Когнитивная теория социального научения
1. Основным типам поведения человек учится в социальных ситуациях через удовлетворение своих нужд при посредничестве других людей. Основу социального научения образуют умения прогнозировать свое поведение и поведение других людей в социальных ситуациях. Поведение человека опирается на способность предвидеть события и ситуации; основу такой способности образуют 4 переменные:
· Потенциал поведения (behavioral potential, ВР) – вероятность и диапазон поведенческих реакций в определенной ситуации, связанный с каким-либо подкреплением. Поведение может включать двигательные акты, когнитивную активность, вербализации, эмоциональные реакции и т. д.
· Ожидание (expectancy, Е) – субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате определенного поведения.
· Ценность подкрепления (reinforcement value, RV) – степень, с которой человек при возможности получения разных подкреплений предпочитает одно подкрепление другому.
· Психологическая ситуация – влияние восприятия ситуации (контекста) на поведение.
2. Человеческие потребности представляют собой наборы различных типов поведения, на основе которых субъект схожим образом приобретает сходные наборы подкреплений. Имеется 6 категорий основных потребностей:
· Социальное признание на основе компетентности в различных областях деятельности.
· Социальная защищенность.
· Социальное доминирование – влияние на жизнь других людей, организация последствий на основе такого контроля.
· Социальная независимость – возможность принимать самостоятельные решения.
· Любовь и привязанность.
· Физический комфорт – здоровье, безопасность и т.д.
3. Основные составляющие потребности:
· Потенциал потребности – вероятность того, что данное поведение приведет к получению определенной категории подкреплений.
· Ценность потребности – предпочтение подкреплений, относящихся к одной из 6 категорий потребностей.
· Свобода деятельности и минимальная ценность (уровень минимальной ценности – низшая точка, в которой подкрепление продолжает восприниматься как положительное) – ожидание человеком, что определенное поведение приведет к подкреплению одной из 6 потребностей:
Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности. Сочетание высокой ценности потребности и низкой свободы деятельности – причина плохой адаптации.
4. Люди различаются по характеру обобщенного ожидания того, в какой степени им удается контролировать подкрепления в своей жизни:
· Интернальный (внутренний) локус контроля – высокий самостоятельный контроль подкреплений;
· Экстернальный (внешний) локус контроля – низкий самостоятельный контроль подкреплений.
Притязание на успех, стремление субъекта к достижению успеха зависит: а) от частоты успехов, испытанных субъектом ранее в сходных ситуациях; б) от уверенности в том, что успех находится (не находится) под собственным контролем. На этой основе выделяется два типа личности, которые различаются по характеру объяснения событий:
· Интернальный тип личности: субъекты с внутренним локусом (расположением) контроля, склонные объяснять причины событий внутренними факторами: собственными навыками, способностями, личностными качествами. Характеризуется установкой на достижение успеха.
· Экстернальный тип личности: субъекты с внешним локусом (расположением) контроля, склонные объяснять причины событий и собственного поведения внешними факторами: везение, случай, влияние других людей. Характеризуется установкой на избегание неудач.
Субъекты с внутренним локусом контроля сильнее изменяют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неудачи.