Пять базовых принципов коучинга
· Каждый человек, обратившийся к коучу – здоров и в полном порядке.
· Потенциал человека не имеет границ. У каждого человека достаточно ресурсов для достижения своих истинных целей, и никто кроме него не сможет решить его задачу наилучшим образом.
· Человек знает о себе и своей текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант.
· Каждый человек поступает наилучшим образом исходя из известных ему альтернатив, т.е. он выбирает наилучшую из известных ему моделей поведения, применимых в конкретном случае. Чем больше моделей поведения известно человеку, тем богаче его выбор.
· Люди не нуждаются в критике, чтобы совершенствовать свою жизнь.
Сферы применения
В бизнесе данное учение эффективно используется для:
· развития компании
· определения стратегии компании
· выработки плана развития
· создания команды
· мотивации
· подготовки и обучения
· устранения конфликтов в коллективе
Во время сессии открывается возможность:
· посмотреть на ситуацию со всех сторон и оценить её в целом
· сгенерировать несколько разных способов решения проблемы
· проанализировать их и принять наилучшее решение
· составить план действий
В личной жизни используется для решения любых вопросов:
· в воспитании детей
· для разрешения семейных конфликтов
· при налаживании взаимоотношений с друзьями и коллегами
· для избавления от вредных привычек - курения, алкогольной и пищевой зависимости.
Также его с успехом применяется для:
· поиска работы
· определения специализации
· продвижения по карьерной лестнице
Основная задача -не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.
ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ
Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.
Цель:активизация внимания слушателей и вовлечение их в процесс усвоения знаний
Задачи:
· заинтересовать слушателей для процесса усвоения знаний,
· вовлечь слушателей в процесс обсуждения получаемых знаний для поиска объявленных ошибок,
· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.
Методика проведения:
На предыдущем занятии объявляется тема следующего занятия, количество ожидаемых ошибок и даются материалы (или ссылки на источники) для предварительного ознакомления с заявленной темой. Перед началом лекции учащихся разделяют на небольшие подгруппы по 3-5 человек (сидящих рядом друг с другом). Изложение материала рекомендуется разделить на несколько (3-4) подразделов. После каждого подраздела дается 2-3 минуты на обсуждение материала в подгруппе и вынесение заключения: имеются ли ошибки и сколько их сделано в данном подразделе. По каждой подгруппе на доске фиксируется количество ошибок.
Изложение всего материала рекомендуется закончить не менее чем за 10 мин до конца занятия. Представителям каждой подгруппы предлагается озвучить все указанные ими факты ошибок и записать их на доске. Можно предложить другим подгруппам опровергнуть заявленные факты или обосновать последствия этих ошибок, давая возможность показать студентам уровень владения темой.
В заключении необходимо указать правильные ответы и поощрить те подгруппы, в которых отмечен наибольший процент правильных ответов. Поощрением могут служить баллы рейтинговой системы, выставляемые за занятие или проценты от итоговой оценки за дисциплину.
МЕТОД СОКРАТА
Метод Сократа – метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, называется еще метод «сократовской иронии». Это умение извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ.
Метод диалектический, т.к. он приводит мысль в движение (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине). В основе диалектического метода и сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точек зрения.
Преимущества у этого метода:
1. Он держит внимание собеседника, не дает отвлечься.
2. Если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите.
3. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.