Деловое совещание и деловые переговоры
1. Цели проведения деловых совещаний: предварительный обмен мнениями; подготовка рекомендаций; принятие решения.
2. Подготовка деловых совещаний: повестка, оптимальная продолжительность и число участников, оповещение и т.д. Общая процедура совещания.
3. Роль руководителя в проведении совещания. Стили ведения совещаний. Структура принятия группового решения. Групповые методы принятия решения: интервью, мозговой штурм, дискуссия.
4. Виды деловых переговоров. Основные этапы проведения переговоров.
5. Структура переговоров. Правила подготовки деловых переговоров. Стратегии и тактики ведения деловых переговоров. Подведение итогов переговоров.
6. Национальные стили ведения переговоров.
Доклады (рефераты)
1. Виды и этапы проведения деловых переговоров
2. Национальные стили ведения переговоров
Практические задания
Составление обзора литературы
· Составление глоссария по теме
· Подготовка методических рекомендаций и их презентация по теме: «Этикет деловых приемов» или «Подготовка и проведение совещания»
Литература
1. Айви, Аллан Е. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения: [Перевод]. – Новосибирск: ЭКОР, 1995.- 93с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. - 2 - е изд. – М.: ИНФРА - М, 2003. - 295 с.
3. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. – М.: ИНФРА-М, 1996.
4. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. – М.: Знание, 1990. – 238с.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.
6. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
7. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1992.
8. Дональдсон М., Дональдсон М. Умение вести переговоры для “чайников”. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001.—224с.
9. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М., 2003.
10. Искусство разговаривать и получать информацию : Хрестоматия / составитель Борис Николаевич Лозовский. – Москва : Высшая школа. - 1993. - 303 с.
11. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей: Как вырабатывать уверенность в се6е и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начатъ жить: Пер. с англ. – СПб.: Лениздат., 1992. -707с.
12. Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. – Л.:Лениздат, 1988.
13. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет : Учебное пособие для вузов. – М. : Экономическая литература. - 2002. - 287 с.
14. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М., 2002.
15. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 1997.
16. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.
17. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2004.
18. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. – М., 1999.
19. Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров. – М.: 1989.
20. Омаров А.М. Управление: Искусство общения. – М., 1983. - 237с.
21. Опалев А.В. Умение общаться с людьми. – М., 1996.
22. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
23. Попова Ж.Г. Межнациональные особенности ведения деловых переговоров: социокультурный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 1.
24. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 415 с.
25. Смирнов Г.Н. Этикет делового общения. – Минск, 2000.
26. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж,2001.
27. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990. — 158с.
28. Шейнов В.П. Искусство убеждать. – М., 2000.
29. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – М., 1996.
30. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров. – М., 1988.
Тема 6
Критика и спор в деловой коммуникации
1. Структурные, психологические и логико-риторические характеристики спора, дискуссии, полемики, дебатов.
2. Культура спора. Поведение участников спора, их индивидуальные особенности, национальные и культурные традиции.
3. Приёмы убеждения в споре. Приёмы воздействия на участников спора.
4. Использование критики в деловой коммуникации. Психологические издержки критики.
Практические задания
· Подготовка методических рекомендаций и их презентация по теме: «Культура спора»
Литература
1. Айви, Аллан Е. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения: [Перевод]. – Новосибирск: ЭКОР, 1995.- 93с.
2. Атватер И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. – М., 1984.
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. - 2 - е изд. – М.: ИНФРА - М, 2003. - 295 с.
4. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. – М.: Знание, 1990. – 238с.
5. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
6. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1992.
7. Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство. – М., 1978
8. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. – М., 1988.
9. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М., 2003.
10. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М.,1998.
11. Козлов Н.А. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М., 1996.
12. Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. – Л.: Лениздат, 1988.
13. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие для вузов. – М.: Экономическая литература. - 2002. - 287 с.
14. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М., 2002.
15. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2004.
16. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987.
17. Опалев А.В. Умение общаться с людьми. – М., 1996.
18. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
19. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. - 4 - е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 415 с.
20. Смирнов Г.Н. Этикет делового общения. – Минск, 2000.
21. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж,2001.
22. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. – Л.: Лениздат, 1991.
23. Шейнов В.П. Искусство убеждать. – М., 2000.
24. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – М., 1996.
25. Шейнов ВП. Как управлять другими. Как управлять собой (искусство менеджера). – Минск: Алмафея, 1996.
Тема 7