.
Таким образом, конструктивному разрешению межличностных инновационных конфликтов способствует соблюдение основных социально-психологических условий формирования положительной установки на нововведение.
Контрольные вопросы:
Какие основания берутся при определении вида конфликта?
Внутриличностные, межличностные и другие виды конфликтов в зависимости от числа участников.
Горизонтальные и вертикальные, открытые и скрытые, симметричные и ассиметричные, конструктивные и деструктивные конфликтов.
Три формулы конфликта в зависимости от их составляющих. Приведите примеры конфликтов типа А,Б и В.
Какую роль в развитии общества и организации играют инновационные конфликты?
Какие типы нововведений вызывают больше конфликтов и почему?
В чем суть теории социальных ролей? Дайте характеристику новаторов, скептиков и других участников инновационного конфликта.
Какие социальные роли могут способствовать или способствовать внедрению инноваций?
Какова мотивация вступления в конфликт оппонентов, исполняющих различные социальные роли?
Какие социально-психологические условия необходимо учитывать при внедрении новшеств?